Костанайская область вплоть до середины 90-х годов была процентов на сорок представлена русскоязычным населением, а потому здесь доминировал русский язык, который в обязательном порядке изучался в казахских школах. Но государственный язык в русской образовательной системе практически не внедрялся. Это привело к тому, что сегодня представители коренного населения плохо владеют родной речью. Советская политика русификации тормозила развитие не только родного языка, но и духовного становления самих казахов. Одним из главных элементов духовности государства является вероисповедание граждан страны, следовательно, строительство мечетей — храмов Божьих.
Сегодня численность титульной нации в Костанае составляет 60 процентов. Побывав недавно в этом городе, с удивлением узнал, что в 200-тысячном городе всего одна мечеть (!). Одна на 120 тысяч мусульман. Имам костанайской мечети Ертай кажы показывает на небольшое здание, вытянутое по ширине.
— Она была построена в 1893 году правоверным татарином Жаушевым, богатым купцом, — рассказывает Ертай кажы. Мечеть функционировала до революции. Что интересно, в те времена жамагата было намного больше, чем сейчас. Как свидетельствуют архивы, численность прихожан доходила до нескольких тысяч.
— И сколько сейчас? — интересуюсь я, уверенный, что уж не меньше тысячи..
— Постоянный жамагат вырос до пятисот, - несколько сконфуженно отвечает имам. Раньше было и того меньше, а я здесь главным имамом более девяти лет работаю.
— В основном, наверно, приходят аксакалы?
— Как раз наоборот, — отвечает Ертай кажы, — аксакалы приходят редко, а вот молодежь в последние годы стала более религиозной. Что интересно, студенты зачастили, особенно перед экзаменами сотнями приходят. Видимо, Аллаха просят помочь сдать экзамены и тесты. Перед вступительными экзаменами приходят абитуриенты, среди них много сельчан.
— А женщины, девушки приходят?
— Вот их-то как раз и маловато. Как известно, в религии нет принуждения. Спрашивать, любопытствовать не могу. Женщины-мусульманки, сами знаете, народ занятый: семья, дети, гости, быт. А вот мужчины приходят часто и детей приводят, причем на учебу.
— Какую учебу?.
— Мы при мечети открыли что-то вроде религиозного училища для обучения детей арабскому языку, чтению Корана, хадисам. Количество их колеблется, но есть и величина постоянная.
— Величина, наверное, маленькая? — Если бы я знал, что словом «маленькая» задену большую проблему.
— Количество обучающихся детей могло бы быть в два-три раза больше, — ответили мне — но все дело в том, что руководство области, точнее, областной акимат абсолютно никакого внимания не уделяет нашим проблемам. Во-первых, мечеть старая, более ста лет, и маленькая. Ее можно назвать приспособленной. Во время рамазана, айта сюда приходит много мусульман, которые не помещаются в мечети, а потому они располагаются вокруг нее и вдоль дороги. Медресе настолько тесное, что проводить там занятия с растущим числом учащихся невозможно. Как быть? При таком отношении власти к верующим и их нуждам проблемы в нашем городе решены не будут. Одна надежда на Аллаха.
Наша газета адресует поднятые в статье вопросы областному и городскому акиматам Костанайской области и надеется на проявление внимания к проблемам мечети и их положительное решение в скором будущем.
Мнайдар МЫРЗАХОЖА |