Он живет в Иерусалиме на улице Ирода по соседству с Яффскими воротами и закусочной “У царя Соломона”. Это всего в двух шагах от Старого города. Здесь каждый день в 4 часа утра на протяжении многих веков распахивает свои древние врата Храм Гроба Господня, чтобы тысячи христианских пилигримов со всего Света могли преклонить колени в одной из главных христианских святынь. И изо дня в день мусульманин Ваджих Нусейб вставляет в замочную скважину полуметровый ключ весом в полтора килограмма, который его древний род передает из поколения в поколение на протяжении 1367 лет.
К своему делу привратник и ключник самого известного христианского храма относится более чем ответственно. За 20 с небольшим лет его работы он ни разу не покидал Иерусалим.
Впервые в «Храм Гроба Господня» Ваджих попал еще мальчишкой. Сюда он приходил вместе с дедом Хусейном и отцом Якубом, которые также были потомственными привратниками и хранителями ключей древнего храма. Дед, несмотря на свой преклонный возраст, не оставлял свое служение ни на день, словно показывая своим сыну и внуку, как нужно относиться к делу. А маленький Ваджих часами наблюдал за христианскими службы, вбирая в свои легкие запах ладана, оставался при этом твердым приверженцем своей веры.
«Мы, правоверные мусульмане, всегда считали, что основные религии, Ислам и Христианство, происходят от Единого Бога, от Аллаха. Мы всегда шли рядом бок о бок в нашей истории. А если эти религии сосуществуют мирно, то благословение будет для всех. Коран учит нас тому, что Бог — один. И поэтому в единении нам и надо искать возможность для нашего мирного сосуществования.»
Чтобы знание о единстве Бога было завершенным, каждый верующий может изучить три важных святых писания — Коран, Тору и Евангелие. А эти святые писания происходят от Единого Бога.
Коран признает Иисуса как пророка, а упоминание о его матери Марьям встречается в мусульманском святом писании 40 раз. Но вы не встретите ни одного упоминания о сестре или брате самого Пророка Мухаммада, . Таким образом, Ислам подчеркивает свое отношение к Иисусу и Святой Марии».
Ваджих — мусульманин из очень древнего рода, корни которого находятся в Медине. Оттуда, из Аравии, его предки перебрались в Иерусалим еще в VII веке. С того времени имя Нусейб упоминается в исторических хрониках. Этот род одним из первых принял Ислам, а предки Ваджиха воевали за Пророка Мухаммада, , и защищали его. И в летописи Ислама навечно осталось имя одной легендарной женщины, звали ее Умма-Омара аль-Маазиния аль-Хузраджия мин Банни-Амир аль-Ансария. От нее и ведет свой отсчет род Нусейбе.
В то время, когда большинство населения аравийского полуострова было языческим, эта женщина вместе со своими детьми уверовала в Единого Аллаха. Однажды она направила одного из своих детей в другой город к человеку, который объявил себя пророком. Мальчик предстал перед ним и, усомнившись в истинности его слов, прямо бросил ему: «Ты лжец!». Ребенка зарубили. Другой ее сын после смерти брата отправился в Иерусалим, находившийся под властью Омара ибн-Хаттаба, пришедшего на эти земли по призыву патриарха Сафрония. Поскольку сын Уммы, Омара, стал одним из ближайших помощников халифа Омара, он получил в знак благодарности должность хранителя ключей. С тех пор ключи из рода в род переходят по наследству.
После того, как Омар ибн Хаттаб, владыка огромного мусульманского халифата, взял Иерусалим после двухлетней осады, патриарх Сафроний пригласил халифа и всю его свиту в «Храм Гроба Господня». Там он показал Омару самые сокровенные христианские святыни: Камень Помазания и Голгофу. В честь гостей отслужили молебен.
Выйдя из храма, халиф Омар указал на территорию немного южнее христианского собора и приказал возвести на этом месте мечеть. Впоследствии ее назвали «Мечетью Омара». А православный владыка передал тогда праведному халифу ключи от города. И в придачу — ключ от главной церковной обители христиан.
«В 1099 году, как известно, была война между латинянами-католиками и православными христианами за право владения «Храмом Гроба Господня». Это был один из самых кровавых крестовых походов. Храм до прихода католиков-рыцарей находился в руках православных христиан. Рыцари-католики захватили и разорили все мусульманские и православные святыни. Уничтожили всех иудеев в Иерусалиме. Ими были убиты 35 тысяч человек, находившихся в стенах града Святого Города. Сразу после кровавой бойни, в которой они изрубили мусульман, православных и иудеев, в одеждах, запятнанных кровью, завоеватели вошли в «Храм Гроба Господня» и, как ни в чем не бывало, стали усердно молиться.
В 1187 году, спустя 88 лет после захвата Иерусалима крестоносцами, Святой Город был покорен Салахаддином Аюби, правителем Египта, курдом по национальности. В качестве условий капитуляции, он, как мусульманский военачальник, приказал, чтобы все православные вернулись на свои земли и продолжали обладать ими. С тех пор все христианские святыни — «Храм Гроба Господня», «Часовня Господня», Голгофа, «Храм Рождества Христова» в Вифлееме, как и прежде, находятся в руках и под контролем православной общины Иерусалима. А ключ от «Храма Гроба Господня» по традиции находится в руках мусульманина.
Салахаддин был очень мудрым человеком. Как известно, католики и рыцари-крестоносцы хотели захватить все святыни, отнять их у православных и передать под контроль Ватикана. Не случайно, что в последующие периоды, когда Иерусалим находился в руках султанов Османской империи, православный патриарх всегда находился под охраной мусульман. Когда он шел по улицам, по бокам его и впереди него находились мусульманские стражники — кавасы. Так что добрососедство между мусульманами и христианами Иерусалима продолжается уже более десяти веков. И от состояния этого взаимопонимания очень многое зависит в современном мире».
И сегодня хранитель ключей исполняет роль негласного третейского судьи. В моменты, когда между христианами возникают споры, Ваджих, преисполненный чувством сохранения мира в Храме, берет на себя миссию миротворца. Успокоившись, лидеры основных христианских конфессий вновь начинают жить по древним правилам. Наивысшее напряжение происходит на Пасху. В такие дни главное, чтобы у входа в Храм не возникло давки. «Раньше, чтобы попасть в Храм Гроба Господня, даже первым лицам государств приходилось стоять в длинных очередях», — рассказывает Ваджих Нусейб. — «Порой они проводили в ожидании и час, и два. Но это было в прошлом. Сегодня из-за сложной политической ситуации паломников стало меньше, и мы, коренные жители Иерусалима, ждем, когда восстановится мир и паломники вновь потянутся к Храму». |