Поводом для написания этого очерка стала статья «Алматы — чей город?», опубликованная в одном из казахоязычных журналов, издаваемых в Казахстане. В материале поднималась проблема религиозного просвещения мусульман нашей страны, и звучал призыв давать культурную и грамотную отповедь религиозным сектам, которые в последние годы наводнили Казахстан и, в частности, Алматы. Они наносят нравственный ущерб подрастающему поколению. Да и только ли нравственный? Попытка просто одним глазом заглянуть в нутро всего лишь одной секты — «Свидетели Иеговы», прописавшейся в Алматы, вызвала изумление. Мне повезло: один знаток этих вопросов проконсультировал меня быстро и грамотно. Возможно, недостойное это дело – искать виноватых в происходящем, но и молчание — тоже предательство, когда какие-то иностранцы руками жителей твоей страны хватают тебя за горло, пытаясь задушить и отобрать твою землю и свободу.
Согласно статистике, в южной столице действует 111 церквей и… 32 мечети. Никто не считал и не посчитает количество молельных домов в Алматы, в которых по субботам и воскресеньям промывают мозги неискушенным в религии алматинцам…
Итак, мечетей в четыре раза меньше. И это при том, что 70 процентов населения Казахстана и Алматы составляют этнические мусульмане. Среди 30 процентов оставшегося населения есть нации и народности, которых ни к мусульманам, ни к христианам не отнесешь, например, евреев, китайцев, индусов…
Одних только индусов-студентов в Алматы более пяти тысяч. Выходит, что количество христиан в Казахстане даже меньше, чем мы полагаем.
Такой расклад невольно вызывает вопросы, на которые надо получить ответы.
Первое. В чем корни такой диспропорции в количестве храмов божьих в стране, где две трети населения составляют мусульмане?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Можно лишь предполагать. Возможно, из-за большого числа спонсоров, финансирующих строительство церквей? Возможно, средства посту-пают из протестантской Америки или из другого дальнего зарубежья? Возможен чисто субъективный фактор: христиане активнее, чем мусульмане, особенно в божьем промысле. Можно предположить, что в районных акиматах Алматы или еще в каких-нибудь структурах власти кто-то тайно или явно лоббирует интересы христиан, или же христиане нашли более «деликатный» способ получать лицензии в акимате Алматы на их возведение? В любом случае, христиане нашли путь и… да здравствует храмостроительство!
Второе. Кто мешает мусульманам южной столицы использовать веками апробированные и эффективные в Степи способы, как единая вера, асар, знакомство, родство, землячество, в конце концов самое сильное оружие казахов — трайбализм — для сбора средств на строительство мечетей?
Не знаю, может быть, такое не дозволено мусульманам? Это прямо как в древнеримской мифологии: что дозволено Юпитеру, не дозволено быку? Значит, строительство храмов Бога — цель праведная, а способы нахождения средств для этого — дело харамное? Что-то тут не вяжется. Видимо, столь бедна наша мусульманская община, что пожертвований прихожан хватает только на ремонт мечетей, как в один голос утверждают все имамы.
Стамбул называют городом тысячи мечетей. И все они строятся за счет пожертвований мусульман. Там разным сектам — «Но пасаран!», что по-испански означает: «Они не пройдут!». Такая же ситуация — в Узбекистане и Туркменистане, где корни Ислама крепки, и народ более однороден.
Третье. А что даст мусульманам Алматы и всего Казахстана увеличение числа мечетей?
Как мне ответили благочестивые мусульмане города Алматы, при большем количестве мечетей увеличится число мусульман, и еще больше усилится вера в Аллаха, особенно у тех, кто впервые обратился к Исламу.
Если это так, то мечети надо строить. Алматинский джамаат в мечети не вмещается, а потому тысячные толпы стоят в проходах, за оградой мечетей, на тротуарах, у подъездов домов в зной, дождь, холод, морозы и бураны… Покорные мусульмане не привыкли роптать и гневить Бога. Не в этом ли толерантность от Господа, не позволяющая просить милость у властей, а только у Всевышнего. И это, наверное, выгодно властям — никаких просьб, жалоб, стенаний — сплошная идиллия?
Четвертое. Должна ли власть города, представленная в основном людьми титульной нации, мусульманами, поощрять строительство мечетей на казахской земле, как символа растущей духовности народа и государства?
Могут же христиане просить не попрошайничая. Чем мы хуже христиан, буддистов, евангельских христиан-баптистов, свидетелей Иеговы, которые в стране с мусульманским большинством ведут себя, как хозяева этой земли? И делается это, как когда-то печалился Юлиус Фучик, с молчаливого согласия равнодушных, с благодушного поведения городских властей, с беспечности самих мусульман. У казахов есть поговорка: «В доме плохого хозяина правит гость». Почему? Только ли потому, что казахи Алматы и власти этого города патологически толерантны? Или власти Алматы живут по принципу: «Дитя не плачет, мать не разумеет»?
Нужен пример? Через два года в южной столице Казахстана будет возведена шестиярусная Соборная мечеть на 16 гектарах земли, рассчитанная на 20 тысяч верующих. Ориентировочная стоимость проекта – 40-45 млн. долларов… за счет пожертвований. Горакимат средства не выделяет. В таком случае правомерен и уместен вопрос: а кто спонсоры?
Пятое. Какова на сегодня эта ситуация с мировых позиций? Последние годы, как все знают, отмечены своего рода религиозным ренессансом. То есть с усилением позиций существовавших религиозных конфессий – Ислама, Православия, Католицизма, Лютеранства, Баптизма, Пятидесятничества и некоторых других появились многочисленные новые протестантские конфессии — методизма и пресвитерианства; нетрадиционные протестантские церкви — “Агапе”, “Новая жизнь”, “Новое небо” и др.; нетрадиционные религиозные культы — Бахаи, Храм Исиды, Церковь Сатаны и т. д. Нам предлагаются новые пути совершенствования человека. Члены таких течений вскоре начинают чув-ствовать себя избранными и ведут себя как представители высшей касты. Они становятся агрессивными к людям, живущим по другим законам. Поэтому основные мировые религии выступают против «сект» и сомнительных обществ, идеология которых отличается от канонов, заложенных на протяжении тысяч лет.
В частности, в Алматы давно сложилась ситуация с присутствием иеговистов, особенно баптистов, чрезвычайно искусных в своих действиях. И невольно задаешься вопросами: кто же финансирует баптистов на строительство такого количества церквей и для чего? С какой целью в Казахстан из-за рубежа доставляются журналы — «Сторожевая башня», издаваемая средним тиражом 32,5 млн. экземпляров, на 81 языке; «Пробуждение» – тиражом 27,6 млн. экземпляров, на 74 языках мира? Завозимых книг и вовсе не счесть. И вручаются они, в основном, наивным женщинам, которые через некоторое время толпами вступают в эти секты.
Представляю казахов-миссионеров, торжественно шествующих по улицам Тель-Авива и Иерусалима с эпическими поэмами об Алпамысе и Кобланды-батырах и вручающих национальную эпику в руки иудеев. Да этих непро- шенных гостей в тот же день с позором экстрадировали бы как казахских шпионов, подрывающих устои иудеев в земле Израилевой.
Шестое. Почему так гуманна наша толерантность? Почему настолько активны зарубежные миссионеры и столь агрессивен их прозелитизм?
Алматинцы вовлекаются в секты путем обмана и даже подкупа, то есть денег, присылаемых зарубежными сектомазохистами и вручаемых неискушенным душам. В основном подкупаются и покупаются казахи, две трети из них — женщины. Начинается переманивание с вручения на улице брошюрок «Сторожевая башня» и «Пробудитесь». Некоторые не отказываются от прокламаций, дабы не выглядеть безграмотными, необразованными, темными и невежественными. Берут также из чувства сострадания к пожилым женщинам, якобы уставшим ходить весь день по улицам города в искреннем желании просветить беспросветных атеистов. Берут из желания обогатить домашнюю библиотеку.
Седьмое. А реалии таковы, что невольно задаешься и такими вопросами: а куда смотрит наша местная власть?
Почему власть не принимает никаких мер против тех, кто глубоко замаскированными методами вовлекает наших детей в свои секты, кто изнутри, словно сырость, разрушает стены наших семей, нашего государства? Кто не уважает ни наш народ, ни нашу власть? Не путаем ли мы казахскую толерантность с равнодушием к своему будущему? Может быть, в нас сидит рабская ментальность? Это не то классическое толстовское непротивление злу насилием, когда тебя ударили по левой щеке, а ты подставляешь правую, да еще и благодаришь. Это губительное смирение. Если же власть возьмется за них деликатно, юридически грамотно, то можно будет оградить общество от вредного влияния разрушителей духовного здоровья и сохранить народ от пытающихся использовать летаргическое состояние силовых и властных структур, а главное, наше закрытое сознание, доброту и простоту. А простота, как известно, хуже воровства. Не оказаться бы обкраденными теми, кто тихим сапом, грамотно и умно, что комар носа не подточит, все шестнадцать лет независимости превращает нас в манкуртов. |