Несколько лет назад газета Вашингтон пост опубликовала это сообщение на первой странице. Американцы торжествовали. Практически ни одно российское издание, ни один телеканал не обошли то событие стороной. Сергей Никитович Хрущёв стал американским поданным. Да и ладно… Невелика потеря. Но и тогда, и сейчас меня мучают гораздо более сложные чувства.
То есть всё? — подумал тогда я. — Холодная война его отца Никиты Хрущева теперь окончательно завершена?
Как и в любом американском боевике после пафосных сцен — слом берлинской стены, вывод наших войск из Европы, вступление бывших союзников по Варшавскому Договору в НАТО — должна прозвучать трогательная человеческая нотка. Обученные Голливудом, американские политические клипмейкеры такую нотку нашли. Пожилой человек — Sergey Khruschioff у провинциальной американской грядки своим поступком доказал преимущество американского образа жизни. Спел гимн Америке.
Там же в Америке еще раньше Хрущевасына оказалась Светлана Аллилуева, дочь Иосифа Сталина. Там же внучка Сталина, подрабатывающая официанткой, Ольга. Там же — Серго Микоян, сын Анастаса Микояна…
Мир изменился, и через распахнутые границы советская (то есть российская, казахская, украинская и так далее) элита и просто обеспеченная часть сограждан ринулась строить дома в Испании и Объединенных Арабских Эмиратах, обучать детей в Англии и получать виды на жительство в США. Можно было бы объяснить это синдромом сладости запретного плода. Вот не пускали раньше, а теперь можно. Поехали!
Можно было бы объяснить и общепринятой международной практикой. Весь мир так делает — хорошо, если есть деньги, жить в тёплой Испании и купаться в Средиземном море. Потому что в Эдинбурге, Павлодаре и Петербурге холодно и пасмурно. Хорошо, если есть деньги, отправить детей в английский колледж. Потому что в Саранске, Шымкенте и Дакке учат хуже. Хорошо, если деньги имеются, делать бизнес в Америке. Потому что в Красноярске, Караганде и Акапулько рискованно. И не возразишь.
Ну, основал Владимир Яковлев первую в России независимую частную газету Коммерсантъ. Плюнул, продал. Живёт в ЛосАнджелесе. Я знаю и бывших казахских издателей, живущих за рубежом. Ну, Ростропович с Вишневской полжизни прожили в Париже, но ведь похоронен на родной земле. Ну, играет Шарапова в США, а скоро может быть и за США. И много таких примеров.
Артисты, хоккеисты, бизнесмены, авторитеты… Русские, казахи, украинцы, молдаване…
У бывших советских теперь мощная диаспора, от Сиднея до ЛосАнджелеса, с русскоговорящим Лимасолом и КостаБравой посерёдке. Официанты учат слово картошка, а шефповара варят кастрюли креветок с лавровым листом, — потому что мы так привыкли их есть. Швейцарские следователи занимаются нашими проблемами, а израильские предвыборные блоки размещают политическую рекламу на российских телеканалах. Кожа, кожа, — кричат прохожим в БуэносАйресе, — дублёнки! По подиумам модных показов ходят наши, московские и алматинские модели.
Мы интегрируем в мир. Можно радоваться.
И всё равно сложные чувства. Ощущение проигрыша. Постимперия. Понимаешь маленького монгола, плачущего над учебником истории с описанием походов Чингисхана. Понимаешь отодвинутых на европейские задворки греков, бродящих среди полуразрушенных колонн в зареве августовских лесных пожаров. И уж тем более понимаешь македонцев. Кто знает имя президента бывшей югославской Республики Македония со столицей в Скопье? (так официально именуют государство). А кто не знает имя Александра Великого?
И поэтому понимаешь и персов, и римлян, и арабов. Понимаешь испанцев, ежегодно и методично выплачивающих из госбюджета символическую помощь испаноязычным странам — пусть хоть так ощущают разбогатевшие аргентинцы с чилийцами заботу некогда всесильной метрополии.
Мы потеряли не только Советский Союз.
Спутник! — кричал ещё сорок лет назад потрясенный мир. — Гагарин! Теперь этот мир кричит нам — кожа! Теперь он приподнимает над головой пачечку денег и заставляет не смотреть в сторону бывшей Югославии, Ирака, Афганистана, разукрупнять монополии и поднимать цены на бензин.
Постимперия. Все по учебникам истории. Ничего нового. Хочется плакать.
В Сталина когдато верили так, как никому в мире. И Хрущёву верили, когда он собирался догнать и перегнать Америку, закопать её и показать кузькину мать. Они не только нас обманули. Они обманули себя. Они не смогли даже своих детей убедить в том, что надо жить в России.
Русские цари охотно поддерживали дворян, посылавших своих детей учиться за границу. Но дети русских царей и их приближенных учились в России. Потому что им надо было жить здесь всегда. Как вы думаете, где после ухода президента Ельцина стала жить его дочь Татьяна Дьяченко и её дети? Чей гимн будут петь внуки нынешних президентов? Надеемся, что гимн своей настоящей Родины.
Газета "Наш Мир" - Рустам Арифджанов |