$IMAGE1-right$ Газета «Наш Мир»
Иран - в той же степени исламское государство, что СССР восьмидесятых годов - коммунистическое. Идеология у всех навязла так в зубах, что проблемы политики никого не интересуют. Когда наступает намаз - не видно даже следов шевеления на улице - а в других же мусульманских странах во время намаза жизнь почти замирает.
Видно что эйфория от исламской революции 1978 года уже давно выдохлась (подобно эйфории от оранжевой революции в Украине, только не так быстро) - сменилось целое поколение. Молодёжь нахлебалась отравляющих газов в войне с Ираком (которая длилась почти 10 лет и унесла миллион жизней), нахлебалась идеологии и сейчас хочет жить. Как жить - никто особо не представляет. Думают о том, как слинять в загран. Слава Богу у всех - интернет. Родственники в полиции всегда добудут справку что ты приговорён к наказанию плетьми за какую-нибудь политическую акцию - этой справки достаточно чтобы получить вид на жительство почти в любой западной стране (разумеется без права возврата и посещений Ирана).
Правительство (состоящее из "политбюро" - несменяемого Совета старейших) живёт в каком-то искусственном (хотя весьма праведном) мире, тшательно следит за нравами. Последнее постановление было - запретить чайханы (ибо там продают хабл-бабл - то есть кальян). А музыка и концерты были запрещены уже очень давно. Причём не попсу (которой вообще не было) а серьёзную музыку и классику. По стране ходят нумерованные видеоклипы отдельных групп, прошедших чудом цензуру Главлита и Ирконцерта. На дорогах - посты, проверяющие машины на транспортировку алкоголя и наркотиков. Раумеется, антиалкогольная кампания достигла успехов, которые Горбачеву не снились - бухла вообще нигде нет и не предвидится (хотя известно что на чёрном рынке где-то можно достать, с риском попасть в кутузку)
При этом люди живут - но приватно, и уловить признаки жизни трудно, а о политике разговаривать никто не хочет, и разве что шопотом. Но жить - все хотят. Стайки студенток с видеокамерами путешествуют по всему Ирану, рассматривая достопримечательности и перемигиваясь со студентами, которые оказываются там же с той же целью. Музыканты, вечерами после утомительной работы в фирме по продаже запчастей к мотоциклам, собираются дома и играют для себя. Молодым не на что надеяться - только на родственников, можно найти работу в фирме у дяди на посылках.
Колхозхное строительство достигло успехов. Частных садов больше нет, есть большие хозяйства с тракторами. Кишлаки и мелкие города все покидают из-за отсутствия удобств и низкого количества дебильников на душу населения. Только в телевизоре нечего смотреть кроме Слава КПСС. Зато строются "индустриальные города" по образцу советских секретных заводов. Они повсюду, и поглощают в себя тех, кто не нашёл другого места в жизни.
И разумеется как при развитом социализме - всюду чисто, сыто, хорошие дороги, стабильные цены, развитый общественный транспорт, хорошие школы, нет нищих и пропрошаек, отсутствуют преступники и жулики.
Люди добрые, открытые, отзывчивые, и во-многом наивные. К иностранцам - повышенный нитерес, но никто не интересуется иностранцами как денежными мешками - скорее просто для проявления благожелательности и для возможности потренировать английский.
Жалко если в Иране наступит перестройка - но она к сожалению неизбежна. Набегут в страну приватизаторы, понастроют Макдональдсы, заполнят телевидение триллерами и порнухою, возникнет новая профессия - жуликов и кидал - словом, ещё лет через пятнадцать новому имаму придтся всё это снова расчищать, как было в 1978 |