Газета «Наш Мир»
Золотая Орда — крупнейшее и могущественное государство Средневековья, существование которого имело серьезные исторические последствия для судеб многих народов Европы и Азии. Между тем, история Золотой Орды получила, в основном, негативное отражение в работах исследователей: отмечая агрессивный характер государства, проявленный в многочисленных завоевательных походах монгольских армий, авторы оставляли без внимания многие аспекты социально-политической жизни, в том числе принятие Золотой Ордой Ислама как главенствующей религии золотоордынского государства.
Интернационал
Чтобы напомнить об этом, нам необходимо обратиться к источникам, которые содержат богатый материал по истории Золотой Орды начала ХIV века. Прежде всего, это летописи, путевые заметки современников и средневековых авторов. Следует особо выделить среди них сочинения иранского летописца Рашида ад-Дина, заметки арабского ученого ибн Батуты и итальянского путешественника Планно Карпинни, а также некоторые археологические источники.
Золотая Орда входила в состав Монгольской Империи, которой правили потомки Чингисхана (чингизиды). Её границы охватывали территорию Поволжья, Северного Кавказа, “Детш-и-Кипчака” (половецкие степи), Крыма и Сибири. Такая обширная география способствовала образованию поликонфессионального статуса Золотой Орды. Среди золотоордынских подданных были христиане (в основном представители восточно-христианских церквей), иудеи, мусульмане и язычники.
Последним принадлежала верховная власть в государстве. Они исповедовали древнемонгольские языческие культы.
Вернувшись во времена становления Чингисхана в конце XI века на территорию Монголии, мы смогли бы увидеть, что наибольшая часть (Запад и Юг) уже приобщились к одной из мировых религий — Христианству несторианского толка, которая стала главенствующей у племенного объединения найманов, считавшимся одним из наиболее могущественных монгольских племен. Южные племена кераитов также были несторианцами. Лишь северо-восток монгольских племен был языческим, куда входило и племя тайджуитов. Необходимо заметить, что именно эти племена были наиболее дикими и наименее культурными.
Кем же в этническом и религиозном плане являлись тогда воины Чингисхана? Очевидно, что верхушку армии составляли монголы, хотя в войсках было и немало тюрков. Но были ли они мусульманами? Можно сказать, что если в составе этой армии и были приверженцы Ислама, то они составляли всего 0,01%, так как подавляющее число воинов были обычными язычниками. Но проходит совсем немного времени, и чингизиды обращаются в Ислам, что, несомненно, является своего рода уникальным феноменом, так как завоеватели фактически принимают религию покоренных ими народов.
Свобода совести
Приблизительно с середины ХIII до середины XV веков исламское вероучение, заметно расширяя свои границы, становится идейной основой для многих племен и народов Восточной Европы и Западной Сибири. Так, первым ханом-мусульманином стал брат Батыя, хан Берке. Несмотря на это, никаких религиозных притеснений в ставшем фактически независимым государстве не последовало. Зато мусульманские племена и народы, вошедшие в новое государство, получили дополнительный импульс для своего дальнейшего развития.
Чингизиды вообще не вмешивались во внутренний уклад жизни покоренных народов, о чем свидетельствует история Православия на Руси. Даже не испытывавший к мусульманам особых симпатий известный историк Н. Карамзин вынужден был признать, что хан Берке «позволил россиянам свободно отправлять христианское богослужение, так что митрополит Кирилл в 1261 г. учредил для них особую экзархию под названием Сарская».
Конфессиональное многообразие имело место как среди правителей Золотой Орды, так и у монгольских каганов Каракорума. Основатель Орды Бату-хан (1237—1255) был язычником, хотя негласно тяготел к Исламу, за что его и прозвали “тайным мусульманином”. Младший брат Батыя, Берке исповедовал Ислам, а старший сын Сартак был христианином. Хан Гуюк, по сведениям Карпинни, собирался принять Христианство и держал вокруг себя православных “клириков”, позволяя им служить “согласно обычаю греков в часовне перед своей палаткой”. Сартак не благоволил Исламу, и даже говорил своему дяде, будущему хану Берке: “Видеть лицо мусульманина для меня несчастье”. Естественно, что непродолжительное правление хана Сартака было отмечено попыткой всячески укрепить позиции христианства. Об этом говорит факт начала строительства храмовых сооружений в столице Золотой Орды, однако после смерти Сартака Ислам стал быстро укреплять свои позиции.
Первые результаты появились сразу после того, как Берке утвердился на престоле брата. Новый хан стал мусульманином еще в конце 40-х годов XIII века, он принял Ислам от суфия Эль Бахерзи. Становление Берке на престоле послужило толчком для активного распространения Ислама в Золотой Орде. Общеизвестно, что целые государства, которые поглотила Орда, уже до монголов были исламскими: значительная часть кыпчакских (половецких) племен и высококультурные районы Хорезма и Булгар. Именно эти области сыграли важнейшую роль в исламизации кочевников молодого государства. Берке строил мечети и медресе во всех своих владениях, приближал к себе ученых и законоведов, устанавливал дипломатические отношения с мамлюкским султаном Египта, откуда в Золотую Орду и стали прибывать исламские богословы, а также ученые, врачи и архитекторы. Согласно Рашиду ад-Дину, Берке был одним из первых ханов Орды, который предоставил султанство над городом Салхат (Старый Крым), уступив свои владения конийскому султану Изз ад-Дину Кей Кавусу в 1256—1257 гг. Это говорит о том, что Берке старался для своих единоверцев. Однако вскоре такая политика встретила ожесточенное сопротивление окружавшей хана элиты, которая требовала от него соблюдения Ясы Чингиз-хана. В результате этого, распространение Ислама натолкнулось на ощутимые преграды в лице верховных жрецов, которые еще имели определенный вес в языческих кругах, представители которых и составляли большую часть ордынской элиты.
После смерти первого хана-мусульманина на престол взошли язычники. Но из материалов, собранных Тизенгаузом, видно, что связи, налаженные еще ханом Берке с султаном Египта, не прекратились и при языческом правлении, а продолжали развиваться дальше, как в политическом, так и в культурном отношении. Эти связи способствовали распространению Ислама на все территории золотоордынского государства. Об этом говорит тот факт, что в 1287–1288гг. египетский султан Бейбарс послал тысячи динаров, предназначенных для постройки мечети в Салхате (Старый Крым). Этот и другие примеры говорят о том, что процесс исламизации, начатый Берке, продолжался, а многие представители элиты уже были покорены силой духа Ислама, что, в итоге, помогло хану Узбеку (1312–1342гг.), который не только официально исповедовал эту религию, но и возвел ее в ранг государственной. Новый правитель Золотой Орды, в отличие от своего предшественника хана Берке, не стал терпеть сопротивление шаманской знати и после их откровенных выступлений разобрался с ними по законам военного времени. Так хану Узбеку удалось сломить сопротивление шаманов и провести религиозную реформу.
Шаги на марше
С возведением Ислама в ранг официальной религии начался небывалый подъем Золотой Орды как мощного и обширного государства. Именно в это время отмечается бурное строительство новых городов, в которых практически повсеместно возводятся мечети и медресе. Была построена новая столица Сарай аль-Джадид, которая расцвела за удивительно короткие сроки. Об этом сказано в заметках аль-Омари: “Столица тамошнего царя, Сарай — это небольшой город между песками и рекой. Пребывающий теперь там Узбек-хан построил медресе для науки потому, что он очень предан ей и людям её. Город великий, заключающий в себе рынки, бани и заведения благочести, места, куда направляются товары, посредине его находится пруд, вода в котором проведена из реки…” Ибн Батута, известный арабский путешественник, так описал этот удивительный город: “Город Сарай — один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами… И все это сплошной ряд домов, где нет пустопорожних мест, ни садов. В ней тринадцать мечетей для соборной службы. Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей”.
Означает ли это, что подданные государства, не являющиеся мусульманами, притесняются и подвергаются дискриминации? Некоторые историки говорят о крайней нетерпимости хана Узбека к иноверцам, возводя его в ранг «исламских фундаменталистов», однако приводят в пример лишь факт уничтожения шаманской элиты, о причинах чего уже было сказано. Зато при этом игнорируется отношение хана к христианам, и, в первую очередь, к православным. Каковым же оно было? «Удивительно, — пишет известный историк Р. Ланда, — но усиление Ислама в Орде сопровождалось укреплением Православия на Руси». Необходимо отметить, что хан Узбек проводил политику не мистического, суфийского Ислама, но ортодоксального суннизма, что привело к радикальным мерам против язычников. Однако при этом он остался лояльным к монотеистическим конфессиям. К примеру, в Старом Крыму сохранилась небольшая церковь и монастырь в Сурб-хаче, основанные в первой половине XIV в., т.е. при хане Узбеке. Современник аль-Омари так описывает образ хана: “Узбек — мусульманин чистейшего правоверия, открыто проявляет свою религиозность и крепко придерживается мусульманских законов; соблюдает совершения молитв и отбывания постов”. Для многих это действительно кажется удивительным, но только не для тех, кто знаком с самой историей распространения Ислама. Как известно, на территории халифата сохранились многочисленные христианские (и не только) общины, притесняемые за его пределами официальной Церковью, будь то Римской или Византийской. Таким образом, толерантное отношение к Православию являлось обычным продолжением истинной исламской политики по отношению к иноверцам. И если тот или иной правитель отказывался от такой политики, то это было как раз результатом его отхода от норм исламского кодекса законов и правил.
Время правления хана Узбека считается наиболее высшей точкой в истории Золотой Орды, поскольку в это время военные действия настолько утихли, что многие города, включая и саму столицу, даже не имеют заграждений и укреплений. Естественно, что при таком положении вещей вперед выходит наука и торговля. Как уже отмечалось, повсеместно строятся учебные заведения и библиотеки. Помимо религиозных заведений, строились и различные социально-общественные сооружения, начиная от судебных палат и заканчивая больницами. Несмотря на то, что на уровне массового сознания Золотую Орду воспринимают как некое варварское «государство-паразит», очевидно, что это абсолютно не соответствует действительности.
Что касается торговли, то географическое положение Золотой Орды просто само давало необходимые предпосылки для успешного развития этой жизненно необходимой отрасли. Известный «Великий Шелковый путь» пролегал практически через всю территорию государства, что, конечно же, способствовало процветанию супердержавы того времени. Фактически, «степное» государство было превращено в «торгово-купеческое», в чем, несомненно, есть заслуга хана Узбека и его происламской политики.
К сожалению, достойных преемников у хана не нашлось, в результате чего уже через два десятка лет после его смерти государство вступает в период внутренних междоусобиц. Но даже в этих условиях Ислам все равно продолжает стремительно завоевывать все большее количество племен и народов. Так, например, по археологическим данным, примерно с XIV–XV веков в степях Восточной Европы исчезает языческий курганный обряд погребения, на смену которому приходит обряд мусульманский. Все это лишний раз доказывает огромный потенциал Ислама, как собственно религии, так и образа жизни.
История Золотой Орды, несомненно, еще ждет своих объективных исследователей, которые раскрыли бы многое из того, что до сих пор остается «за кадром».
Газета "Наш Мир" - Таир Адилов |