Газета «Наш Мир»
В конце февраля в издательстве "Ладомир" выходит в свет третье – дополненное – издание книги "Пора понимать Коран", вызвавшей большой резонанс в российском обществе.
С ее автором, Юрием Михайловом, пообщался корреспондент ИА "IslamNews".
– Юрий Анатольевич, в чем отличие третьего издания от предыдущих и чем вообще обусловлено его появление?
– Необходимость постоянного обсуждения каких-то положений обусловлена постоянным интересом к книге. Это в свою очередь рождает не только совершенно новые мысли, о которых я раньше не писал, но и позволяет осмыслить то, что не было четко сформулировано в предыдущих изданиях.
– Например…
– Например, в результате долгих размышлений я понял, казалось бы, лежащую на поверхности Корана мысль о том, что же по своей сути представляет собой Слово Аллаха, обращенное к человеку. В традиционном понимании Коран – это путеводитель по жизни, в нем выражено то знание о Боге, которое необходимо верующему для того, чтобы жить в этом мире. А ведь, в конечном счете, все это позволяет человеку понять, какие знания ему необходимы, и как должно жить, чтобы быть человеком с большой буквы. Если говорить кратко, Коран – это наука о человеке. Это – принципиальная вещь, которую я, может быть, понимал подсознательно, но в этот раз смог четко сформулировать. Ну, и много других рассуждений подобного рода.
Мне бы очень хотелось, чтобы то послание к человечеству, которое содержится в Коране, стало доступным как можно более широкому кругу людей. Поэтому, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить благотворителей, на деньги которых выходит этот тираж. Кстати, часть этих книг мы отправляем в библиотеки воинских частей и мест лишения свободы.
– Какие отзывы были на предыдущие издания?
– Отрадно, что книга активно разошлась, не только в различных регионах России, таких как Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Дагестан, Карелия и пр., но и за ее пределами. Много хороших отзывов пришло из Казахстана и Узбекистана.
Насколько я понимаю, главная проблема заключается в том, что многие люди держат книги на полках, не читая их. По отзывам на книгу я могу судить о том, что далеко не все прочитали ее, даже из критиков. Часто вырываются отдельные тезисы, которые в той или иной форме задевают меня как автора. Между тем характер высказываемых претензий, их формулировки говорят о том, что работа не прочитана, поскольку в них затрагиваются вопросы, которые я осветил в других местах книги.
Тот конструктивный потенциал, который я пытался в нее заложить, он заработает тогда, когда книгу реально прочитают.
Но были положительные критические замечания, которые, с одной стороны, помогли мне четче сформулировать свою мысль, а с другой – позволили развить некоторые положения.
– Одна из расхожих претензий к Вам как к автору гласит: "Вы пытаетесь толковать ислам, не будучи ни мусульманином, ни востоковедом?"
– Проблема большинства критиков состоит в том, что, называя некую книгу ересью, они ее и в руки не берут, но дают оценки. Поэтому было бы гораздо полезнее послушать мнение тех, кто потратил существенное время для изучения той или иной книги.
Что касается разговоров о моем отношении к исламу, то с моей точки зрения, Мухаммад является пророком. Это убеждение сформировалось у меня в результате вдумчивого изучения Корана. Читая Коран, действительно, невозможно прийти к другим выводам.
Я читал Коран не с позиции принадлежности к христианству или исламу. Я не смотрел на Коран через призму догматизма, не воспринимал его тексты и положения с чужих слов и не считал их априори богооткровенными. Моя задача была – понять и пересказать то, что там написано. Чувство богооткровенности Корана пришло ко мне естественным образом через его чтение. Книга Аллаха обращается к разуму, поэтому только собственный индивидуальный путь, который приводит к восприятию ее как богооткровенного текста, позволяет по-настоящему понять и оценить Коран.
Беседовал Анвар Шарипов |