Газета «Наш Мир»
Притоптывая грязным порванным носочком по цементному полу мазара, наша жрица вещала исковерканными стихами Мағжана Жұмабаева, а подставной артист катался по полу и, как позже он объяснял ошеломлённым паломникам — его свалили на пол аруақтар за грехи.
Это не выдержка из нового плутовского романа, а повседневные будни одной из многочисленных религиозных сект, что как поганки после кислотного дождя, густо взошли на нашей благодатной, невежественной казахстанской почве.
Но всё по порядку. Часто мы становимся жертвами мелкого или крупного мошенничества. В сети этой организации я попал добровольно.
Просто пошёл слух о каких-то чудесах и волшебных исцелениях в духе «Хижины дядюшки Сэма». После кришнаитской и всяческой экстрасенсной лапши на моих ушах ещё оставалось место, и я «клюнул» на эту наживку чисто из любопытства.
Как этническому мусульманину мне хотелось увидеть этот феномен, якобы имевший отношение к Исламу: суфизм, бақсы, камлание и всё такое...
Вербовка происходила на редкость просто — через родственников, которые утверждали что «очистились от грехов» и сняли сглаз у одной знахарки.
Честно признаюсь — у меня бывают кое-какие проблемы, и иной раз как за соломинку хватаешься за всякие сомнительные советы — все мы люди, все мы «человеки».
Добрая женщина из предместий, так я про себя окрестил мою целительницу, заботливо приняла нас в своей комнатушке и провела сеанс огненного тестирования, который заключался в вождении вокруг меня зажжённой спичкой туда — сюда.
После этого последовал неутешительный диагноз — пациент серьезно болен опасной болезнью «көз тиген!» То есть меня сглазили и наложили проклятие, и если я срочно не отправлюсь в «малый хадж» по святым местам мне грозит что-то ужасное: неуспех в делах, болезни и сама смерть. Благо, как информировала меня моя благодетельница, на подходе как раз очередной «керуен» на Юг. Заинтригованный и напуганный предстоящими неутешительными перспективами лишений и трагичной кончины я, конечно же, сразу попросил срочно включить меня в список паломников. Так я попал в одну очень любопытную религиозную секту и стал свидетелем и участником трагикомичных событий и обрядов.
Керуен
Как начался, проходил и чем закончился мой «малый хадж».
Со всех скрупулёзно по списку собрали денежки: на барана — 2 тыс., за дорогу — 7 тыс., ночёвка, бензин, что-то там ещё, в итоге 12 тыс.
По виду публики для многих это были последние деньги.
Люди кое-как набились в «коробочки» и мы тронулись в путь. Ехали долго — часов восемнадцать. По ходу вещалки — гиды проводили культурно — разъяснительную работу, и вот что мне удалось узнать:
Идеология по PR-технологиям или «задание» Всевышнего
Как всякая уважающая себя духовная институция Паломники & Co, как теперь я буду их называть, имеют разнообразный, порой забавный, арсенал пропаганды вербовки и даже свою мифологию. Например, волшебную историю зарождения в духе сказания о Гаявате:
Аруақтар вошли в контакт и обратились к ақсақалам с предложением начать святой поход против всей нечисти, поразивший наш народ.
В общем, ТАМ, в безгрешном мире тоже знают о безобразиях, творящихся на земле казахской, и больше нет никакой возможности терпеть этот срам, а посему решено, вопреки вечным правилам ТАМОШНЕГО мира быть над схваткой и безучастным судьёй смертного мира, назначить (делегировать) вышеуказанных ақсақалов — провайдерами и спикерами, то бишь пророками, на отдельно взятой территории, вверенной им многострадальной земли Казахстана.
Потрясённые и смиренные старцы донесли эту весть (message) до народа, и работа закипела...
А на самом деле: «Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это — всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены». (Коран, сура Верующие, 99-100 аят).
Правда, ничего противоправного не происходит — секта, похоже, чтит завет незабвенного Остапа Бендера, и с уголовным кодексом дружит.
Никакого принуждения и противостояния доминирующим конфессиям. Паломники & Co изящно и скромно встроились в интерфейс — системную среду, выстроенную до них, используя своеобразное восприятие Ислама кочевой цивилизацией казахов.
Как известно, мы, казахи глубоко почитаем, пантеон аруахов — предков и вместе с произношением канонического «Биссимиллях — и — рахман — и — рахим...» тут же произносим: «Алла оңдасын, әруақ қолдасын».
Вот эту особенность и использовали главные герои этого повествования, направо и налево раздавая «бата» от наших умерших предков. Хотя в Коране сказано: «А те, к кому они обращаются с молитвами вместо Аллаха, не могут ничего сотворить, тогда как сами они были сотворены. Они мертвы, не живы и не знают, когда они будут воскрешены». (Коран, сура Пчелы, 20-21 аят).
Практика
«Святые вещалки» .Этот феномен является ноу-хау всего предприятия. Если легенда о старцах — стратегия, то вещалки — «Жүрекпен сөйлейтін қыздар» выполняют тактику Паломников & Co — они уполномоченные. По легенде они напрямую общаются с аруақтармен — нашими умершими предками, они их слышат и передают их волю своими устами.
Насколько всё это отдаёт откровенным надувательством говорить не приходится.
Этот процесс выглядит на практике так: жас қыз (молодая или не очень девушка) выходит в центр помещения или мазара, поправляет платьице, возводит горе-очи в потолок и скромно говорит: мол, сейчас с вами будет общаться (имярек) почивший здесь такой — то батыр или бабá — святой.
Затем, притоптывая и раскачиваясь в трансе, она читает в стихотворной форме батá — благословение и ещё священное послание.
Иногда какой-нибудь подставной артист, причём весьма благообразного вида, начинает корчиться и кататься по полу, издавая душераздирающие звуки или что-то подобное...
Этот перформанс объясняется тем, что грешные или больные люди получают духовную терапию от аруақов.
В общем, мне даже стыдно всё это описывать.
«Жүрекпен сөйлейтін қыздар» сдают экзамены потому, что если часто запинаешься или текст забываешь, могут люди не поверить.
Болванки-заготовки не блещут разнообразием: «О, пенделер (живые существа), вижу, что грешны вы, курите, пьёте дурную воду (шарап-водяру), молодухи штаны носят» и всё такое...Звучат упрёки, но не сильные, потому, как если всё совсем плохо, могут клиенты обидеться, отчаяться и не заплатить.Так что, обычно следует небольшая нотация, затем обязательно духи дают персональный совет и благословение страждущим. На том аудиенция у аруақтарда посредством вещалок — спикеров заканчивается.
А вот, что об этом говорит Коран: «Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять». (Коран, сура Румы, 52 аят).
Помимо основной функции «жүрекпен сөйлейтін қыздар», присматривают за «паствой», собирают денежки, являются гидами в поездках.
Ноев ковчег
Самым примечательным приключением помимо однообразных привалов у мазаров в Туркестане, Яссы, Отраре и т. д., — было посещение мавзолея Ақ Бура-ата и горы Қазықұрт под Шымкентом.
Думаю, стоит остановиться на этом подробнее. Существует легенда, по которой Нұх пайғамбар (пророк Ной) причалил свой ковчег именно у этой горы. Теперь у нас в Казахстане есть свой Арарат.
Люди из «Паломники & Co» обещали чудеса.
Места эти и вправду красивые: горы, журчит родничок, пасётся скот.
Суровый старик выстроил нас и провёл краткий инструктаж: шаг влево, шаг вправо — оскорбление местных духов.
Вести себя почтительно и тихо, громко не говорить. При виде чего-либо необычного не пугаться.
Совсем как в Сталкере Стругацких (фантастический роман о пришельцах и Зоне).
Пожертвования сдавать вон — туда.
«Пошли строго с правой ноги между теми камнями!»
По ходу старик рассказывал про чудодейственность этих мест.
Оказывается, их в молодости открыла скромная девочка, ныне ставшая крупным целителем. Она родила трёх сыновей, один из них благодаря чудесной силе этих мест, где причалил Нұх пайғамбар, недавно получил премию имени Сальвадора Әлі (так и сказал Сальвадор Али), став тем самым первым художником в мире. В общем, первое место получил. И теперь, если кто среди нас хочет продвинуться по службе или какие нерешаемые проблемы у кого есть — милости просим.
Желающие порешать свои дела хором возложили свои кровные, а кто и ключи от машин на специальный камень и притихли.
Мощный старик со значением прочитал молитву, собрал денежки и предложил далее по ходу программы попробовать пройти между двух скал. Между Ата и Ана.
Выглядило это так: две испещрённые дырами большие скалы образуют между собой узкий проход, через который должны протискиваться грешники. Прошёл — чист, застрял — грешен.
Надо владеть абстрактным воображением художника (а здесь явно поработала творческая мысль), чтобы организовать подобный аттракцион.
Далее был продемонстрирован большой плоский камень с нанесёнными на него генотипами всех живых существ на земле, которых спас Ной на своём ковчеге. Аташка терпеливо объяснил нам, что это абстрактное изображение и если приглядеться, то можно различить там всяких животных-собачек, кошек и т.п.
Затем нам продемонстрировали нос ковчега — по сути, это остроконечная скала, священный родник и дыру в скале.
Ну, уж родник точно оформлял современный художник — инсталлятор: подкатил обтёсанные камни похожие на көз, құлақ, мұрын (глаз, уши и нос).
Паломники, выстроившись в очередь, набирали воду из-под одной струи, а наш гид объяснял, что вода целебная и что набирать её нужно в зависимости от болезней: ближе к уху, поможет от уха, ближе к носу — поможет носу и т.д.
Заключительная часть путешествия
Усталые, вымотанные, но счастливые мы приближались к Алматы.
И тут меня ждало самое неожиданное: «вещалки» объявили, что мы сейчас заедем на ташкентское кладбище и получим батá — благословение от захороненных там известных деятелей науки, культуры и политики! Я честно признаться, потерял дар речи, ведь там покоится мой отец!
Дальше все происходило, как во сне: нас толпой подвели к надгробному памятнику известного деятеля культуры (из уважения к этой личности я не стану упоминать его имени), заставили присесть на колени, все сложили руки и наша вещалка начала: «Я (имярек) даю вам своё благословение...»
Я не выдержал такого надругательства над своими религиозными и нравственными чувствами и побежал, побежал прочь оттуда, прочь от лжи и подлости, а в ушах звучали суры из Корана: «Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведует тебе так, как Ведающий». (35:14).
«О вы, которые уверовали! Не дружите с людьми, на которых разгневался Аллах. Они отчаялись в последней жизни, как отчаялись неверные в обитателях могил». (60:13).
Канат Ибрагимов |