Газета «Наш Мир»
У нас, мусульман, не очень много праздников. По сути – два. Разговение – Ораза айт и жертвоприношение – Курбан айт. Но уже первым поколениям мусульман их не хватало. Человечеству всегда не хватает праздников. И некоторые мусульмане стали их придумывать, ссылаться на мифы, сказки, предания. Праздником назвали и день Арафат, и день Ашура, и ночь Предопределения.
Пророк никогда не праздновал своего дня рождения. Мухаммад вообще был человеком аскетичным. Но 19 марта этого года вроде, как тоже праздник – мавлюд – день рождения Пророка. В прошлом году московский муфтият пригласил меня на мавлюд в Останкино, в зал под телебашней. Читали стихи, пели песни, выступали с речами. Потом раздавали подарки – календари и книжки. Ну, все так, словно празднуют юбилей какогонибудь великого писателя. Не то, чтобы мне не понравилось – когда мусульмане собираются вместе, и когда им от этого весело и радостно, как же такой общий сбор может не нравиться? Просто мне показалось немного странным такое мероприятие. Особенно, когда небольшой хор на манер чуть ли не американских спиричуэлс или рождественских эстрадных песнопений, вдруг на русском старательно запел о Пророке, Всевышнем, мироздании и так далее. Может быть, так и современно, но это словно чапан из джинсовой ткани. Тюбетейка с портретом Че Гевары.
В Казахстане празднуют два православных праздника, два мусульманских, один национальный и семь государственных. 8 марта (как допустим и Новый год) – государственный праздник. Нерабочий день. Мужчины чуть ли не строем закупают цветы, духи, бытовую технику. Некоторые отваживаются на ювелирные изделия. Так, в бывшем СССР повелось с 1966года, когда Международный женский день стал праздником и нерабочим днем. Когдато придуманный революционеркойфеминисткой Кларой Цеткин, как день солидарности с американскими ткачихамисоциалистками начала века, он потерял политическую окраску и стал днём всех женщин, одним из немногих неполитических праздников,
Мир в этот день борется за политические права женщин, а в бывшем СССР дарят парфюм и мимозы. 8 марта пробовали отменить в Литве и Латвии. Но и те, и другие вынуждены были вновь решением парламентов вернуть праздник. Привычку не пересилишь.
А это привычка. Не столько праздник, сколько традиция. Впрочем, я не считаю, что показывать любовь и уважение матери, супруге и дочери я должен вместе с остальными мужчинами государства. В массовом порядке. Наоборот, моё отношение к женской части моей семьи – моё личное дело и мои личные чувства, которые мне вовсе не хочется афишировать и выставлять напоказ. Но когда везде и всюду остальным женщинам дарят цветы и подарки, а мои женщины должны делать вид, что к ним это не имеет никакого отношения, это не очень к ним справедливо.
Людям всегда не хватает праздников. И они отмечают воинские победы, юбилеи великих предков, наступление весны и осени, дни шахтеров и десантников.
Пусть будет в этой череде и женский день, если он доставляет радость. Ведь отмечают же и в мусульманском Иране праздник женщин и матерей в день рождения дочери пророка Мухаммада Фатимы. Отмечает же Ближний Восток (Египет, Ливан, Иордания, Сирия, Бахрейн) 21 марта День матери. И исламская Саудовская Аравия, и Бахрейн, и Малайзия, и Оман, и Пакистан, и Катар, и Эмираты празднуют день матери 10 мая. Будем праздновать и мы.
Просто будем знать и помнить, какие праздники ниспосланы нам Всевышним. А какие себе для увеселений придумали мы, люди.
Рустам Арифджанов |