Газета «Наш Мир»
В первой части статьи «Свой путь» казахстанской оппозиции», опубликованной в предыдущем номере
(«НМ» № 10 за 6 марта), автор Т. Кусаинов дал исчерпывающую оценку бесплодным потугам господина Н. Амрекулова обосновать мнимую состоятельность тенгрианского мифотворчества в аспекте исторической религиозной наследственности казахов на полосах оппозиционного «боевого листка» «Свобода слова».
Напомним, что Т. Кусаинов проявив изрядное терпение и мужество, (иначе невозможно читать абсурдные амрикуловские пассажи) досконально изучил весь цикл статей, упомянутого в скобках господина, и нашел его выступление на страницах «Свободы слова» не просто беспомощным с точки зрения истории и оскорбительным для интеллекта, но и опасным с точки зрения цивилизованного общества. Поскольку все околонаучные и псевдоисторические опусы Амрекулова были щедро унавожены безответственной эксплуатацией националистических и шовинистических настроений масс, идеями о превосходстве степняков-казахов над другими нациями, а также Тенгрианства над Исламом и т. д.
Резюмируя первую часть статьи, автор Т. Кусаинов утверждает, что «Свой путь» Амрекулова полон нелепицы, абсурда и бессмыслицы, а его главным содержанием является восхваление монгольской оккупации Казахстана и китайского религиозного мировоззрения.
Мы продолжаем разоблачение неоязычника Амрекулова и предлагаем вашему вниманию вторую часть статьи.
«Евангелие» («Свой путь») от Амрекулова пропитано антисемитизмом, исламофобией, антихристианством и направлено на разжигание межнациональной розни.
Амрекулов без стеснения очерняет Ислам, преподносит его как бессмысленный набор ритуалов ближневосточных семитских племен, силой насажденный в Степи арабскими захватчиками. Библейские пророки, одинаково почитаемые иудеями, христианами и мусульманами, изображаются мифическими персонажами и приравниваются к демонам. Его одержимой исследовательской деятельности подверглось даже содержимое их штанов: «Вред обрезания никто до сих пор не изучил, думая, что Бог творил зря крайнюю плоть», — язвит Амрекулов. Это звучит откровенным издевательством над памятью мусульманских героев и мучеников пятидневной битвы под Таллассом, пожертвовавших своими жизнями чтобы остановить экспансию Китая в Центральную Азию.
Вот пример вопиющей лжи во имя ненависти к нашей религии Исламу и к нашей истории: «Когда в середине XV века Абулхаир решил силой исламизировать кочевых озі — беков, самые вольные из них взбунтовались и откочевали в долину Чу». О какой силовой исламизации постзолотордынских народов в XV веке может идти речь, если за двести лет до этого второй хан Золотой Орды Берке принял Ислам, и в союзе с египетским султаном Бейбарсом вел освободительную войну против своего родственника — чингизида Хулагу. А за сто лет до Абулхаира, в 1312 году Узбек — хан объявляет Ислам государственной религией Золотой Орды.
Автор под предлогом идеи тюркского возрождения настойчиво дискредитирует культурное наследие нашего народа в мусульманский период, насаждает культ монгольских завоевателей и агрессоров, системно распространяет верования китайцев и монголов — даосизм и шаманизм.
А постоянное противопоставление кочевой и оседлой культур есть наглый плагиат таких историков и идеологов, как Арнольд Тойнби и Сэмюэль Ханттингтон.
В данном контексте такое противопоставление глубоко противоречиво, т.к. основные ритуальные источники «культуры» кочевых монголов — тенгрианство, ламаизм и даосизм, есть продукт истинных «землян» — китайцев и индусов.
Особое место отведено «сыну Вечного Синего Неба» Чингисхану, который признается Амрекуловым партнером «бога», при этом, непонятно, почему Чингисхан и монголы все время преподносятся тюрками. Вообще в исторической науке, несмотря на отсутствие однозначного мнения по поводу происхождения Чингисхана, существует единое мнение о том, что Чингисхан был монголом. Согласно преданиям, его мать была похищена монголом — киятом Есугеем у ее мужа монгола — меркита Чиледу. В «Монголун нигуча тобчиянь», сокровенных сказаниях о Чингисхане, написанных спустя тринадцать лет после его смерти, нет ни одного упоминания о его тюркских корнях, нет даже ни одного тюркского слова.
«…Внешность их ужасная: лицо без бороды и плоское, нос тупой… С собой ведут много пленных, в особенности много вооруженных куманов (половцев), гонят их перед собой в бой и убивают как только видят, что они не идут слепо в бой. Сами монголы неохотно идут в бой…» — вот описание ученым архидиаконом Томом из Сплита отношения монголов Чингисхана к тюркам — кипчакам. Кстати племена и народы, подвергшиеся уничтожению монголов, сплошь тюркские: кереиты, найманы, хунгираты, джалаиры, хорезмийцы, огузы, караханиды, уйсуни, канлы, кипчаки, булгары, мажары и т.д.
А как объяснит уважаемый Амрекулов предание монгольскими ордами огню тюркских мусульманских городов Отрара, Сыганака, Саурана, Ходжента, Самарканда, Бухары, Хорезма, массовые убийства и насилие в отношении мирного населения?
«…Наслаждение и блаженство человека состоит в том, чтобы подавить возмутившегося, победить врага, вырвать его с корнем, гнать побежденных перед собой, отнять у них то, чем они владели, видеть в слезах лица тех, которые им дороги, ездить на их приятно идущих жирных конях, сжимать в объятиях их дочерей и жен…» — таково было жизненное кредо Чингисхана. Вторжение Чингисхана на территорию Центральной Азии остановило развитие и отбросило цивилизацию этого региона на несколько веков назад.
«Арманжер», шаманизм, тенгрианство — даосизм, «космогония древних китайцев», «белый гусь — ак каз», «жеруйык», суфий — номад, «вселенские демократы», «держава Неба», «Каин — технократ», «Авель — овцевод» — вот неполный перечень осевых терминов шарлатанской белиберды оппозиции, ее бақсы и гуру.
Полагаем, что интеллигенция и общественность должны высказать свое мнение относительно статей Н. Амрекулова, дать им научную оценку, прекратить эти одержимые испражнения, оскорбляющие национальное достоинство казахстанцев и чувства верующих. Казахстанское общество не может и не должно становится полем для теоретической отработки враждебных идеологий и откровенных шовинистических философий. Культурная экспансия Китая должна быть остановлена!
Согласно прогнозам политологов, в скором будущем идеи крайнего этнического национализма будут востребованы в нашем обществе. Сегодня мы можем наблюдать как политическая оппозиция пытается использовать такой спрос в своих интересах, применяя в качестве идеологического фундамента гипотезы господина Амрекулова. Однако, явные научный подлог и фальсификация, сквозящие в творчестве тенгрианского гуру, очевидно являются той чревоточиной, которая и приведет всю эту идейную труху к интеллектуальному коллапсу и, как следствие, к идеологическому банкротству. В любом случае, опора на примитивное миропонимание кочевников, потерпевших сокрушительное историческое поражение и ушедших в небытие, есть несомненный путь к краху. Возвращение казахов к «естественному, экологичному, природоохранному», по словам Амрекулова, образу жизни скотоводов выгодно только сильному индустриальному Китаю. Овцеводами управлять легче! Кстати, популяризация Амрекуловым даосского идеала естественного человека, скорее всего неслучайна: — «Нужен возврат к природоохранному бытию номадов». Согласно Амрекулову, мы должны возродить «древнюю тюркскую веру» тенгрианства, вернуться к «природоохранному» бытию кочевников и ... взять реванш за историческое поражение со стороны оседлых цивилизаций. Интересно, как чабаны будут сбивать крылатые ракеты? (пример, конечно, не самый лучший, но реальность иногда преподносит ситуации похлеще!)
Идеи Амрекулова можно суммировать в следующие тезисы:
1. Во всех наших бедах виноваты семиты — арабы и семиты — евреи, которые насильно насадили нам свою оседлую цивилизацию и религию. Ислам виноват в том, что казахи отстали и отстают в своем развитии и проиграли.
2. Казахи являются потомками кочевых монголов и прямыми наследниками монгольской империи, созданной Чингисханом.
3. Тенгрианство является исконной религией казахов.
Во — первых, арабы и евреи, а точнее их культура и религия являются продуктами именно кочевого сознания. Семит — ские этносы сформировались как кочевые народы в условиях малоотличных от тех, в которых испокон веков жили тюрки и их потомки, казахи. Пасторально — номадический тип ведения хозяйст — ва, практически идентичные климаты степи и пустыни, постоянное противостояние с оседлыми цивилизациями Китая, Персии и Рима, свободолюбие, активность, воля к преодолению — вот набор схожих условий и черт характера, в одинаковой мере свойственных всем кочевникам, в данном случае казахам и семитам. Именно благодаря близости мировоззрений и мировосприятий арабов — мусульман и кочевых тюркских племен, Единобожие в виде Ислама пришло и осталось в среде нашего народа навсегда. Теология монотеизма (единобожия) является культурным наследием кочевого типа цивилизации. Этот факт оппозиционным идеологом не учитывается в принципе. Вообще, если факты и наука противоречат его тезисам Амрекулов настаивает чтобы «ему просто верили на слово» (впечатления от личной беседы с Н. Амрекуловым). С середины VIII века, с приходом ислама в земли Туркестана в среде тюркских народов начинается небывалый подъем и развитие. Появляются города, строятся библиотеки, больницы, мечети, базары... Цивилизация и культура развиваются стремительными темпами... Философия, логика, медицина, музыка, математика, астрономия, оптика, искусство, архитектура, музыка — все переживает взлет. Ученые — мусульмане выходцы из нашего региона, заложившие основы наук и искусств мирового масштаба — Ибн Сина, Аль — Фараби, Аль — Хорезми, Аль — Бируни, Улугбек и другие. До монгольского нашествия на территории Казахстана существовало двадцать шесть городов. Между ними существовали многочисленные торговые, политические и культурные связи. Более того, весь регион был включен в мировую экономическую и культурную систему через «шелковые» караванные пути. Происходил постоянный глобализационный процесс взаимного культурного обогащения и обмена. Цивилизация процветала. И все это стало и было возможным благодаря Единобожию, освободившему народы Степи от мракобесия невежества и тирании язычества. Разум и дух степняка были освобождены религией библейских пророков — исламом. Разум, единобожие, справедливость — универсальный и победоносный код, который принес Коран. Благодаря Корану наш народ вырвался из плена средневековых мифов и оков суеверий и предрассудков, благодаря Корану тюрки сумели произвести рывок в развитии и избежать китаизации, благодаря Корану мы не потеряли свою идентичность и сегодня являемся независимым и сильным народом. Так было в VIII, в XIII, в XVIII веках, так должно быть сегодня.
Во — вторых и в — третьих, монголы и казахи — два разных народа. Об этом свидетельствуют броские различия между ними практически во всем: в языке, в культуре, в этикете, в обычаях, в традициях, в отношениях к вопросам личной гигиены, в выборе еды, в отношениях к старикам и т.д. Однако, самое главное отличие казахов от монголов — мировоззрение. Известно, что наибольшую роль в формировании индивидуального и коллективного мировоззрений играет религия. Так вот, именно в религиозном плане следует искать нашу обособленность от монголов. Мы — единобожники, они многобожники. Мы — монотеисты, они — пантеисты. Мы убеждены в существование личного, абсолютного, трансцедентного Бога — Творца, мы полагаемся на Него, обращаемся к Нему, возвращаемся к Нему после смерти в новую жизнь после Суда, мы верим в векторное развитие Истории и в Конец Вселенной, мы верим в личную ответственность человека и в свободу воли, мы творим Добро и противостоим Злу, мы считаем человека достойным творением и наместником — агентом Бога на Земле, мы следуем Закону и остаемся верны Завету, мы расцениваем всех людей Писания нашими единомышленниками и единоверцами в главном — в признании Одного Бога, мы оцениваем народы мира и отдельных людей по степени их нравственного и морального уровня, мы не видим различий между людьми на основе цвета кожи, пола, религии, культуры. Это есть наше главное отличие от того мировоззрения, которое пропагандируется г — ном Амрекуловым. Видение мира тенгрианцев — есть чудовищная и противоречивая нелепица, густо замешанная на верованиях психопатических шаманов — бақсы, кастрирующей философии китайских даосов, фаталистской и пассивной концепции тибетских лам. Это ядовитое варево подается обывателю в безвкусной посуде из напускного патриотизма и псевдонаучной белиберды. Казахам предлагается верить в китайское безличное вечно — голубое небо в качестве верховного божества — начальника бесчисленного сонма мелких и более удобных для поклонения божеств, духов, демонов. В конце казах должен раствориться в голубизне этого самого неба. Чужие индуистские идеи кармы и реинкарнации, снимающие всякую ответственность с человека и убивающие основу монотеистической моральной этики преподносятся казахам в качестве утраченной предками мудрости. Вавилонская астрология (правда на любительском уровне) выполняет в концепции Амрекулова роль всезнающей и всеобъясняющей наставницы (себя великий тенгрианский гуру считает астрологическим двойником Кондолизы Райс). В общем полная и хаотичная мешанина, имеющая целостную интерпретацию только в одном месте — в голове Нурлана Амрекулова.
Противостояние между тюрками и монголами, объединенных на короткий период Чингисханом, никогда не прекращалось. Практически сразу же после смерти Великого Хана в 1227 году, его империя Йекэ Монгол Улус (Великая империя монголов) распалась на две составляющие: тюрко — исламские улусы Джучи (Золотая Орда) и Чагатая и монгольско — языческие Империю Юань и Государство Ильханов (Хулагуидов). В 1271 году ильхан султан Махмуд Газан — хан принимает Ислам и делает хулагуидский Иран частью мусульманского мира. Золотая Орда, основанная ханом Бату, сыном Джучи, внуком Чингисхана с самого начала имела сугубо тюркскую и мусульманскую направленность и природу, кочевое население Золотой Орды было составлено кипчаками (половцами), а оседлое — волжскими булгарами, принявшими Ислам еще в VIII веке. Монгольский элемент, особенно в культурной и религиозной сфере практически не присутствовал. Уже при хане Берке, брате и преемнике Бату — хана была предпринята попытка сделать Ислам официальной религией всей Золотой Орды, в результате, полностью исламизированной стала только восточная часть Золотой Орды — Синяя Орда. В Белой Орде (западной части Золотой Орды) Ислам был просто религией большинства. В 1312 году Золотая Орда становится полностью исламской. Сам хан Берке рано принял Ислам, был правоверным мусульманином, в союзе с мусульманином султаном Бейбарсом воевал против монгольского хана Хулагу. В другом осколке державы Чингисхана, в империи Юань хана Хубилая, включавшей в себя территории самой Монголии и Китая, культурно — религиозная сос авляющая была сугубо монгольской и языческой. Именно эту религию проповедует г — н Амрекулов, ложно выдавая их за исконно тюркские. Мы, казахи, являемся потомками кипчаков, населявших улус Джучи, ставший прообразом государства Золотой Орды. Золотая Орда — была державой тюрок и мусульман, она не имела ничего общего с китайско — монгольской культурой и религией. История, мировоззрение, менталитет, характер, мышление, прошлое, настоящее и будущее нашего народа определяется и будет определяться причастностью к Великой Цивилизации Монотеизма, а не мракобесием немытых шаманов! Вместе мы должны остановить вторжение язычества в наш народ! Буквально все отличало и отличает нас от монголов и китайцев: язык, письменность, искусство, вера, культура, традиции, характер. Чтобы понять это, достаточно просто понаблюдать за монголами и китайцами в их естественной среде обитания. Разница, как говорится, налицо.
Единственная связь между нами и монголами — система государственного управления, заложенная Чингисханом. Однако, если быть до конца объективными, то истинным наследником Чингисхана в этом плане может выступать только Российское государство, перенявшее эту систему и сумевшее полезно ее использовать в долгосрочной перспективе.
Исходя из всего вышесказанного, мы утверждаем, что попытки неоязычников — тенгрианцев в лице Н. Амрекулова выдать китайско — монгольско — тибетскую религиозную традицию и культ за наследие казахов являются актом культурной агрессии. Мы призываем всех людей, неравнодушных к судьбе своего народа оказать гражданское сопротивление этой скрытой интервенции.
Идеология так называемого тенгрианства — это шаг назад, отступление во времени на целую эпоху, полная сдача и капитуляция. Бесполезно искать логику и систему в умозаключениях Амрекулова, их там просто нет. Только возбужденная фантазия, комплексы и нереализованные амбиции способны породить нечто подобное. Безусловно, каждый человек имеет право на собственное мнение, однако, когда это мнение несет потенциальную угрозу национальной безопасности, межнациональному и межконфессиональному согласию, экономическому процветанию и научному развитию страны, тогда необходимы контрмеры и нейтрализация этих опасных идеологий. Прямую опасность представляет собой безответственная эксплуатация оппозицией националистических и шовинистических настроений в народе. Распространение идей Амрекулова о превосходстве степняков — казахов над другими нациями, тенгрианства над Исламом, тюрков над семитами, пропаганда культа насилия и т.д., создают благоприятную среду для внутригражданского конфликта. Гражданская война любой степени интенсивности неизбежно приведет к краху государственности и общенациональному хаосу. И без того хрупкая национальная идентичность казахов будет уничтожена, и простое существование нашего народа окажется под угрозой. На сознание слушателя идеологическая патока неотенгрианцев производит наркотический эффект. Националистические призывы по типу «Казахстан для казахов» усыпляют способность к рациональной оценке ситуации, направляют общественную мысль в ложное русло, меняют приоритеты проблематики, предлагают искать причины социально — экономических проблем в положении «титульной нации», во всевозможных «еврейских», «корейских», «чеченских», «курдских» вопросах, в статусе государственного языка. После чего лицемерно предлагаются явно шовинистические «казахские миссии», образование казахстанской нации вокруг «казахского этноса» и т.д.
В последнее время именно оппозиционные издания становятся открытой трибуной призыва к нетрадиционным религиозным учениям сектантского толка. Часто такая пропаганда прикрывается правозащитной риторикой, особенно это ярко проявилось в известных случаях с «преследованием» суфия — мюрида Исматуллы Магзума, депортацией активистов ордена «Ахмадия», «гонениями» на кришнаитов в Алматинской области, «незаконным задержанием» радикальных ваххабитов в Шымкенте и т.д.
Лидерам оппозиции хотим посоветовать: уважаемые господа, любая политическая риторика является продолжением религиозных или псевдорелигиозных доктрин. Не политика определяет культуру, а культура политику. Люди, которые претендуют на спасение народа, должны определиться со своим собственными мировоззрением, морально — нравственными ориентирами и верой в Бога. Верой не в безликого Отца — Тенгри — Дао (одним слово Дьявола), а верой в БОГА, кроме которого нет БОГА.
Председатель Общественного объединения «Iзгi амал», товарищ Кусаинов Т. |