Газета «Наш Мир»
Несмотря на протесты и угрозы исламофобов, призыв верующих на молитву (азан) скорее всего зазвучит с громкоговорителей на минарете Центральной мечети Оксфорда по пятницам.
Город, прочно связанный в сознании англичан со "средоточием сущности всего английского", сегодня – как и вся страна, и вся Европа – меняет ландшафт. Наряду с привычными "спящими шпилями" церкви Св. Марии и Св. Иоанна к ним присоединился новый силуэт – минарета новой мечети. Об этом сообщает агентство AFP.
Нет, это не было демонстративным жестом со стороны местных мусульман. Напротив, мечеть расположена в так называемом "другом Оксфорде" (иными словами, на городской окраине, в месте обитания иммигрантов и англичан победнее). Просто в городке с населением в 140 тысяч человек, который минут за 15 можно проехать из конца в конец на велосипеде, все невольно оказывается рядом, и даже минарет на окраине неизбежно попадает в зону прямой видимости.
Аллан Чепман, историк Оксфордского университета, из окон дома которого как раз и открывается вид на экзотическое пока сочетание шпилей и минарета, говорит: "У меня нет проблем с исламом, но не насаждайте его среди людей".
Почему же призыв на молитву (аналог колокольного звона) воспринимается как насаждение религии? Сам по себе он не содержит никакого насилия, но для привыкших к обстановке культурной изоляции жителей Оксфорда таит в себе призрак "исламизации Европы", о которой здесь так любят говорить в последние годы.
Никто уже не вспоминает о насильственной "британизации" обширных колоний империи, над которой "никогда не заходило солнце". Здесь, в университетских библиотеках, очевидно, между строк читают Киплинга, писавшего о "тяжком бремени белого человека", вынужденного нести свой крест просвещения "отсталых народов".
Никто не вспоминает ни трагедии последнего правителя Могольской династии, которому новые цивилизованные британские власти принесли на подносах головы всех казненных членов семьи – за отказ подчиниться новым хозяевам в просвещенном девятнадцатом столетии.
Никто не помнит жестокого подавления восстания сипаев, отказавшихся добровольно воспринимать новую цивилизацию и новые ценности, выражавшиеся, в частности, в необходимости открывать зубами ружейные патроны, смазанные свиным жиром.
Здесь это воспринимается как естественный процесс просвещения. Не то что мусульманский призыв на молитву – это уже культурная агрессия и насилие.
Несмотря на то, что, по словам казначея мечети Масуда Ахмеда, громкий призыв на молитву был лишь предложением, сделанным мусульманами городским властям. И несмотря на поддержку местного англиканского епископа преподобного Джона Притчарда.
И все же азан зазвучит. Это не просто вера и надежда местных мусульман. Просто ход истории не остановить, и если взаимопроникновение общин в Британии приобрело необратимый характер – значит, и Оксфорду также не избежать мультикультурности. И слава Богу, ведь Он сказал в Священном Коране: "Мы сотворили вас племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга".
Каким скучным и унылым был бы этот город без индийских лавочек, пестрящих яркими нарядами, без пакистанских ресторанов, без бенгальских украшений или арабских сладостей. Каким скучным и однообразным был бы мир, в котором каждый народ проживал бы в культурной изоляции от другого… Но, к счастью, это невозможно – законы Всевышнего непоколебимы, и Его постановлению суждено непременно воплотиться в реальность.
|