Газета «Наш Мир» Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих (Лк 17:1-2). Старинный недруг рода человеческого, когда-то поразивший прародителей лживым рассказом о древе познания добра и зла, после искушения сомнением предложил человеку новый соблазнительный плод: безразличие. Сегодня страшнее всего не то, что люди не доверяют друг другу или боятся поверить в Бога и Богу. Людям все равно. Молодым все равно, потому что их так воспитали (точнее, не воспитали), взрослым – потому что сомнения в их жизни сменились апатией. Нам все равно. Нам все равно, потому что когда в нравственно больном обществе всерьез и долго обсуждают, нужно ли вводить в школы элементы духовно-нравственного воспитания (при том что воспитание половое вводят не задумываясь, а то вдруг сами не догадаются!) – это не борьба против клерикалов, а преступление против собственного народа. Равнодушие распространяется незаметно, почти как радиация – без цвета, вкуса и запаха. Быстро и насмерть. Потому что когда заметил последствия – уже поздно. И когда сегодня видишь пустые глаза учеников или студентов, когда вместо ожидаемого сострадания чувствуешь безразличие окружающих, когда в себе ощущаешь эмоциональную опустошенность, потому что пиявка телевизора давно уже высосала все эмоции, начинаешь задумываться: "А вдруг уже поздно?" И бессмысленно, и стыдно говорить, что можно "не смотреть и не слушать" и читать умные книжки, а в любом обществе всегда не без урода... Бессмысленно и стыдно, потому что это наши дети уже в школьном возрасте пьют пиво, курят анашу и ругаются матом. И это не маргиналы-уроды: большинство школьников знают, где достать наркотики. К этому привело равнодушие: слишком долго мы стыдливо прятались от слова "воспитание", полагая, что ребенок может и должен сам выбирать, потому что главное – свобода. Свобода, конечно, универсальная ценность, которая, кстати сказать, является одной из важнейших в христианстве. Но не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что выберет ребенок, предоставленный сам себе в мире соблазнов. Потому мы и имеем, что имеем: толерантное равнодушие детей при политкорректной апатии родителей... И не к нам ли, сегодняшним, обращены страшные слова из Апокалипсиса: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр 3:15-16)? Можно, конечно, утешаться, что мы стали лучше жить. Но далее ничего "лучше" не будет, если мы не сможем противостоять заразе равнодушия. Безразличие изжить трудней, чем недоверие. Здесь нужны иные слова и аргументы, новая логика и тональность разговора, и – главное – конкретные действия. А средство борьбы с самым древним врагом рода человеческого тоже очень хорошо известно: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф 17:20). Владимир Легойда |