Газета «Наш Мир» Материал с сайта www.pravoslavie-islam.ru, слегка отредактированный «Нашим Миром» Вступление. 1. Рационализм ислама 2. Традиционализм 3. Мусульманское окружение 4. Миссионерская активность 5. Склонность к переходам 6. Браки Заключение Для Ислама ушедший ХХ век по праву может считаться веком возрождения. За считанные десятилетия приверженцы Ислама распространились по всему земному шару, ведя активнейшую и удивительно успешную в условиях секулярного мира миссию. Наиболее стремительными темпами Ислам распространяется на африканском континенте. По данным конца 1980-х годов на одного обращающегося в христианство африканца приходилось три принимающих ислам. Колоссальное количество принимающих Ислам среди чёрного населения США. Десятками тысяч исчисляются перешедшие из Христианства в Ислам в Европе - во Франции, Италии, Германии, Англии и др. Подобная картина складывается и в России. Речь давно уже не идёт о русских солдатах, принявших Ислам в чеченском и уж тем более афганском плену. Ислам охотно принимают в русских городах и сёлах. Среди перешедших за последние годы из Православия в Ислам на канонической территории Русской Православной Церкви - люди самых разных слоёв общества, разных полов и возрастов, имеются и неординарные случаи (церковный протоиерей, мэр города, член популярной музыкальной группы и др.). Согласно цифрам, опубликованным газетой "НГ-Религии", за прошедшее десятилетие количество считающих себя мусульманами в Российской Федерации увеличилось на полтора миллиона человек. Учитывая миграцию, сложно сказать, какова здесь доля собственно обращённых русских. Конечно, она не так велика, как считают мусульмане, но и не так мала, как кажется нам. При разговоре на эту тему нужно стараться избегать крайностей. Разумеется, не стоит, вслед за мусульманскими проповедниками, однозначно говорить о победном шествии Ислама по планете в лучах радуги и блеска росы на траве… В личном разговоре с главой Church Mission Society (официальный орган англиканской Церкви, занимающийся внешней миссией) Марком Оксброу я спрашивал о соотношении обратившихся из ислама и обратившихся в ислам. Господин Оксброу ответил мне, что его ведомство специально изучало этот вопрос и проводило соответствующие исследования, которые позволяют говорить, что на самом деле по всему миру количество обращающихся из ислама в христианство превышает количество обращающихся из христианства в ислам. В свою очередь в том, что касается России, глава Отдела Внешних Церковных Сношений Русской Православной Церкви митрополит Кирилл в одном из своих интервью также сообщил, что на сегодня этнических мусульман, обращающихся в Православие больше, чем этнических православных, принявших Ислам. Вместе с тем следует признать, что количество добровольно обращающихся из Христианства в Ислам также беспрецедентно велико. Анализу некоторых причин этого явления и посвящена эта статья. 1. Рационализм Ислама Среди основных причин, делающих привлекательной эту религию в глазах современных европейцев следует назвать абсолютный рационализм Ислама. Ислам - религия без тайны. Разум мусульманина не становится перед необходимостью смириться пред тем, что ему принципиально недоступно, в отличие от Православия, где таковое смирение требуется непрестанно - не только при изучении богословия, но и в практическом опыте: на каждой литургии, перед каждой иконой Спасителя и Богородицы, в каждом личном обращении к Триединому Богу. В религии, где всё просто и понятно, человеческому разуму проще найти покой. Этим Ислам и привлекателен. Человеку кажется, что религиозная истина должна быть ясна, проста и доступна рассудку любого и Ислам отвечает этим чаяниям. В Исламе нет таинств, нет тайн, нет парадоксов, нет апофатики. У новообратившегося растет уверенность, что это религия справедливости, позволяющая "общаться с Богом напрямую, без посредников". “Относительно справедливости, для меня это тоже имело большое значение в выборе религии. Это была одна из основных причин, почему я предпочёл Ислам” - говорит один из обращённых. 2. Традиционализм В ХХ веке христианские миссионеры всех конфессий почти единодушно сделали ставку на "миссию на местном языке " и… проиграли. Мусульманские миссионеры сделали ставку на верность старине, верность традиции - и выиграли. В католических храмах вместо латыни зазвучали местные языки - и храмы опустели. В мечетях звучат молитвы только на арабском - и мечети полны молящимися, меж которых нередко встретишь коренного европейца. Характерно, что в европейских странах новообращённые мусульмане принимают именно традиционный вариант Ислама, тогда как исламский модернизм находит своё распространение преимущественно среди мусульман по рождению. И по словам самих новообращённых, привлекает их именно традиционализм Ислама. "Мусульмане не изменяют своих позиций, в то время как Христианство меняется" - говорит бывшая англиканка; "в постоянстве Ислама я нашёл покой, который не находил более в Католицизме", - вторит ей молодой мусульманин-француз, - "В Исламе нет пересмотренных и исправленных догм. Мусульманин, живший несколько веков назад, вернувшись в наше время, нашел бы тот же самые исламские идеалы во всей их целостности"… Европейские женщины, принявшие Ислам, не только с удовольствием соблюдают, но и рьяно защищают такие, по мнению современного секулярного общества, дискриминационные установления, как полигамия, ношение платка и др. Разбираясь в причинах этого, странного на первый взгляд факта, нужно признать, что традиционализм Ислама сохраняет различие психологии двух миров - мира мужчин и мира женщин, и это привлекает к нему внимание жителей Запада, в том числе и женщин, задавленных диктуемой современной западной культурой эмансипацией. В цивилизации сегодняшнего дня различие между этими мирами стёрто. 3. Мусульманское окружение Переходя от внутренних, доктринальных причин перехода в ислам, к внешним, социальным причинам, следует отметить, что наиболее часто принимают ислам этнические христиане, живущие в мусульманском окружении. В России это также наиболее заметно в местах распространения ислама - в Татарии, Башкирии, некоторых районах юга. Это явление нетрудно объяснить. Человек, постоянно существующий в контексте иной культуры, традиции, религии чувствует себя чуждым всей окружающей действительности, порой на это накладывается ещё и недостаточное внимание Церкви к русским, живущим среди мусульманского окружения. Люди чувствуют себя оторванными от религии. Их некому поддержать, им некому помочь. В таких условиях человек пытается найти себе прочное место среди того народа, где живёт, слившись с ним. И если естественное стремление интегрироваться в окружающую среду не встречает внутри человека сопротивления твёрдых, укоренённых ценностей религиозного характера, то такой человек легко совершает шаг, способный улучшить и упрочить его положение в обществе, где он живёт. Наиболее эффективным для решения этих проблем является принятие веры, поскольку приход в Ислам одновременно означает приход в общину (умму). Через общину человек интегрируется в общество и культуру Ислама. Мусульманин воспринимает само общество глазами уммы, контактирует с ним через умму - религиозно, социально, политически. В общине новообращенный мусульманин испытывает чувство настоящего братства - здесь он обретает круг новых товарищей, находит покровительство и поддержку. Умма имеет внутреннюю идеологию, придающую смысл ее существованию, поэтому новообращенный в скором времени уже не мыслит себя вне своих единоверцев. "Когда я пришла в общество мусульман, почувствовала атмосферу любви, добра, взаимовыручки. Если с мусульманином или мусульманкой что-нибудь случится, им обязательно помогут, даже деньги соберут, если потребуется. Мы все - одна большая семья" - так говорит об этом Карима, некогда Ирина. Противопоставить этому печальному явлению Церковь может лишь оживление приходской жизни и катехизацию паствы, проживающую в районах с преимущественно мусульманским населением. 4. Миссионерская активность Следующей причиной является активная миссия Ислама. По активности мусульманская миссия в России вполне сопоставима с миссией зарубежных религиозных объединений, но если те, пережив подъём начала 90-х, сейчас идут на убыль, то миссия Ислама только набирает силу. В США мусульманские проповедники делают ставку на миссию в тюрьмах (и добиваются очень неплохих результатов). Посольство Саудовской Аравии в Вашингтоне ежемесячно отправляет около сотни экземпляров Священного Корана в американские тюрьмы. В то же время авторитетные имамы и духовные лидеры в Нью-Йорке и Атланте снимают специальные видеофильмы об Исламе. Многочисленные арабские мусульманские организации посылают должным образом подготовленных добровольцев в тюрьмы США для преподавания заключённым арабского языка. Кроме того, они снабжают заключенных особой пищей, которая отвечает канонам Ислама, например, финиками для разговения в месяц Рамадан. Для пропаганды Ислама используются специальные образовательные пакеты под названием ''Открой для себя Ислам'', уже несколько лет издаваемые за счёт мусульманского бизнесмена Мухаммада Кадира и распространяемые почти во всех 94 федеральных тюрьмах США. В этот так называемый пакет входят различные памфлеты, плакаты и обучающие видеокассеты, главным действующим лицом в которых является всемирно известный баскетболист команды ''Хьюстон Рокетс'' Хаким Олайун. В Африке активную работу проводят сотрудники Всемирной организации по распространению Ислама. Один из проповедников, Абдулраззак Нандеббо, говоря о миссии в Уганде, рассказал, что не проходит и одного дня, чтобы кто-либо из угандийцев не принял новую веру. Особенно на призыв принять Ислам откликаются жители г. Иганга. По этой причине здесь будет построено специальное здание для новообращённых мусульман поблизости от мечети. Активисты Всемирной Организации по распространению Ислама посещают новообращенных мусульман в их домах и мечетях, делая всё возможное для решения их проблем. Следует также отметить и такой аспект миссии, как туризм в мусульманские страны. Только на одном турецком средиземноморском курорте Анталья примерно каждые 15-20 дней один из отдыхающих зарубежных туристов принимает Ислам. В уходящем году Ислам приняло большое количество туристов, особенно женщин, сообщил муфтий Антальи Кадир Четин. Среди принявших Ислам, по его словам, большинство - граждане России и тюркских республик СНГ. Эту религию также избрало несколько немцев и американцев. Особенность нынешнего года заключается в том, сказал муфтий, что все иностранцы, принявших религию пророка Мухаммада, выпускники или студенты высших учебных заведений в возрасте 21-30 лет. 5. Отсутствие религиозной укоренённости В результате 70 лет атеистического режима в нашей стране, у большинства населения крайте ослаблено чувство этно-конфессиональной идеинтичности. Порваны связи современного общества с православными корнями и истоками, потому люди, в условиях утраченных традиций, с лёгкостью принимают иные религии, включая Ислам. То же характерно и для подобных случаев в других государствах, причём не только посткоммунистических. Так, например, благодаря исламскому призыву, широко известно, что Франция действительно, возможно, имеет самое большое количество принявших Ислам. И хотя достоверные данные получить невозможно, количество принявших Ислам в прошлом году колеблется на уровне 50-70 000 человек. Однако если мы вспомним, что число французов, принявших вульгаризированный буддизм в два раза больше, то станет понятно, что во многом проблема здесь кроется в брожении самого французского общества, в котором секуляризм современной цивилизации также обрывает связи с христианским культурным и религиозным наследием. Вместе с тем исследования показывают, что алжирцев-иммигрантов в Христианство во Франции переходит в год больше, чем французов в Ислам, так что одновременно с примерами того, как перешедшие в Ислам французы преподают Коран детям иммигрантов-мусульман, есть и примеры, когда обратившиеся из Ислама алжирцы несут пастырское служение в церквах Франции. В России весьма многие из тех, кто считает, что перешёл из Христианства, на деле ничего не знает о нём и, по сути, обратились они в Ислам из неверия. Но они были крещены в Русской Православной Церкви, и мы должны нести ответственность за то, что эти люди были лишены достойного преподания истин Христовой веры, лишены живого христианского общения, и примеров подлинно христианской жизни. 6. Браки Довольно типичны случаи принятия ислама при заключении браков. Христианка, выходящая замуж за мусульманина, по шариату не обязательно должна принимать Ислам, однако на деле в большинстве случаев это всё же происходит; либо сразу же, либо со временем. Как подчеркивает Анри Фреске, ведущий религиозной хроники в журнале "Monde", француженки cоставляют около 55% от принявших Ислам. Выйдя замуж за мусульманина, они охотно принимают религию своего мужа. То же относится и к обращающимся итальянцам. Большинство из них принимают Ислам при вступлении в брак (исследователи считают, что часть таких обращенных составляет около 60-70%). "Он (муж) представил мне Ислам в такой форме, в какой я нуждалась, чтобы рассеять мои сомнения относительно того, что бытие и Бог намного больше, чем это представляет христианство (Изза, Англия). "Он мне много рассказал об Исламе, и я поняла, что Ислам - это вовсе не то, о чем мы слышим с экранов телевизоров. Так же я познакомилась с семьей мужа и в течение трех месяцев жила в их доме. Это многое изменило в моей жизни. Своими глазами я увидела жизнь мусульман… С каждым днем я больше и больше приближалась к Единобожию и, перед свадьбой, окончательно приняла Ислам. (Сельма, Москва)". Заключение Что делать нам, православным, в условиях нарастающего исламского прозелитизма? Ответ очевиден. Во-первых, надлежит действительно быть воистину православными христианами, жизнью своею являя подлинно облик Христов. Один бывший арабский мусульманин, принявший Крещение, как-то сказал: "Если бы все христиане были истинными христианами, Ислама сегодня не было бы!". В этих словах много правды, и правды, увы, горькой. Наш образ жизни зачастую очень далёк от праведности. Даже самые красивые, сильные и убедительные слова о Христе, не подкреплённые примером жизни - останутся пустыми для человека, слушающего их. Наконец, в-третьих, необходимо давать чёткий, богословски аргументированный, интеллектуальный ответ со стороны Церкви вызовам Ислама. Мусульманская антихристианская полемика должна встречать не молчание, а блестящую апологетику. В богословских учебных заведениях следует больше внимание уделять изучению вероучения Ислама и историю миссии среди мусульман. Как и в прошлые века, наша Церковь ныне вполне в состоянии явить мусульманскому миру красоту Христовой веры. Литература Аноним. Почему женщины Великобритании принимают Ислам? // Исламское сознание №338 1994. Ахунов А. Почему русские принимают ислам? // НГ-Религии № 8 (79) 25 апреля 2001. Каширский Е. Привлекательность ислама для европейцев //ТЛ№8 2000. Лакар Луис К. Христиане, обращённые в ислам на Филиппинах, 1970-1998. Холстинин Э. Д. Вызов зеленого знамени // Община XXI век. № 4-5 (6-7) июнь 2001.
|