Газета «Наш Мир»
В течение июня в интернете были размещены два аудио-обращения знаменитого чеченского барда Тимура Муцураева, известного на Кавказе также под именем Темирбулат. Муцураев в прошлом участник боевого отряда одного из самых авторитетных чеченских полевых командиров Хамзата (Руслана) Гелаева. Последние годы певец жил в Азербайджане, в Баку. Продолжал ли Темирбулат слагать и петь героические песни, после того, как принял решение по канонам ислама отказаться от творчества, а затем покинул Чечню, остается известным, видимо, только узкому кругу людей. По крайней мере, новые альбомы и песни Муцураева, если они существуют, не известны широкой публике. Но песни прошлых лет сохраняют популярность. Диски Муцураева пользуются постоянным спросом на рынках Кавказа и продаются из-под полы.
Примерно за месяц до появления первого обращения барда несколько радикальных кавказских интернет-ресурсов распространили информацию о якобы состоявшейся в Грозном встрече Тимура Муцураева с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым. Информационные ресурсы джихадистов назвали певца муртадом и предателем. Однако официально факт встречи Кадырова и Мацураева не был ни подтвержден, ни опровергнут. Источник близкий к президенту Чечни допустил вероятность подобной встречи: "Известно, что Муцураев был в Чечне, навещал родных. Но состоялась ли встреча с президентом, сказать сложно, по крайней мере, предварительные переговоры имели место", - сказал он.
Два получасовых обращения Муцураева на чеченском языке адресованы, судя по контексту, чеченцам, продолжающим занимать непримиримые позиции по отношению друг к другу и к кремлевской власти в Чечне. Муцураев обращается как к живущим на Родине, так и к тем, кто находится за границами Чечни и России. Бард, чей страстный голос уводил в отряды моджахедов сотни молодых людей, теперь призывает к единению и прекращению братоубийственного внутричеченского конфликта.
Выступление Муцураева вызвало волну дискуссий в сети. От горячих споров и обсуждений на многочисленных форумах и блогах к рассуждениям о продажности певца джихада и истинных мотивах его предательства в ряде зарубежных СМИ. Мотивацией Муцураева, по различным предположениям, могут служить попытки исправить финансовое положение, ностальгия и стремление вернуться и адаптироваться в новой Чечне. Высказываются и предположения, что Муцураев служит мостом между Рамзаном Кадыровым и Ахмедом Закаевым. Последний действительно оказался в щепетильной ситуации. Предствитель Ичкерии, проживающий в Лондоне, оказался перед выбором: или поддержать новую стратегию джихада с целью строительства Кавказских эмиратов, или отречься от тех, кто до недавнего времени и составлял ему политический вес в Европе, как представителю борцов за свободу и независимость. Закаев выбрал второе, он публично отказался от чеченского сопротивления, а идею кавказского джихада назвал провокацией ФСБ. У него на самом деле и выбора не было. Быть представителем джихадистов означало крах его репутации демократа и свободоборца на Западе. Но палка, конечно же, о двух концах. Если Закаев больше не представляет (подразумевая - контролирует) в Лондоне чеченское (а в последнее время амбиции уже распространялись и на весь Северный Кавказ) сопротивление, то кого он представляет? Если никого, то кому он интересен?
Вполне возможно, что Закаев, публично отрекаясь от чеченского сопротивления, действительно сделал выбор в пользу кремлевской администрации в Чечне, то есть решил наводить мосты к Рамзану Кадырову. Эти двое могут быть полезны друг другу по множеству позиций. Закаев может принести Кадырову то, чего он никогда не имел - постепенную легитимизацию и связи на Западе и среди большой части чеченцев диаспоры. Кадыров может вернуть Закаеву то, что он утратил, отрекшись от исламского подполья - статус представителя Чечни. Очевидно, что торг не ограничится только этими пунктами, а может затронуть широкий спектр политических, экономических и пр. интересов сторон. И конечно же не может состояться без одобрения Кремля, пусть даже опосредованного, но вполне реального и жесткого: понятно, что Рамзан Кадыров не может предложить Закаеву ничего, что ему не разрешено предложить.
Стал ли бард и моджахед Мацураев участником возможных переговоров между Закаевым и Кадыровым, покажет время. Сейчас известно только то, что и в первой и во второй части своего аудио-обращения бард подчеркивает, что все свои действия согласовал с Ахмадом (называется только имя, фамилия не упоминается). Певец также говорит о каких-то уже состоявшихся переговорах сторон, которые прошли на достойном уровне без унижений и обострений.
Перевод обращения Муцураева осложнялся рядом особенностей его стиля и чеченских лингвистических традиций. В частности, хотя певец и говорит на литературном чеченском языке, но говорит он так, будто общается со старым знакомым, который его понимает с полуслова и потому доканчивать предложение нет смысла. Кроме того, Тимербулат для обозначения лица постоянно использует не местоимение "я", а "мы". Сложность здесь заключается в том, что в чеченском языке "мы" может употребляться одним человеком для обозначения себя вместо "я". В данном контексте доподлинно не понятно, что же Муцураев имеет в виду. Делает ли он это обращение от имени кого-то энного числа людей или же только лично от себя?
Ниже приводится текст аудио-обращения Тимура Муцураева в переводе с чеченского на русский язык.
"Это обращение адресовано людям Хамзата (скорее всего, имеется ввиду Хамзат Гелаев, - прим. ), которые находятся сейчас в Турции, Европе, Грузии, в связи с появившимися слухами. Их мне и хотелось бы развеять. После смерти Хамзата нас пытались свернуть на разные пути, но мы всегда шли дорогой Всевышнего, который и оберегал нас. В сложившейся ситуации мы искали пути праведной дороги - дороги Аллаха, чтобы у нас было согласие. Многие сейчас могут подумать, почему их не спросили об этом, почему не предупредили, не посоветовались. Это мне хотелось бы объяснить, что данный путь выбирался неспроста. Этому заявлению предшествовали многочисленные советы со старейшими, нашими старшими соратниками, их опыт. Наша беда в том, что мы сейчас находимся разбросанными по свету, не имея с друг другом практически никакой связи. Но я верю, что вскоре мы все будем снова вместе. Многие спрашивает, о каком согласии идет речь. Мы говорим сейчас о том, чтобы не лилась кровь - и с той, и с этой стороны, чеченцы убивают чеченцев. Так не должно быть. С этим мы согласны с противоборствующей стороной", - говорит Муцураев.
Он отмечает, что во время переговоров никто никого не унижал и стороны вели себя достойно. Далее он ссылается на слухи, которые, по его мнению, могли быть пущены в массы умышленно, о том, что он сдался (предал своих). "Они беспочвенны и не имеют под собой никаких оснований. Все, что было, все, что мы делали - делали ради Всевышнего, ради народа и не раскаялись. Эти слухи распространяют систематически те, кто всегда был на стороне раздора, кто желает произвести раскол в обществе, среди нас. Такое уже было даже при жизни Хамзата. Но их меньшинство и им к счастью никто не верит. Время рассудит всех", - говорит он. Муцураев подчеркивает, что сегодня он (они) идет дорогой мира, и никто не сможет свернуть его с этого пути.
"Призыв прекратить бесполезное кровопролитие уже распространен среди наших. Докке (Докка Умаров - прим.) мы также отправляли депешу, чтобы наконец прекратилось это противостояние, но видимо до него она еще не дошла. Еще раз мои мусульманские братья я призываю вас прекратить эту войну", - резюмировал Муцураев.
Бард говорил также о каком-то известном Ахмаде, с которым по словам певца, уже достигнута договоренность о прекращении противостоянии. В тексте он несколько раз отмечает, что обо всем сказанном должен говорить не он, а обученные этому политики. "Были у нас и независимость, и федеративный договор, и особый статус и многое другое. Но мы не должны забывать о том, что все что делалось, все это было ради народа. У него и нужно спрашивать, что ему сейчас больше нужно. Без поддержки народа все наши действия и жертвы напрасны и в этом мы смогли убедиться в последние годы. Все мы чеченцы и должны защищать не свои интересы, который у нас уже в принципе и нет, а интересы всего чеченского народа", - говорит Муцураев.
"Когда я был дома, я разговаривал со многими старейшими, и они не понимают почему до сих пор ведется это противостояние, что послужило яблоком раздора?! Пора оставить все эти политические или фанатичные убеждения, какие-то амбиции, обиды и прийти к миру и согласию. Да, у нас у всех погибли во время войны родственники, братья, сестры, но давайте не будем увеличивать их количество", - отмечает он.
Нужно также отметить, что одновременно с обвинениями в предательстве в интернете появилось и заявление маркированное как "Обращение Cовета Амиров Джамаата Гелаева Хамзата" в защиту Тимура Муцураева.
"Все заявления, озвученные нашим братом Тимербулатом от имени Совета Амиров, направлены на поиск того пути, который привел бы к Единению нашего Народа и дальнейшей национальной независимости. Никаких разговоров о сдаче или переходе в чей бы то ни было лагерь не ведётся и не велось никогда", - говорится в заявлении. Обращение подписано кодовыми именами семи амиров (командиров боевых исламских групп), настоящие имена которых, видимо, не предназначены для широкой публики, а для посвященных не нуждаются в расшифровке.
Справка: Тимур Муцураев, родился 25 июля 1976 года в г.Грозном (уроженец селения Новые Атаги). С детства активно занимался спортом и уже в 15 лет стал чемпионом Чечено-Ингушетии по каратэ. В 1993 году этот титул он закрепил за собой уже на российском уровне. С начала первой чеченской компании он встал в ряды движения сопротивления так называемого центрального фронта в отряде Хамзата Гелаева. Был ранен. Тимур Муцураев автор и исполнитель песен, посвященных мужеству и патриотизму, а также песен на исламскую тему. Среди наиболее известных песня "Иерусалим". Он - первый творческий деятель в новой России, который запрещен властями. За прослушивание его песен, а тем более распространение его альбомов, жителям Кавказа грозит преследование. Это не уменьшает популярности песен Муцураева даже у представителей федеральных войск.
|