Газета «Наш Мир»
В Казахстане инициировано обсуждение проблемы похищения невест. Старинный обычай народов Центральной Азии вновь набрал силу в конце 1990-х годов прошлого года, от многочисленных похищений лихорадит Кыргызстан, они все чаще происходят на юге Казахстана, сообщает Голос свободы.
Для обсуждения проблемы похищения невест в административном центре Южно-Казахстанской области городе Чимкенте собрались представители молодежных и правозащитных организаций, госструктур. Они считают, что данный обычай является нарушением прав человека.
Однако, по данным социологического опроса, проведенного среди ста двадцати молодых чимкентцев, около восьмидесяти процентов респондентов признают законность похищения невест, и семьдесят процентов из этих людей - мужчины. При этом шестьдесят семь процентов мужчин назвали похищение невесты естественным условием для создания семьи.
По словам руководителя правового центра женских инициатив «Сана сезiм» Хадичи Абышевой, из более трех тысяч пострадавших от различных форм насилия женщин, обратившихся в ее Центр за помощью, почти сорок процентов составляют те, кто был украден будущим супругом. Именно с похищения начинался их путь страданий и унижений в семье. Подавляющее большинство из них в самом начале семейной жизни подверглись изнасилованию: так мужчины закрепляли свое супружество, одновременно не оставляя девушке возможности вырваться обратно. Практически все, полагаясь на мораль восточной женщины, предпочли молчать, терпеть и смирились с положением. Но был и прецедент. Две украденные девушки довели дело об их похищении до суда. Одного из несостоявшихся мужей уже осудили.
Как выяснилось в ходе проведения круглого стола, брак по похищению не одобряется не только светскими, но и религиозными законами. Представительница Лиги мусульманских женщин Алуа Ибадуллаева заявила, что «воровство невесты противоречит законам и воле Всевышнего. В Коране описаны условия для заключения брака, и первым из них является согласие самой девушки. Бракосочетание, при котором имеет место принуждение жениха или невесты, является недействительным. Аллах не принимает такую свадьбу».
«Укравший девушку против ее воли человек является преступником, прелюбодеем-насильником, - продолжила выступающая. - Если девушку украли, то она должна уповать на Аллаха и не сдаваться – бороться за свое счастье. Аллах своих верующих рабов не бросает. Если же она уже оказалась в таком «браке», то она может смело уходить от мужа. Ей даже не нужен развод, так как их брак не является действительным. Немаловажно также отметить и то, что мусульманка, очутившись в таком бедственном положении, не должна себя винить».
Последнее уточнение, стоит отметить, имеет большую значимость. Ведь если говорить о сложившихся в общественном сознании населения стереотипах оценки поведения похищенных невест, то не желающую принимать такой брак украденную девушку зачастую ждет осуждение. Такая девушка считается «опозоренной» и немногие родители рискуют принять ее обратно домой. Нередко это приводит к суицидам.
Противоречащий международному праву, национальному законодательству, религиозным нормам, общечеловеческим представлениям о морали, современным ценностям обычай, тем не менее, живуч. На вопрос «почему?» участники круглого стола дали целый ряд ответов: правовая неграмотность населения (как парней, так и девушек), доминирование традиций в сознании общества, низкий социальный уровень жизни части общества (некоторые семьи не в состоянии оплатить расходы на сватовство и свадьбу), несогласие родителей любящих, «предназначенность» молодых другим претендентам по предварительной договоренности родителей, различный социальный статус влюбленных, интерес к «красивым» древним обрядам.
Конкретным же итогом сбора недовольных традицией воровства невест стало принятие обращения в мажилис (нижнюю палату) парламента, в котором лидеры молодежных общественных организаций выразили «свой протест против обычаев и традиций, порочащих честь и достоинство девушек как граждан цивилизованного и правого государства» и призвали «к формированию правовой культуры среди молодежи в вопросах семейно-бытовых отношений». В обращении был также поставлен вопрос об отсутствии в Уголовном кодексе Казахстана отдельной статьи «Похищение невесты». В связи с чем было предложено рассмотреть необходимость ее принятия или принятия одноименного подпункта статьи 125.
|