Газета «Наш
Мир» Можно часами подбирать красивые слова на конкретную тему. Но полагать, что они останутся в истории, слишком смело. Как, впрочем, и то, что эти изречения попадут в наш сборник мудрых слов. Хотя некоторых гениальных людей все вышесказанное не пугало абсолютно. И сегодня мы собрали сливки изречений о богатстве. «Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает». Аврелий Августин, теолог, философ. «Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным – доход». Марк Туллий Цицерон, политик, оратор. «Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства». Авербах Бертольд, писатель. «Деньги - общее достояние. Каждому позволено брать столько, сколько он хочет, - при условии, что он это может». Вильгельм Швебель, ученый. «Везучие живут с деньгами, невезучие - без, а негодяи для». Жорж Элгози, театральный критик. «За деньги можно, конечно, купить очаровательного пса, но никакие деньги не смогут заставить его радостно вилять хвостом». Джон Биллингс, предприниматель. «Не гонись за деньгами - иди им навстречу». Аристотель Онассис, греческий миллиардер. «Прогресс человечества основывается на желании каждого человека жить не по средствам». Сэмюэль Батлер, философ. «Богатство - не в обладании сокровищами, а в умении его использоваться». Наполеон I, император. «Многие из богачей - хранители, а не хозяева своих богатств». Демокрит, философ. «На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается». Генри Торо, писатель. «Деньги никого не сделали дураком, они только выставляют дурака напоказ». Кин Хаббард, писатель. «Если много денег - не радуйся, если мало - не горюй». Эзоп, баснописец. «Лучший способ помочь беднякам - это не стать одним из них». Ланг Ханкок, австралийский миллионер. Коран о богатстве Исламская экономика базируется на четырех принципах: 1. Все богатство принадлежит Богу: «…И давайте им из достояния Бога то, что Он дал вам» (24:33) 2. Богатство принадлежит человеческому сообществу на «праве доверительного управления»: «Веруйте в Бога и Его Посланника и расходуйте то, в чем Он сделал вас наследниками!» (57:7) 3. Бесцельное накопление богатства запрещается: «А те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на Божественном пути, - обрадуй их мучительным наказанием!» (9:34) 4. Делиться с нуждающимися – обязанность мусульманина: «К добыче, которую Бог вернул Своему Посланнику, вы не скакали рысью ни на конях, ни на верблюдах, но Бог дарует Своим посланникам власть, над кем пожелает. Бог над всякой вещью мощен. Что дал Бог в добычу Посланнику Своему от обитателей селений, - то принадлежит Богу, и посланнику, близким, сиротам, бедным, путнику, и чтобы не оказалось это распределением между богатыми» (59:7). Таким образом, исламский подход к экономике радикально отличается от действующих ныне капиталистических принципов. В Исламе распределение богатства относится к области экономики, и мусульмане, в отличие от сторонников капитализма, не сосредоточивают свое внимание лишь на производстве и накоплении материальных благ. Существующих на земле природных богатств достаточно для того, чтобы удовлетворить потребности многих миллиардов людей в еде, одежде и жилище. Голод, бедность и экономическая отсталость являются результатом неправильного распределения благ, порождаемого несправедливыми системами и законами, созданными человеком, а не нехваткой природных ресурсов. Горе всякому хулителю и обидчику, который копит состояние и подсчитывает его, думая, что богатство увековечит его. ( Коран, смысловой перевод 104:1-3) Богатство и сыновья – украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и надежды лучше возлагать на них. (18:46) Воистину, если бы у отрицающих (истинность Божественных аятов) было все что есть на земле, и еще столько же, для того чтобы откупиться от мучений в День Воскресения, то это не было бы принято от них. Им уготованы мучительные страдания. (5:36) Ни ваше богатство, ни ваши дети не приближают вас к (Богу), если только вы не уверовали и не поступаете праведно. Для таких людей будет приумножено воздаяние за то (добро), что они совершили, и будут они пребывать в покоях, находясь в безопасности. (34:37) Ни богатство, ни дети ничем не помогут перед Богом тем, кто не уверовал. Они являются растопкой для Огня. (3:10) Пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Бог желает только наказать их детьми и имуществом в мирской жизни, дабы они расстались со своими душами (будучи) неверующими.(9:55) Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Бог даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Богу принадлежит наследие небес и земли, и Бог ведает о том, что вы совершаете. (3:180) Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными припасами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Бога (для праведных людей) есть лучшая обитель. (3:14) Скажи: «Кто запретил украшения Бога, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них». Так Мы разъясняем знамения людям знающим. (7:32) Бог сделал дозволенными все украшения жизни, перечисленные в аяте (3.14), но только для тех Своих рабов, которые верят в Ниспосланное, живут по законам Бога, тратят на Божественном пути свое имущество и время. (красным выделены однокоренные слова, корень "зана" - украшать )
Давайте посмотрим, что говорится о богатстве в Библии. Все слышали о библейском принципе - “Трудно богатому войти в Царство Небесное…” (Мф 19:23) Конечно, Бог не будет противиться тому, чтобы Его последователи жили в достатке и их материальное благополучие лишний раз свидетельствовало о правильности избранного ими пути:«Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит.» (Прит.10:22) “Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим”. (Втор. 8:18) Но обычно выходит так, что если человек хорошо устроен в жизни, его стремление к Богу ослабевает, так как он испытывает меньшую потребность в помощи Свыше и имеет больше возможностей опереться на собственные силы. Социальное неравенство порождает гордость (Прит.28:11 «Человек богатый - мудрец в глазах своих…»), самодовольство и пренебрежительное отношение к людям, чье положение в обществе по шкале мирской системы ценностей ниже его собственного. А это в самую первую очередь вредит вере, требующей покорности воле Бога. Иисус в своих проповедях часто предостерегал от таких последствий: «…смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения”. (От Луки 12:15) В древнем мире имущественное расслоение достигало еще больших размеров, чем в наши времена. Причем, практически единственной возможностью такого обогащения в те времена было обогащение за счет других. Поэтому часто слово «бедняк» становилось синонимом слова «праведник». В переломные моменты израильской истории это ощущалось особенно явно. «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь». (Иер. 9:23-24) Сказал Иаков: ”Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?” (Иакова 2:5) «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета! Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть (на него) своими глазами?» (Екклесиаст 5:9-10) «Блажен муж, боящийся Бога и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его. Род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек». (Псалом 111:1-3) В Библии есть места, где бедность осуждается, а богатство одобряется, но только в случае когда бедность является результатом лени и безделья. Эта тема является характерной для поздних книг Премудрости, а в канонической Библии она лучше всего видна в Притчах Соломона. «Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь ото сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Прит.6:9-11) «…потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Прит.23:21) Заключение Капитализм провозглашает индивидуализм священным. Он признает за каждым право стремиться к счастью, которое он понимает как «общество потребления», любыми средствами. Однако подобная «свобода» приводит к произволу, и капиталистическое государство, противореча самому себе, вынуждено вмешиваться и устанавливать ее пределы. Вместе с тем, одни люди по-прежнему сохраняют за собой право зарабатывать все новые миллионы на фондовом рынке, а другие – «право» умирать на улице от голода. Фактически, экономическая политика капитализма направлена на то, чтобы сделать богатых еще богаче, а бедных – еще беднее, а его мораль: не замечай того, что тебя не касается. Подобная ситуация объяснима очень просто: «правила игры» пишутся теми, кто хочет (и может) воспользоваться этими правилами. Интересно, что многие люди, обладающие умом и совестью, предупреждают о масштабах проблем, с которыми сталкивается нынешнее западное общество, а также общества пытающиеся копировать западные экономические модели. Некоторые ищут пути, чтобы обойти острые углы (возьмем, например, концепцию «долевого капитализма», при котором работники становятся акционерами предприятия, на котором трудятся), однако они не учитывают, что у существующего зла гораздо более глубокие корни. Все это – всего лишь предвестники грядущих перемен. Возможно, на горизонте можно уже различить исламскую модель экономики? Ведь с бедностью можно будет покончить только тогда, когда человек перестанет посвящать свою жизнь служению «золотому тельцу». Подготовил Айдар КАИПОВ |