Газета «НашМир» Сегодня бурно развивается рынок банковских услуг и потребительского кредитования – люди берут кредиты и все активнее пользуются кредитными картами, выплачивают проценты и зачастую навсегда расстаются с залоговым имуществом. В мире кредитов на людском горе наживаются ростовщики-процентщики, а люди чаще приобретают сверх необходимого, живут не по средствам – в долг, что ведет к бедности и нищете, все это строго осуждается в Коране:
Те, которые поедают ссудный процент, будут существовать, подобно тому, которого поразил сатана сумасшествием. Это за то, что они говорили: «Поистине, торговля подобна взиманию ссудного процента». Но Бог разрешил торговлю и запретил ростовщичество. Тот, к кому придёт увещевание от его Господа, и он прекратит (занятие ростовщичеством), то ему (останется) то, что было приобретено, а решение по нему (примет) Бог. А кто возвратится к (ростовщичеству), то такие будут ввергнуты в огонь и пребудут в нем навечно.
Уничтожает Бог (ссудную прибыль) и возвращает (многократно) потраченное на милостыню, а ведь Бог не любит всякого грешника отвергающего (Божественные законы). Поистине, те, которые уверовали, делали благие дела, выстаивали молитвенную связь и выплачивали очистительный налог, для них награда от их Господа. Не будет над ними страха и не будут они опечалены. О те, которые уверовали! Остерегайтесь Бога и отбросьте то, что осталось у вас из ростовщичества, если вы являетесь верующими. Если же вы не поступите подобным образом, то знайте же о том, что вам объявлена война Богом и его посланником. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш капитал. Не обижайте (людей) и не будете обижены.(2:275-279).
«За то, что иудеи поступали несправедливо и многих оттолкнули от Божественного пути мы запретили те блага, которые были им дозволены, и за то, что они брали ссудный процент, хотя он был им запрещен, и незаконно пожирали имущество людей. Для тех из них, кто отвергает (законы Бога) Мы приготовили мучительные страдания». (4: 160-161).
Весь ростовщический капитал, размещенный вами в бизнес проектах (принадлежащих другим людям), не прирастает (не имеет ценности) пред Богом. А приумножится то имущество, которое вы даёте из очистительного налога, стремясь к лику Бога. (30:39).
Мы часто задаем друг-другу одни и те же вопросы: Можно ли брать кредиты в банке? Можно ли покупать товар в кредит? Можно ли брать товар в лизинг? Разрешено ли ипотечное кредитование?
Существует разница между участниками Богопротивной кредитной сделки. Ростовщик, дающий деньги под проценты - это материально обеспеченный человек, не имеющий проблем с жильем и пропитанием. Выбранный им путь обогащения - это осознанный выбор. В своей финансовой деятельности ростовщики ежечасно сталкиваются с банкротством своих клиентов, а отчуждение банкирами залогового имущества усугубляет и без того тяжелое положение заемщика. Жестокая и несправедливая система равнодушна к людским страданиям. Именно поэтому Коран ясно запрещает давать деньги под проценты. Столь же ясного запрета на получение кредитов в Коране не прописано. Возможно причиной этому является то, что в большинстве своем, люди, обращающиеся к ростовщикам-банкирам идут на этот сложный шаг, находясь в состоянии крайней нужды и не находя (или не зная) альтернатив. Другими словами степень грехопадения кредитора и кредитуемого разные. Однако в Коране существует аят, гласящий:
…Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Бога, ведь Бог суров в наказании.(5:2).
Экономические заповеди Торы
В нашем исследовании ограничимся рассмотрением только политико-экономических заповедей Моисея, а таковых всего три:
6. Не убий. 8. Не укради. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Пути Господни неисповедимы. Но для нашего рассмотрения важно то, как заповеди были поняты евреями; именно их, евреев, интерпретация заповедей и определила их, евреев, дальнейшую судьбу.
Неясное место в заповедях, как уже указано, - слово «ближний». Разумно предположить, что и шестая, и восьмая заповеди также применимы только к «ближнему». Чтобы понять, как евреи проинтерпретировали слово «ближний», можно проследить, по отношению к кому они применяли заповеди 6, 8 и 10. Ведь убивать-то им в пост-моисееву эпоху приходилось, да еще как. Надо полагать, евреи убивали тех, кого не считали «ближними». Кто же это были? Разнообразные неевреи.
Можно найти и приписываемые иудаизмом Богу следующие Его указания, которые проливают свет на то, что же такое «ближний»:
«…ибо во гневе Моем я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. И будут открыты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы было приносимо к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народы и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся…»- Исайя, 60:10-12.
Надо ли думать, что народы будут приносить свое достояние потому, что им оно не нужно, а евреи вынуждены будут, скрепя сердцем, утилизовать весь этот хлам? Вряд ли. Народы будут приносить то, чем евреям будет угодно завладеть, и будут они это делать, очевидно, потому, что евреи выкажут им свое желание. В соответствии с десятой заповедью, заключаем: народы в приведенной цитате - не ближние, коль их имущество не грех и возжелать.
Еще один стих из Торы: «Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что возможно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими на земле, в которую ты идешь, чтобы владеть ею». (Второзаконие, 23:19-20).
«Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его... Не бери с него ссудных процентов и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; Серебра своего не давай ему под проценты и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли». (Библия, Левит 25:35-37)
«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Библия, Второзаконие 23:19)
Эти цитаты замечательным образом демонстрирует лицемерие современного западного общества, любящего называть себя иудео-христианским! Согласно Священному (и для иудеев, и для христиан) Писанию ростовщичество - а именно о нем идет речь в приведенных цитатах - является чем-то предосудительным; это не благотворительность, иначе почему запрещать его в отношении брата? Вопреки распространенному мнению, даже для самих евреев, во множестве подвизавшихся на этом поприще, ростовщичество - дело грязное. В то же время западное общество благозвучно поименовало его кредитно-банковской системой и объявило одним из краеугольных камней западной "иудео-христианской" цивилизации.
Однако вернемся к нашим «братьям-ближним». Ростовщичество - это механизм изъятия чужих денег. Он запрещен десятой заповедью в отношении «ближних», значит, упомянутые в цитате иноземцы - не «ближние».
Этого рассмотрения достаточно, чтобы заключить, что «ближние» - это все евреи, а «не ближние» - это все неевреи. Переформулируем же политико-экономические заповеди с учетом обретенного понимания:
6. Не убий еврея. 8. Не укради у еврея. 10. Не желай дома другого еврея; не желай жены другого еврея, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что есть у другого еврея.
Для полноты картины приведем еще два стихи из Библии порицающие ростовщичество как явление: «богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца» (Библия, Притчи 22:7)
«Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем... Кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек». (Библия, Псалом 14:1-5)
Господь наш! Не уклони наши сердца в сторону после того, как Ты
наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты –
Дарующий! (3:8) Подготовил Айдар КАИПОВ |