Газета «Наш
Мир»
Слово
«жрец» у нас, как правило, ассоциируется с пирамидами Египта, зиккуратами
Вавилона, ритуальными жертвоприношениями майя и ацтеков, тибетскими датсанами.
Но оказывается, по мнению председателя Исламского Комитета России Гейдара Джемаля,
эта «профессия» вовсе не отмерла, а подобно терминальным раковым метастазам пронизывает
и губит живой божественный контент авраамических религий.
- Гейдар Джахидович, почему столь распространенный в мировых религиях институт жречества, по сути, не присущ Исламу?
- Пророк не создавал новое духовенство
вместо старого, он был окружен сподвижниками, людьми, которые ему поверили и
готовы были умереть за истину, вновь восстановленную, возвращенную истину
нашего праотца Авраама. Это чисто авраамическая традиция, и мы ее разделяем с
нашим Пророком. Эта истина вновь и вновь бросается в лицо языческому
многобожному зверю, золотому тельцу, Риму и т.д.
Пророк не формировал касту
жрецов, он был окружен сподвижниками, которые приходили из разных классов
общества, и всех он превратил в единый орден, в единую армию людей, одержимых
только одним духом — служения истине, служения Богу Авраама, Исаака, Иакова, Иисуса.
Поэтому в Исламе нет разницы
между духовным и светским. Пророк Мухаммад был универсальным лидером, но было
бы ошибкой отождествлять его статус с первосвященником либо с монархом,
возвращающими к старым накатанным языческим образцам типа китайского
императора, который являлся медиатором между небом и землей и которого вывозили
раз в год объезжать 9 сакральных провинций.
Речь идет о реальной, живой
и драматической истории человечества, потому что Авраамизм и Ислам как его
восстановление внес чисто экзистенциальную струю в человеческую метафизику. Сам
Пророк называл Исламом религию Авраама, которая существует уже 4300 лет,
пробиваясь, восстанавливаясь через выходящих из его Дома пророков, которые
борются в окружении зверя...
— Тогда непонятно, почему Ислам не
находится в гармонии с Христианством или хотя бы с Иудаизмом...
— Мы
говорим о реальной традиции. Реальная традиция переживает перипетии.
Что
касается Христианства, хочу вам напомнить (может быть, этот факт не приходил
вам в голову), что 90% мусульман Ближнего и Среднего Востока имеют христианских
предков. Когда войска халифа Омара (несколько тысяч бедуинов) вошли в Византию,
что было вокруг них? Христианское море. Византия тогда занимала почти все:
Малую Азию, Ирак, Сирию, Египет, Ливию, Тунис (блаженный Августин был родом из
Туниса), всюду были монастыри. Проблема была в том, что было два Христианства —
низовое христианство Христа, которое шло от апостолов, и церковное
корпоративное христианство Павла, которое уже опиралось на императора. Была
страшная борьба. Жесточайшая война велась с христианами-унитарианами, которые
исповедовали единобожие (об этом никто не пишет сейчас). Людей заставляли
принимать формулу Никейского собора, поэтому, когда появились мусульмане, то
христиане приняли их как спасителей и освободителей, как некое обновление и
восстановление Христианства. В худшем случае противники-церковники
воспринимали Ислам как христианскую секту, поэтому в Ислам переходили массами.
Что
касается Иудаизма, то есть два Иудаизма. Есть Иудаизм, который ничем не
отличается от Ислама, но он кончился в 135 году, во время восстания зелотов, и
все истинные иудеи были тогда убиты. Те иудеи, которые остались после
восстания, — на самом деле вавилоняне, принявшие Иудаизм, точнее вошедшие в
традицию Моисея и изменившие ее. Иудаизм современный состоит из целого ряда
компонентов, которые не имеют никакого отношения к традиции Моисея. Это в
первую очередь Талмуд как комментарий к Торе. Сама Тора, как известно, во
время вавилонского плена была потеряна, уничтожена вавилонянами и
восстановлена по памяти Ездрой, но на этом перипетии Священного Писания не
кончились. Римляне тоже уничтожили Тору, и она была в обратном переводе
восстановлена с Септуагинты, с греческого. Таким образом, она дважды
восстанавливалась, что снимает вопрос о ее аутентичности. Раввины прекрасно
понимают это и сами говорят, что признают письменную Тору постольку, поскольку
есть Тора устная, то есть устная Тора является реальным, прямым подтверждением
авторитета письменной. А что такое устная Тора? Устная Тора — это Тора преданий
и комментариев, она также опирается на Талмуд, который является ее
толкованием. Опять, таким образом, возникает некая корпоративная каста, причем
истоками своими уходящая не в Израиль, ушедший под водительством Моисея из
Египта, она уходит в жреческую касту вавилонян. Но в Вавилоне осталась
огромная диаспора; считается, что какое-то время там жило не менее 300 тысяч
евреев, это огромная цифра. В 70-72 году — Римская война и второе уничтожение
Храма, а в 132 году — восстание Бар Кохбы. Надо представить себе его последствия,
ведь в то время быть евреем в средиземноморском регионе означало непримиримую
вражду и преследование римлян.
Мы имеем дело с
воспроизведением одной и той же парадигмы. Существует некая корпорация, которая
как на страшную угрозу реагирует на послания пророков и принимает все меры,
чтобы создать так называемые "исторические" Иудаизм, Христианство, не
имеющие ничего общего ни с целями, ни с тем проектом, которые приносились в мир
потомками Ибрагима. Это модель универсальная, она, кстати, существует и вне Авраамизма.
Возьмите Будду, возьмите Заратустру — модель действует.
Это универсальная
парадигма, потому что фактор клерикализма тотален, глобален, охватывает все
века и на самом деле продолжается сегодня.
— Чем вы можете это объяснить?
— Просто
устройством человека.
— Почему это продолжается бесконечно? Иначе
не может быть?
— Вы знаете,
Лысенко рубил мышам
хвосты и ждал, когда начнут рождаться мыши без хвостов. Но они рождались
с хвостами, сколько он ни старался. Лысенко считал, что ген — это глупая
буржуазная выдумка, а ген является некой записью, в которой указано, что мыши
проложено иметь хвост. Это ответ на ваш вопрос.
Клерикализм существует
потому, что жреческий тип человека является наиболее продвинутым, наиболее
полно осуществляющим гуманоидные человеческие черты; поэтому жрец всегда будет
торжествовать над всем остальным.
Это не
значит, что подчинение жрецу не является рабством. Пророк обращается к сирым,
обездоленным, угнетенным, он открывает им другие, новые перспективы.
Перспективу, ведущую на абсолютно другую дорогу, в абсолютно другой свет,
нежели теократическое государство, скажем, типа восточной деспотии, сатрапий
древности, где государство — храм, вокруг которого эшелонами располагались
официальные слои, а в центре был человекобог, оптимальное выражение которого
— жречество, высшее жречество. Вы же знаете, что жрецы считают себя теофанией,
воплощением Бога. Брамины говорят, что они, их каста, созданы из головы Брамы.
А христианские епископы — что церковь — тело Христово. Они абсолютно убеждены,
что без них свет во Вселенной меркнет, что они Богом данные и потому
необходимы...
— Гейдар Джахидович, почему, на ваш взгляд, в Исламе нет
никакого магического священнослужения?
— Именно поэтому нет.
— Но все-таки мечеть ~ священное место, это
храм...
— Мечеть — это место собрания для молитвы и для
поклонения Богу, в котором не существует алтаря, завесы, в котором нет
священника, стоящего спиной к Богу и лицом к пастве. Самое главное, что имам,
который возглавляет молитву, так же стоит вместе со всеми перед Богом. Он
предстоит пастве только для того, чтобы остальные, глядя на его движения,
синхронизировали свои; он является эталоном этих движений.
— А сакральный, литургический момент
присутствует ?
— Он дан каждому — каждому! — участнику молитвы, каждому
выполняющему салят (молитву), каждый является литургически абсолютно полноправным
и полноценным. В Христианстве авторитет, свет непременно в Церкви, и если ты
не воцерковлен, не ходишь в церковь, это богоискательная интеллигентщина или
секта. В Исламе этого быть не может.
— Но если мусульманин не ходит в мечеть, он
тоже в своем роде "не воцерковлен", не правоверный мусульманин, не
так ли ?
— Мусульмане должны общаться с единоверцами, ходить по пятницам в
мечеть, но там отсутствует понятие духовного окормления у священника, которое
необходимо для христианина, чтобы считаться воцерковленным. В Исламе этого нет.
— Значит, даже не ходя в мечеть, мусульманин
считается правоверным ?
— Конечно.
— Собрания в мечети — это ритуал общей
молитвы или приобщение к Богу?
— Приобщения нет, есть служение Богу.
— А приобщение ? Этого момента нет ?
— Приобщение к чему? Есть общение с Богом через
служение Ему. Все мусульмане едины в своем поклонении Богу.
— Я говорю о том, что человек приходит
"познакомиться", приобщиться к Церкви, к Богу, а может быть, к
людям...
— Приобщение — это профанический термин, который корнями уходит в
просветительно-языческие мистерии, где происходило обожение и т.д. Не забывайте,
что Христианство распространилось на Западе среди широких низов, которые были
вовлечены в Элевксинские мистерии, которые, при своей сакральности, в поздний
период упадка допускали всех и участникам давали номинацию бессмертия, виртуально
конечно, потом это забылось... Вот отсюда идет приобщение.
В религии
Авраама, в религии пророков, не может быть "приобщения", потому что
Бог является трансцендентным субъектом, абсолютным хозяином, владетелем всего
сущего и всех смыслов. И разница между Богом и тварью бездонно велика, она
гораздо больше, чем, скажем, между скульптором и его творением; между
скульптором и творением есть связь, общая основа. Между тварью и Творцом нет
общей основы.
— Существует ли в Исламе эстетический момент
богослужения, аналог (не сравнивая религии ни в коем случае) литургии, красоте
церковного хора ?
— Эстетика, начиная от пения хорового и кончая
облачениями золотыми, враждебна духу Ислама. Сфера культуры — это сфера
уловления "паствы в сети", сфера гипноза, на самом деле...
— Насчет гипноза я с вами отчасти согласна,
но только отчасти, как средства остановить обыденность мыслей, настроения. А
красота литургии, на мой взгляд, — это акт зримой возможности
приблизиться к божественному в самом себе и вне себя...
— На самом деле вера не должна опираться на такие элементы, которые
по-гречески называются "космос" — красота, то есть некоторое
организованное проявление, структурированное, не имеет ничего общего с тайной
Духа Святого, Который дышит через послания пророков. Истинная религия пророков
и естественные религии мира — религии жрецов, Платона, Аристотеля, брахманизм,
даосизм и т.д. — находятся в смертельном, непримиримом противостоянии.
Абсолютно непримиримом.
Когда пророки
приходили, они начинали с жесткого наезда (говоря современным языком) на современную
им традицию. Прежде всего, пророки были революционерами...
Беседовала Злата Островская |