Газета «Наш
Мир» Судя по бурной дискуссии вокруг идеологической платформы ОО “Iзгi Амал”, отношение к позиции набирающего определенный вес в обществе объединения — неоднозначно. В чем суть мировоззрения молодых мужчин и женщин, которые вызывают как одобрение значительной части светского общества, так и полемику среди верующих? На вопросы atyraunews.com отвечает исполнительный директор ОО “Iзгi Амал” Талгат Есенкулов. — Талгат! В последнее время общественное объединение “Iзгi Амал” привлекает к себе внимание в связи с активным освещением религиозной ситуации в Казахстане. Вы не только не чураетесь внимания СМИ, но наоборот — выделяетесь в Интернет пространстве, активно участвуете в работе конференций, приглашаете в города Казахстана известных теологов. Какие цели вы ставите себе, вызывая не только одобрение, но и огонь критики со стороны представителей некоторых религиозных течений, в первую очередь происламских? — Я хотел бы сразу оговориться, что “Iзгi Амал” — это общественное, а не религиозное объединение. В качестве одной из целей нашей деятельности мы ставим работу по противодействию экстремистско-религиозной идеологии. И то, что мы приглашаем в Атырау и другие города авторитетных лекторов — входит в программу нашей деятельности по освещению религиозных проблем с точки зрения различных школ теологии. Религия и Теология — это разные вещи. То, с чем мы сталкиваемся ежедневно — это религия в самом широком смысле. Если понимать под термином «религия» то, что вкладывали в смысл этого слова римляне и греки, придумавшие это понятие, то все сразу станет понятно. Религия — есть принцип, связывающий всю жизненную систему человека и общества воедино, это принцип, заставляющий всю систему работать и развиваться. Религия может быть мистической, эзотерической, но может быть светской, научной, рациональной. Например, гуманизм — есть светский, но одновременно религиозный принцип, связывающий всю современную систему права, государства, международных отношений, экономики. Индивидуальный морально-интеллектуальный облик отдельного человека, общественное устройство, государство — это все порождение религии как принципа. Теология или заменяющая ее в случае со светскими доктринами философия — есть проявление разногласий в понимании этого принципа на уровне отдельных людей. Теологические или философские школы мысли многочисленны и разнообразны. Ни одна не может претендовать на обладание абсолютным пониманием Истины. К сожалению, в среде нашего народа в последнее время преобладает слепой, эмоциональный подход к вопросам религии, философии, эзотерики. Как следствие, увеличение количества сект, деструктивных культов, религиозных течений, которые все без исключения являются экстремистскими в том или ином плане. С этих позиций наша деятельность по приглашению теологов и философов разных школ основывается на нашем желании ознакомить людей с разными пониманиями Истины, раскрыть глаза народу, так сказать. Мы считаем, что вопросы, связанные с духовной сферой, к которой относятся темы религии и философии, нуждаются в научном осмыслении. В случае с религиозными доктринами, например, мы убеждены в необходимости возврата к первоисточникам. Мы в “Iзгi Амал” также серьезно озабочены идеологической ситуацией на государственном уровне. Мы регулярно участвуем в работе различных конференций, дискуссионных клубов, встречаемся с политиками и интеллигенцией, пытаемся донести свои взгляды. Что касается присутствия «Изги Амал» в информационном пространстве, то оно продиктовано спросом со стороны общества на такого рода информацию — беспристрастную, научную и объективную.Самым главным фундаментом всех проблем, на наш взгляд, является вопрос идеологии или, если хотите Идеи, Идеи нации, государства, общества. В этом плане потенциал Веры просто огромен. Когда мы говорим о Вере, мы не связываем это с традиционным религиозным сознанием, с конфессиональной принадлежностью или традиционными верованиями. В таком общепринятом смысле «вера» есть нечто слепое, унаследованное, сознательно или бессознательно внедренное. Традиционное понимание «веры» основывается на мистическом, иррациональном отношении к духовным сферам человека. Здесь ведущую роль играют воспитание, эмоциональный романтизм, инстинкты. Мы же придаем термину Вера иное значение. Мы понимаем его как Убеждение, основанное на Разуме и Опыте. Однако мы включаем в эту схему еще один элемент — Откровение. Разум и Опыт являются для нас основой для освоения этого, материального мира. Откровение дает нам ответы на вопросы идеального, внематериального характера. Если научный метод, основанный на рационализме и эмпиризме, дает нам средства достижения, то Откровение указывает цель. Понятно, что сейчас мы имеем в виду, прежде всего Коран. Однако, также мы допускаем легитимность библейских текстов, как то, Торы и Евангелия. Онтологически здесь речь идет о существовании в оперативном пространстве человека неких смысловых инструментов, имеющих трансцендентальное происхождение. Информация, содержащаяся в текстах Библии и Корана, служит недостающим элементом паззла человеческого мировосприятия. Гносеологически это означает убеждение в ограниченности человеческого познания в сферах целеполагания. Другими словами, у человека достаточно ресурсов чтобы добиться успеха в обоих мирах, но чтобы знать в каком направлении идти ему нужно Руководство божественного откровения. Главным элементом Откровения является идея Одного Бога, Творца и Вседержателя. Вокруг идей о Его всемогуществе, всезнании и всесправедливости вращается галактика единобожного мировоззрения. Человек, созданный из тварной, инерционной материи склонен по своей природе к хаосу, деградации. Лень, невежество, трусость, алчность, зависть, жестокость, равнодушие, похоть — есть проявления его материальной природы, диктующие ему волю ко злу. Однако в человека вложен второй элемент его сущности — Дух от Божьего повеления. Эта внематериальная контрчастица есть база для прорыва, для преодоления зла и установления добра. Мы полагаем, что происходящие сегодня в мире процессы планетарного взаимообмена информацией ведут к активному стиранию и унификации национальных идентичностей народов, по-другому эти процессы называются «глобализацией». Конкретно для нашей казахстанской нации в это стремительное время очень важно иметь фундаментальные духовные ценности и нравственные ориентиры. А их может дать только Вера, Вера которая не связана с мистикой и эзотерикой. На этом строится вся наша идеология. — Насколько люди способны самостоятельно усвоить и открыть для себя Божественные Откровения? Не секрет, что традиционно их трактование и интерпретацию берут на себя профессиональные служители культа. — Мы уверены, что каждый человек должен воспринимать их без посредников и следовать первоисточникам. Каждый человек сотворен Всевышним и наделен потенциалом восприятия Посланий-Откровений. — Это оспаривают некоторые комментаторы на нашем сайте. Вот, к примеру, один из характерных комментариев на www.atyraunews.com: “Одна из таких сект недавно появившихся — секта “кораниты”. В эту секту входят члены ОО “Изги амал”. Они утверждают, что именно их толкование Корана является истинным и что именно за их сектой надо следовать”. — Давайте определимся с понятием “секта”. Ведь этот термин имеет сугубо церковно-теологическое происхождение, которое в традиционном понимании означает направление, отличающееся от господствующей религиозной идеологии. Латинское слово “секта” появилось в рамках христианского вероучения, греческая версия — “ересь”. До Х века эти слова не имели негативного значения, которые несут сейчас и обозначали лишь альтернативное мировоззрение. Дальнейшая трансформация содержания этих терминов связана с конфликтами, которые появились в христианской общине, когда идеология Христианства получила поддержку государства. А государственный аппарат не терпит инакомыслия, потому что у него совершенно другие функциональные задачи. В средние века Христианство становится идеологией не только религиозной общины, а общества в целом (речь идет о Европе). Церковь становится организацией, строящейся на принципах иерархичности, а понятие секты наполняется смыслом религиозного инакомыслия. Религиозные расколы приобретают характер масштабных межобщинных конфликтов (между католиками и протестантами). Тоже самое происходит и в восточном Христианстве, когда появляются духоборы, молокане, хлысты, старообрядцы и т.д. Проблема сект приобретает явный конфликтный вектор. Таким образом, термин “секта” не имеет исламских корней. В Исламе внутрирелигиозный раскол имел политическую причину. Войны внутри мусульманской общины шли по причине политического характера. Борьба за политическую власть в теократических обществах непременно порождала протестные общины, группы и т.д., но внутри исламского мира не было доктринального спора, аналогичных спорам в Христианстве. Вопросы отправления обрядов и ритуалов — второстепенны. Смены правящих элит в Омейядских, Абассидских и прочих халифатах — последствия конфликтов политических, но не религиозных. Это уже потом, с приходом европейских колонизаторов, элементы религиозных разногласий начинают использовать в качестве катализатора политического конфликта. — Вы хотите сказать, что нынешние течения в Исламе никогда не спорили о первоисточнике — самом Коране? — Внутри исламской общины споров по поводу Корана, которые приводили бы к военным конфликтам нет и не было. Были другие причины — да, но сам Коран никогда не был источником конфликтов.К примеру, мало кто знает, что учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба в XVIII-веке было использовано англичанами в противостоянии с Османской империей и стало идеологической платформой для национально-освободительной борьбы саудитов. Проблема ваххабизма в том, что он используется не в качестве религиозного, а в качестве политического фактора. На самом деле, так называемые “проблемы Ислама” вытекают из второстепенных моментов, которые не имеют никакого отношения к истинному Исламу. Люди, не разбираясь в сути Корана, причины политических конфликтов ищут в религиозных традициях. На самом деле все наоборот. Именно политические проблемы создают внутриобщинные конфликты. Поэтому в кораническом Исламе нет и не может быть религиозных сект, потому что само понятие “секта” выработано во внеисламской культуре. И когда общественное объединение “Iзгi Амал” представляют сектой, мы отвечаем, что мы не являемся сектой, т.к. мы вырабатываем мировосприятие с помощью Веры, источником которого является Божественное Откровение, признаваемое всеми. Мы не затрагиваем вопросы обрядов, ритуала и традиции, хотя некоторые вынуждают возвращаться к этому. Это не главное, главное — привлечь внимание верующих к самому Корану. Мы оперируем ителлектуальной методологией Веры — и это не религия в традиционном смысле. То что понимается под термином «религия» выработано церковной иерархией как социальным институтом и профессиональным духовенством как социальной прослойкой. Мы же выступаем против института жречества во всех проявлениях. — Если утрировать вопрос, то вы не намерены критиковать, осуждать или восхищаться девушкой, которая полностью закрыла свое лицо или наоборот демонстрирует в максимальной степени свои прелести? (После продолжительной паузы) — Мы полагаем, что вопрос внешнего вида человека не может быть причиной религиозной дискуссии или теологической полемики. Эти вопросы непервостепенны. Коран относительно одежды женщины достаточно терпим, диапазон приемлемого Исламом дресс-кода варьирует от привычного нам кавказского типа одежды женщины, до более пуританского — саудовского или иранского. Главное — одежда не должна быть провокационной. Не думаю, что это вопрос религии, скорее это вопрос социальной этики.
|