Газета «Наш
Мир» Из выступления Президента РК Н. Назарбаева на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 13 октября 2008 года. Публикуется с сокращениями. Уважаемые участники расширенного заседания! Прошедший год для большинства стран был настоящим испытанием финансовых систем. Мировой финансовый кризис сильно пошатнул международные финансовые рынки. Казахстан одним из первых в мире ощутил на себе последствия прошлогодней волны глобального кризиса.Только скоординированные действия Правительства, Национального Банка и других государственных органов позволили нам преодолеть эти трудности. По моему поручению, они оперативно разработали и реализовали комплекс мер по поддержанию банковской ликвидности, экономики и сдерживанию инфляционных процессов.В целом на поддержку экономики в 2007-2008 годах мною было поручено выделить свыше 540 миллиардов тенге или более трех с половиной процентов от прогнозируемого на 2008 год объема ВВП страны.На стабилизацию рынка жилищного строительства было выделено свыше 175 миллиардов тенге, и эти средства, в первую очередь, направлены на поддержку дольщиков. В целях обеспечения продовольственной безопасности страны для развития сельского хозяйства в 2008 году выделено порядка 135 миллиардов тенге. На поддержку малого и среднего бизнеса в 2008 году из всех источников выделено более 165 миллиардов тенге.Кроме того, для поддержки социально-уязвимых слоев населения при уточнении республиканского бюджета 2008 года со второго полугодия увеличен размер базовой пенсии на 14 процентов. Размеры минимальных пенсионных выплат увеличились на 24 процента. Мы обеспечили рост государственных социальных пособий по инвалидности с 1 июля 2008 года в среднем более чем на 30 процентов. За первое полугодие выплачена компенсация получателям базовой пенсионной выплаты и социальных пособий. Благодаря принятым мерам, практически 8 тысяч дольщиков уже получили квартиры.Экономика имеет стабильный пятипроцентный рост, что значительно выше среднемировых темпов роста. Уровень безработицы не превышает 7 процентов. Рост инвестиций в экономику составил 10 процентов.В целом стабилизируются цены, уровень инфляции в сентябре текущего года по отношению к декабрю 2007 года составил 8,1 процентов, что позволяет надеяться по итогам года на инфляцию в размере не более 10 процентов.И все это достигнуто в сложных экономических условиях, при этом мы сохранили наши резервы.Так, на 1 октября текущего года общий объем международных резервов страны и активов Национального Фонда превысил 51 с половиной миллиардов долларов США, увеличившись с начала года на 34 процента.Как видите, благодаря той политике, которую мы проводили, государство оказалось подготовленным встретить самые сложные экономические вызовы. Хотя, наверное, все помнят, что кое-кто предлагал раздать наши резервы. Сегодня очевидно, какими опасными были подобные популистские заявления. В целом, я удовлетворен работой Правительства, Национального Банка и АФН, считаю, что главную задачу прошедшего этапа - не допустить резкого падения темпов роста экономики и кризиса финансовой системы, они решили. Вместе с тем, вы все видите, что события на финансовых рынках, начавшиеся в прошлом году, приобрели характер мирового финансового кризиса. Эксперты оценивают, что по масштабам и степени влияния, данный кризис глубже даже, чем Великая депрессия тридцатых годов. Кризис охватывает не только банки, но и реальный сектор экономики. Компании и финансовые институты продолжают объявлять банкротство и нести огромные убытки. Крупнейшие банки Америки и Европы, которые еще вчера казались нам непоколебимыми, сегодня либо обанкротились, либо национализируются.Так, по оценкам МВФ, убытки финансовых инструментов, размещенных в США, вырастут до 1,4 триллионов долларов США. В целом, за последние полтора месяца акции американских компаний потеряли в стоимости почти три с половиной триллиона долларов. По всей видимости, мировая финансовая система не будет такой, какой мы ее привыкли видеть еще вчера.На наших глазах меняется вся конфигурация мировой финансовой системы, которая формировалась на протяжении последнего столетия. Уже скоро эта система станет совсем другой.Поэтому мы должны быть готовыми действовать в иной, непривычной для нас экономической среде.В силу тесной интегрированности Казахстана с глобальной экономикой, влияние мирового финансового кризиса неизбежно. Преодоление последствий мирового кризиса для Казахстана - это есть основная повестка дня работы Правительства на 2009-2010 годы. Главную задачу Правительства на предстоящий период я формулирую из следующих трех ключевых направлений: обеспечение макроэкономической стабильности, социальное благополучие казахстанцев и модернизация экономики. Премьер-Министр и его Заместители должны быть лично ответственны за эти направления.Население страны должно чувствовать защищенность их доходов и сбережений.Именно это и глобальный кризис определяют важность роли государства в регулировании экономики.Новые условия требуют от государства принятия быстрых, продуманных мер, которые зачастую не предусмотрены классическими канонами рыночной экономики.Мы видим, что даже в странах, всегда считавшихся форпостами рыночной экономики и чисто рыночных принципов управления, в новых условиях, государство становится ключевым игроком не просто экономики, но и собственником предприятий финансового и банковского сектора. Я имею в виду США, ЕС, Японию, Россию и другие государства мира. Поэтому, сегодня все инвесторы и международные эксперты внимательно следят за проводимой нами государственной политикой, и от правильности, а главное своевременности принимаемых нами мер зависит скорейший выход из кризисной ситуации. Начиная с 2005 года, я неоднократно предупреждал наши банки об их несбалансированной политике, основанной на быстром росте внешних заимствований. Сегодня государству приходится “вытаскивать” их из ситуации, в которую они попали. Но хотел бы отметить, что эта помощь будет соразмерна участию акционеров в этом процессе. Таким образом, с наступлением второй волны мирового финансового кризиса появились новые угрозы, которые требуют продуманных и своевременных действий со стороны Правительства и Национального Банка. Есть и другая сторона начавшегося мирового кризиса.У Правительства есть хорошая возможность вывести экономику из этой ситуации более зрелой и сильной. Мы должны научиться извлекать пользу для экономики даже в кризисные периоды. Это предполагает повышение качества экономического развития.В этой связи, я даю Правительству карт-бланш на реализацию Программы стабилизации экономики и финансовой системы и широкие полномочия для принятия нестандартных решений.Но вместе с этими возможностями на Правительство и Национальный Банк возлагается персональная ответственность за состояние экономики, финансовой системы и социальной сферы. Правительству необходимо сконцентрироваться на безотлагательных мерах.Для финансового обеспечения первоочередных мер Правительству будет выделено из средств Национального Фонда до 10 миллиардов долларов США на 2009-2010 годы под проработанную и согласованную стабилизационную Программу. Считаю, что основными приоритетами стабилизационных действий Правительства и Национального Банка должны стать следующие. Первое. Важнейшая задача — это обеспечить устойчивость финансового сектора нашей страны.Для этого необходимо ускорить принятие Закона о финансовой стабильности, которое неоправданно затянулось.Дополнительно необходимо принять меры по восстановлению доверия к банковскому сектору со стороны населения и бизнеса. Уже принято решение увеличить уровень гарантирования вкладов населения в банках второго уровня до 5 миллионов тенге. Эта мера позволяет гарантировать стопроцентную сохранность 99 процентов всех банковских счетов. То есть, гражданин, у которого есть вклад в банке на сумму до 5 миллионов тенге, может быть полностью уверен в его сохранности - это ему гарантирует государство. Поэтому никаких сомнений на этот счет не должно быть.Национальному Банку в самые сжатые сроки нужно обеспечить реализацию этого решения, за счет увеличения капитала Казахстанского фонда гарантирования депозитов.Правительству, акимам, партии “Hyp Отан” уже сейчас следует начать широкую информационную кампанию и довести до населения предпринимаемые государством меры.Национальному Банку для обеспечения банковской системы ликвидностью, необходимой для нормальной работы, следует выработать и принять по своей линии ряд мер.Продумайте снижение минимальных резервных требований, что высвободит для банковской системы дополнительную ликвидность. Также, необходимо принять меры, которые расширят возможности банков привлекать у Национального Банка краткосрочное финансирование. Это нужно сделать оперативно в течение одного месяца.Не менее важный вопрос - это поддержка дальнейшего экономического роста в условиях сокращения ликвидности в мировой финансовой системе. У нас есть опыт размещения “Казыной” депозитов в банковской системе, которые дальше направляются на финансирование проектов в реальной экономике.Этот опыт нужно использовать и дальше. Поручаю Правительству тщательно продумать механизмы, взвесить все риски, сформулировать четкие требования к банкам и через институты развития рефинансировать деятельность банков по проектам в реальном секторе. Еще одна важная мера, на реализации которой должно сконцентрироваться Правительство - это стабильность ресурсной базы банковской системы, обеспечиваемой депозитами и вкладами национальных компаний, акционерных обществ и государственных предприятий. Правительству нужно проработать этот вопрос и обеспечить его решение. Кроме того, необходимо ускорить запуск Фонда стрессовых активов. Капитал Фонда за счет средств бюджета на 2008-2009 годы должен составить не менее 1 миллиарда долларов США.Полагаю, что средства государственного бюджета, неосвоенные государственными органами должны быть направлены на формирование капитала данного Фонда. Поручаю Правительству совместно с партией “Нур-Отан” решить данный вопрос с депутатами Парламента.Второе. Поручаю Правительству и акимам в рамках стабилизационной программы продумать меры по повышению доходов и занятости населения, через реализацию различных дополнительных инвестиционных и региональных программ. Эти программы должны быть обеспечены достаточными финансовыми ресурсами.Третье. Важнейшим источником роста занятости в экономике и повышения деловой активности должно стать использование средств национальных компаний и государственных органов для размещения заказов на отечественных предприятиях. Здесь нужно пойти на беспрецедентные меры.По моему поручению, Правительство разработало законопроект “О государственных закупках”. Я поручил, чтобы все закупки бюджета и национальных компаний в первоочередном порядке размещались на отечественных производствах. Закупки министерств обороны, внутренних дел, здравоохранения, транспорта должны, в первую очередь, осуществляться у отечественных производителей. То же самое касается таких компаний, как КТЖ, Казмунайгаз, КЕГОК и их дочерних предприятий. При этом подчеркиваю, что средства должны оседать не у посредников, а у отечественных производственных предприятий.В случае крупных закупок импортного оборудования необходимо добиться локализации в Казахстане их сборки, ремонта и обслуживания.Поручаю Правительству продумать и принять исчерпывающие меры для решения поставленной мной задачи, внедрить мониторинг и контроль через соответствующие структуры, регулярно рассматривать ход исполнения.Четвертое. Параллельно в рамках Стабилизационной программы нужно расширить финансовую поддержку малого и среднего бизнеса, а также увязать такую поддержку с размещением закупок государства и национальных компаний. Сейчас у многих предприятий не хватает оборотных средств. Поддержка МСБ через госзаказы поможет им участвовать в поставках государству и национальным компаниям, а также поддержать им бизнес и сохранить рабочие места. Пятое. Экономическому благополучию будет способствовать проактивная инвестиционная политика.Снижение мирового спроса на продукцию горно-металлургического комплекса уже затронуло ряд наших крупных промышленных предприятий. Это может негативно сказаться на реализации данными предприятиями крупных прорывных инвестиционных проектов. Поэтому в рамках нового Налогового кодекса считаю возможным проработать ряд преференций, связанных с реализацией ими инвестиционных проектов.При этом подчеркиваю, что все основные положения нового Налогового Кодекса должны быть сохранены.Планируется последовательно в течение трех лет вдвое снизить ставку корпоративного подоходного налога с 30 до 15 процентов к 2011 году. Уже в 2009 году до 20%.Для несырьевых секторов экономики предоставляются также инвестиционные преференции в форме ускоренного вычета инвестиций на период до трех лет, одновременно удлиняется срок переноса убытков с трех до десяти лет.Кроме того, планируется снизить ставку НДС с 13 до 12 процентов. Заметно улучшится налоговое администрирование.Все эти меры позволят создать дополнительные источники финансирования для модернизации экономики и расширения инвестиционных возможностей предпринимателей на сумму более 300 миллиардов тенге. Уважаемые участники заседания! Национальное согласие признается одним из важнейших достижений нашей страны за годы независимости. Основываясь на нем, нам удалось добиться устойчивого экономического роста, повышения жизненного уровня населения, притока иностранных инвестиций. Кризисы проходят, и мы должны не только достойно перенести их, но и создать все условия для будущего успеха страны, для привлечения инвесторов. А это, прежде всего, стабильность в регионе, в стране, хорошие взаимоотношения с соседями и партнерами. Дальнейшие инвестиционные перспективы будут зависеть от создания лучших правил и удобных условий для ведения бизнеса, а также стабильности в обществе.Сегодня я поставил ряд поручений перед Правительством, Национальным Банком, другими государственными органами и партией “Нур-Отан”, которые должны быть в полной мере реализованы.Я уверен, что мы успешно справимся с решением всех задач, которые стоят перед нами. Давайте вместе приложим для этого все усилия. Спасибо за внимание.
|