Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир» Интервью общественного деятеля Аслбека Мусина данное им газете «Литер-неделя», вызвало большой общественный резонанс и положило начало широкой дискуссии в Интернет-пространстве. Не удивительно, ведь риторика Мусина – это поистине революционный научный и интеллектуальный прорыв в таких тонких и деликатных для человечества сферах, как вера в Бога и миропонимание. По мнению отечественных и иностранных специалистов, коранический дискурс, как определение действительности через Откровение Бога, представленный Аслбеком Мусиным, не имеет аналогов в республиках бывшего СССР. Естественно, что у всего нового, всегда найдутся противники из лагеря несгибаемых консерваторов. Ретрограды, не утруждая себя глубоким анализом, безапелляционно навешивают ярлыки на все что говорит и делает Мусин, назвав его единомышленников и самого Аслбека «Коранитами». Для того чтобы внести полную ясность в этом вопросе, предлагаем полный вариант интервью Аслбека Мусина корреспонденту «Литер-Недели» Оксане ЛЫСЕНКО. - Скажите, как появилось это новое течение с непривычным названием «кораниты»? Я подозреваю, что название происходит от слова «Коран»? - Пользуясь случаем, хочу официально заявить, «Кораниты» – это не самоназвание, мы себя таковыми не считаем и не позиционируем. - То есть вас называют так те, кто вас критикует? - Да. Так нас называют некоторые люди, считающие себя приверженцами Ислама и понимающие религию по-своему. В частности, это традиционный, ортодоксальный взгляд на вещи, заключающийся в том, что в исламской религии существуют, помимо Корана, дополнительные авторитетные религиозные источники. Для вас, как для человека христианского вероисповедания, я могу провести такую параллель. В церковном христианстве существует иерархия авторитетов: есть слово Бога-Отца, есть слово Иисуса Христа, которое, трансформируясь через Дух Святой, создается церковью и предстает в виде слов апостолов, патриархов, служителей культа, образующих внутри христианства пирамиду. Подобная пирамида существует и внутри мусульманской религии традиционного образца, дошедшей до нас исторически. Точнее говоря, таковая пирамида и есть религия в традиционном понимании. Слово «религия» уходит корнями к латинскому слову «религаре», которое означает связь, соединение с неким высшим принципом или существом. В религиях монотеизма такая связь может быть только с Богом-Творцом, имеющим внечеловеческую, непостижимую природу. В кораническом описании Бог обладает качествами всемогущества и всезнания. Поскольку мы воспринимаем Коран как Истину, то считаем, что упомянутые качества Бога устраняют необходимость в каких-либо посредниках, помощниках между Богом и человеком. Другими словами, Всемогущий Бог не нуждается в помощниках в виде жрецов и толкователях Его Слова: «Мы разъяснили людям в этом Коране любые притчи, но человек больше всего склонен препираться». (Коран, смысловой перевод 18:54) «Мы разъяснили людям в этом Коране всякие притчи, но большинство людей отвергает все, кроме неверия». (Коран, 17:89) В религиозно-методологическом плане это означает отказ от внекоранических источников-авторитетов. Исходя из нашего убеждения в уникальности и самодостаточности коранического текста, мы предлагаем более критично подходить к существующим религиозным источникам и возвращаться к истокам в обход человеческих наслоений. От имени Бога имеет право говорить только Бог, Который через посланников доносит до нас Свои откровения. Интерпретировать, толковать и уж тем более дополнять, заменять или отменять божественные указания не может никто. Пророку Мухаммаду дано право разъяснять аяты Корана, да и то в рамках самого же Писания: «Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чем они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей». (Коран, смысловой перевод 16:64) «Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями. А тебе Мы ниспослали Напоминание (Коран) для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались». (Коран, смысловой перевод 16:44) В Коране содержится прямая речь Пророка Мухаммада, являющаяся толкованием смыслов Откровения в чистом виде: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек». Так Аллах разъясняет вам знамения, – быть может, вы поразмыслите». (Коран, смысловой перевод 2:219) Очевидно, что в этом аяте Бог обращается к Пророку, а после слова – «Скажи» следует четкое разъяснение. Или пример с разъяснением признаков Судного Дня: «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно». Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого». (Коран, смысловой перевод 7:187) В тексте Корана множество подобного рода разъяснений. И именно посредством Корана, в виде божественных откровений пророк Мухаммад разъяснял людям то, в чем они расходились во мнениях. Достоверность коранических разъяснений ни одно течение в Исламе не ставит под сомнение.
Наше отличие от мусульманского мэйнстрима сводится к тому, что мы не воспринимаем внекоранические источники в качестве божественных и непогрешимых. Мы считаем, что любую информацию следует проверять. Вот наше отличие от Традиции. — Насколько люди способны самостоятельно усвоить и открыть для себя Коран? Не секрет, что традиционно толкование и интерпретацию берут на себя профессиональные служители культа – ученые-улемы. — Мы уверены, что каждый человек должен воспринимать их без посредников и следовать за первоисточником. Каждый человек сотворен Всевышним и наделен достаточным потенциалом восприятия Посланий-Откровений. - Имеет ли это практическое выражение? Чем именно Ваше понимание религии отличается от традиционного? - Прежде всего, мы предлагаем особую систему приоритетов. Если традиционная религиозная модель успех человека выносит в плоскость мистики и обрядовой части религии, то мы считаем, что в глазах Бога успеха можно добиться, только достигнув целостного успеха в этом мире. Однако для осуществления успеха нация нуждается в победоносной методологии. Мы убеждены в том, что основой успеха человека и нации в мире может быть только духовно-интеллектуальный метод. Не экономические доктрины или политические идеологии, а религия и философия должны быть орудием освоения и изменения мира. Экономика и политика есть лишь производные инструменты от духовных убеждений, призванные обслуживать высшие цели и интересы нации. За последнее столетие казахи пережили ряд радикальных реформаций. Переход от кочевого бытия номадов к оседлости, большевистская модернизация, сталинский имперский проект, сегодняшняя попытка реализации либерально-демократической модели. В целом историческая динамика двадцатого века отразилась на национальной идентичности нашего народа положительно. Если сто лет назад казахи жили в натуральных условиях кочевой культуры и цивилизации, то сегодня мы понимаем или, по крайней мере, имеем возможность понимать окружающую реальность посредством интеллектуальных технологий эпохи модерна или даже постмодерна.
Однако в наши дни мы сталкиваемся с новыми вызовами. После развала СССР в нашу страну хлынул поток проповедников «чуждых» религий и философий. Протестанты-евангелисты, мистики-суфии, вегетарианцы-кришнаиты, «ваххабиты», тенгрианцы-шаманисты и прочие вольные или невольные проводники чужих мировоззрений и интересов. В советские времена идеология марксизма служила нам альтернативой религии. С ее крахом головы наших соотечественников оказались заполненными неперевариваемой смесью ислама, христианства, фэн-шуя, йоги, шаманизма, буддизма и т.д. Такая тенденция является неприемлемой, так как последовательно ведет не только к расслоению общества по религиозному и политическому признакам, но и создает препятствия для выработки единой духовно-интеллектуальной площадки объединения гражданской нации. По нашему убеждению, такой площадкой может стать только монотеизм. Рациональная вера, стремление к справедливости и личная ответственность перед Богом – базовый набор, необходимый для эффективного и производительного строительства личности и нации. - Вы можете привести примеры? - Примером успешного применения монотеизма в качестве духовно-интеллектуальной методологии на практике являются США. Америка началась, как и во многом продолжает быть сугубо религиозным образованием, выработавшим в качестве своего духовного ядра динамичную и победоносную доктрину. Первоосновой, алмазным стержнем американизма является Протестантизм – духовный продукт европейской Реформации, получивший в Америке абсолютный шанс на самореализацию. Протестантизм представляет собой набор духовных норм, вращающихся вокруг единого центра – принципа авраамического единобожия. Ключевыми концепциями, формирующими сознание протестанта являются: • антиклерикализм; • прямое, непосредственное духовное общение с Богом, отсутствие мистерий, литургий, упрощение ритуалов; • самостоятельное прочтение Библии, без посреднической монополии церкви на толкование; • индивидуальное спасение через веру и труд, личная ответственность перед Богом; • осознание своей избранности Богом, концепция мессианства, призванного спасти мир от хаоса и неверия. Религия в США является духовным стержнем подавляющего большинства коренного (неиндейского) населения. В Америке формула WASP – «white anglo-saxon protestant», «белый англо-саксонец протестант» – это знак принадлежности к корневому ядру нации, к историческому проекту, к истинно американским цивилизации и культуре. Практически вся общественно-политическая жизнь в этой стране вращается вокруг христианских символов и идей. Например, государственная символика США буквально пропитана идеями единобожия. • государственный (национальный) девиз США - «In God we trust», «На Бога мы уповаем», принятый Указом Конгресса в 1956 году. До того времени девизом был «E Pluribus Unum», «Из множества – Один», также имеющий религиозное значение. Этот девиз написан на всех долларовых банкнотах. • Декларация Независимости США, основополагающий документ американской государственности, имеет в своем тексте следующие слова: «...согласно законам природы и ее Творца... все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами... с твердой верой в покровительство Божественного Провидения, мы даем взаимный обет жертвовать своими жизнями и своим состоянием и свято блюсти нашу честь». • государственный (национальный) гимн США имеет религиозно-мессианский смысл и заканчивается куплетом: «И пока будем жить, будем благодарить Силу, что сотворила нас единым народом. Этот выбор — священен, выиграть должны мы. Наш девиз неизменен: «Лишь Богом мы живы». • Государственная Печать США на одной стороне имеет надпись на латыни - «Annuit Сoeptis», «Он (Бог) одобряет начатые нами дела». • ежедневно, во всех школах миллионы молодых американцев присягают в верности символу их страны, американскому флагу, повторяя следующие слова: «Я присягаю на верность флагу и республике, которую он воплощает, - единой и неделимой перед Богом, свободной и справедливой для всех».
• официальная присяга Президента США происходит в религиозной обстановке: свидетелями выступают известные христианские деятели, присягающий кладет руку на Библию, заканчивает словами «Да поможет мне Бог». • присяга при получении гражданства Соединенных Штатов также предусматривает произнесение слов «Да поможет мне Бог». • за всю историю США все, кроме одного (Дж. Ф. Кеннеди), президенты были протестантами. Религиозность претендента на пост президента США выступает в глазах огромного количества избирателей (40 млн. семей-членов южно-баптистской конвенции, например) обязательным и неотъемлемым качеством достойного кандидата на высший государственный пост в стране. Джордж Буш мл., нынешний президент США, является последователем наиболее радикального течения в Протестантизме, «зановорожденных христиан». Сам Буш открыто заявляет о своей религиозной принадлежности, публично отправляет религиозные обряды, регулярно посещает церковь, в официальных речах демонстративно применяет религиозную риторику. В совокупности с философскими, научными и мировоззренческими технологиями просвещения, американское Протестантство образует мощный духовно-интеллектуальный метод объяснения и освоения реальности. Применяя этот метод американцы, а точнее американская англосаксонская элита сумела построить всего за два столетия самое могущественное цивилизационное образование на планете, одержавшее сокрушительную победу над всеми внутренними и внешними врагами: • Французской колониальной империей; • Индейскими племенами; • Британской колониальной империей; • Мексикой; • Испанией; • Германским рейхом в двух мировых войнах; • Японской империей; • Континентальной Европой в целом (по итогам Второй мировой войны); • СССР (по итогам Холодной Войны). - Но сегодня политика США в мире редко ассоциируется с христианскими идеалами. - Моральная оценка происходящих в мире событий-результатов военно-экономической политики Соединенных Штатов, неизбежно несет с собой эмоциональный заряд, который мешает дать беспристрастный анализ ситуации.
Что реально важно осознать, так это необходимость выработки собственного духовно-интеллектуального метода, который позволит нам, казахстанцам XXI века, активно и, что более важно, эффективно использовать огромный потенциал Казахстана. Ведь индивидуальный морально-интеллектуальный облик человека, общественное устройство, государство — все это, в конечном счете, является порождением религии и философии. - Что конкретно Вы предлагаете? - К сожалению, в среде нашего народа в последнее время преобладает слепой, эмоциональный подход к вопросам религии, философии, эзотерики. Как следствие, увеличение количества сект, деструктивных культов, религиозных течений, которые все без исключения являются экстремистскими в той или иной мере. Казахстанское общество не имеет укорененных религиозных традиций, а период атеизма в качестве государственной идеологии на корню уничтожил любые их зачатки. За долгое время безверия сложилось стереотипное отношение к Вере. Сознанию современного казахстанца этот стереотип привил непонимание и неприятие Веры. Поэтому в любых проявлениях Веры люди ищут корни экстремизма, фундаментализма, насилия и т.д. Это очень большая проблема, и сегодня, когда мы видим, что политические идеологии, философские учения, социальные и экономические доктрины не дают желаемого эффекта, мы должны признать, что это происходит, прежде всего, по причине отсутствия в людях Убеждения и Веры. Необходимо понять, что Вера как фундамент мировоззрения не может быть заменена ничем. - Как решить эту проблему? - Ключевым фактором является формирование национальной элиты. На элите лежит огромная ответственность за судьбу нации, общества, государства. Мы хотим, чтобы наша элита, возможно еще не существующая, руководствовалась правильным, справедливым и эффективным Методом.
Нашим богачам, политикам и интеллигенции необходимо сделать заслуженную паузу и беспристрастно и выдержанно оценить себя и свою роль в эту эпоху перемен. Задать себе вопросы и найти нужные ответы. Кто мы? Куда мы идем? Несем ли мы ответственность за наши поступки и перед кем? Имеем ли мы право на беспечность? Или же шанс, данный нам Богом уникален и неповторим?
Происходящие сегодня в мире процессы планетарного взаимообмена информацией ведут к активному стиранию и унификации национальных идентичностей народов, по-другому эти процессы называются «глобализацией». Конкретно для нашей казахстанской нации в это стремительное время очень важно иметь фундаментальные духовные ценности и нравственные ориентиры. А их может дать только рациональная Вера, Вера, которая не связана с мистикой и эзотерикой. Традиционное понимание «веры» основывается на мистическом, иррациональном отношении к духовным сферам человека. Мы же придаем термину Вера иное значение. Мы понимаем его как Убеждение, основанное на Разуме и Опыте. Однако мы включаем в эту схему еще один элемент — Божественное Откровение. Разум и Опыт являются для нас основой для освоения этого, материального мира. Откровение дает нам ответы на вопросы идеального, внематериального характера. Если научный метод, основанный на рационализме и опыте, дает нам средства достижения, то Кораническое Откровение указывает цель. Продолжение следует….
|