Газета «Наш Мир» Многие мусульмане приводят в пример
коранические аяты, призывающие к подчинению Богу и Его посланнику, и
утверждают, что в этих аятах имеются в виду две разные вещи – подчиняться Богу
значит следовать Корану, а подчиняться посланнику означает следовать хадисам.
Традиционное понимание гласит, что если бы подчинение посланнику означало следование
Корану, то Бог бы приказал только подчиняться Ему. Согласно логике этих людей,
упоминание посланника после Бога в аятах подразумевает, что пророк принес нечто
не входящее в Коран и этому (сунне пророка, ахбарам или хадисам) мы должны следовать наряду
с Кораном.
Однако кое-что
упускается из виду при анализе этих аятов. Бог не оставляет места для
разночтений и пустых спекуляций относительно того, чему конкретно должны
следовать люди. Смысл аятов не заканчивается на приказании подчиняться Богу и
Его посланнику, но разъясняет нам, в чем заключается истинная миссия
посланника:
"Повинуйтесь Богу,
повинуйтесь Посланнику, остерегайтесь [неповиновения]! Если же вы ослушаетесь,
то знайте, что на Посланника Нашего возложена лишь ясная передача [ниспосланного откровения]". –
5:92
"Из того, что Он
сотворил, Бог пожаловал вам тень, убежище в горах, одеяния, чтобы укрыться от
жары, дал доспехи, которые прикрывают вас в битве. Так Он завершает свое
благоволение по отношению к вам, — быть может, вы станете муслимами. Если же они
отвернутся [от истины], то ведь твоя обязанность — только ясно передать [откровение]". 16:81-82
"Если вы
опровергаете [Коран], то задолго [до вас последователи] других общин тоже
опровергали [писания]. Посланника же дело — только ясно изложить [писание]". 29:18
"Повинуйтесь Богу,
повинуйтесь Посланнику. А если вы не [желаете] повиноваться, то ведь
посланникам надлежит лишь
передать ясное откровение". 64:12
"Скажи [,
Мухаммад]: "Повинуйтесь Богу, повинуйтесь Посланнику. Но если вы
откажетесь, то Посланнику надлежит [исполнить] свою обязанность, а вам — свою.
Если вы повинуетесь ему, то будете на верном пути. А на Посланника возложена только ясная передача [повелений
Бога]". 24:54
Если мы
внимательно прочитаем перечисленные аяты, то увидим, что Бог ясно объясняет нам
суть миссии посланника: ЯСНАЯ ПЕРЕДАЧА, ИЗЛОЖЕНИЕ (ОТКРОВЕНИЯ, ПОСЛАНИЯ). Бесспорно - ясным посланием посланника является Коран.
Слово Посланник
(Расуль) производится от корня Послание (Рисаля). Посланник передает Послание.
Поэтому подчинение Посланнику означает только подчинение Посланию, которое он
передает или доносит. Мы знаем из Корана, что Посланник учит, проповедует и
разъясняет Коран и только Коран.
Однако люди
утверждают, что помимо Писания Бога пророку было низведено еще одно откровение
– АЛЬ-ХИКМА – Мудрость. В подтверждение своих слов они приводят следующий аят:
"… поскольку Бог ниспослал тебе Писание и мудрость и научил
тебя тому, чего ты те знал. Велико же благоволение Бога к тебе!" – 4:113
Если мы
внимательно прочтем Коран, то увидим, что Мудрость, упомянутая в предыдущем
аяте, есть часть Корана и, ни в коем случае, не является отдельным писанием,
книгой или откровением.
"Воистину, те,
которые замалчивают (истину) из Писания, ниспосланную Богом, и получают от
этого малую выгоду, наполняют свои утробы огнем. И не станет Бог говорить с
ними в Судный день, не очистит их [от грехов] — уготовано им мучительное
наказание." – 2:174
Заметьте, что
угроза Бога в этом аяте касается только замалчивания ниспосланного в
Писании-Коране. Значит ли это, что тот, кто замалчивает Мудрость, содержащуюся
в хадисах, не будет наказан? Конечно же, такое утверждение было бы абсурдно и
единственным логичным выводом будет то, что и Писание и Мудрость составляют
одно целое – Коран. На самом деле Мудрость (аль-хикма), также как Поминание
(аль-зикр) являются атрибутами Корана.
"Мы ниспослали
(Коран), подобно [другим писаниям], книгой мудрых решений на арабском языке.
Если же ты последуешь за их низменными желаниями, после того как тебе было
даровано знание (т. е. Коран), то Бог не
придет тебе на помощь и не будет заступником." – 13:37
"Воистину, Мы
ниспослали Поминание (Коран), и, воистину, Мы оберегаем его." – 15:9
"… к ним уже
пришли вести, которые отвращали [их от неверия] [а именно] — совершенная
мудрость, но увещевания не принесли им пользы." – 54:4-5
"Алиф, лам, ра.
Это — аяты мудрого Писания." – 10:1
"Йа син. Клянусь мудрым
Кораном." – 36:1-2
Однако лучшим
объяснением, не оставляющим сомнений, как всегда, является Книга Бога. И воистину, достаточно слов Господа:
"Спроси:
"Какое свидетельство самое достоверное?" [И сам] отвечай: "Бог —
свидетель между мной и вами. И дан мне в откровении этот Коран, чтобы я
увещевал им вас и всех тех, кому он будет возвещен. Неужели вы
свидетельствуете, что наряду с Богом существуют другие боги?" Скажи;
"Я же не свидетельствую". [Еще раз] скажи: "[Именно] Он — единый
Бог, и, воистину, я далек от того, чтобы, [подобно] вам, поклоняться другим
богам наряду с Ним". – 6:19
Ни одного
упоминания о других книгах, откровениях, посланиях!!! Из Корана ясно видно, что
миссия посланника заключается исключительно в донесении Корана. Однако люди
продолжают настаивать на том, что в аятах имеются в виду два разных послания –
Коран и хадисы. Они утверждают, что подчинение Богу и посланнику означает
следование двум различным источникам. Такое утверждение абсурдно и
противоречиво. Посланник не имеет никакого авторитета, помимо своего статуса
Посланника Бога, которому низведено Послание. Разве люди обязаны подчиняться
ему, если он не является Посланником Бога. Конечно же, нет! Подчинение пророку
легитимно именно и только из-за того, что он принес Послание от Бога и ничего
больше. Поэтому приказ следовать за Богом и посланником не подразумевает
разделение законодателей, но, напротив, единство источника законов. В следующем
аяте показано единство Бога и посланника в качестве источника законов:
"В день великого
хаджа к людям [придет] весть от Бога и Его Посланника: "Бог, а также Его
Посланник отступаются от многобожников. Если вы раскаетесь, то тем лучше для
вас. Если же вы отвратитесь [от Бога и Посланника], то знайте, что вам не
ослабить [мощи] Бога. Возвести же [, Мухаммад,] о мучительном наказании
неверным." - 9:3
Неужели люди
слышат аяты и приказания Бога напрямую? Нет, но только через уста Его
посланника Муххамада. Но ведь в аяте говорится, что весть придет от Бога и Его
посланника. Или люди думают, что от Бога пришла одна весть, а от
посланника другая? Но Бог не разговаривает со всеми людьми. Он выбирает из
среды людей Своего Посланника и вкладывает в его уста Писание. И следовать за Богом
значит следовать за Его посланниками. В нашем случае за пророком Мухаммадом, и за тем,
что он принес – за Кораном и ни за чем больше!!!
Кто из сподвижников пророка
слышал слова Бога от Бога? Никто, ни один! Как же они могли тогда подчиняться Богу?
Только получая слова Творца из уст Его посланника. Поэтому Господь и приказал
людям подчиняться посланнику, так как только через него люди получают Коран. В
следующих аятах абсолютно четко и ясно показано, что подчинение Богу и Его
посланнику означает следование за тем, что читает пророк – за Кораном.
"О вы, которые
уверовали! Повинуйтесь Богу и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него
(Мухаммада), когда вы слышите, [что он читает Коран]. И не уподобляйтесь тем,
которые говорили: Мы слышали, — в то время как сами не слушают, [поскольку]
наихудшие из тварей пред Богом — это глухие, немые, которые [ничего] не
смыслят." - 8:20-22
В аяте
уверовавшим вменяется повиноваться и Богу и посланнику, однако не
отворачиваться следует только от пророка. Потому что только от пророка мы
получаем Писание и приказы Бога. И следовать Богу значит следовать пророку или
одному источнику – Корану. Однако люди продолжают настаивать на том, что не все
пророки имели Писания, и приводят примеры Ноя, Лота, Худа и Салиха. В суре
"Поэты", Бог приказывает следовать за этими пророками, которым не были дарованы
книги. На основании этого люди утверждают, что подчинение Богу может отличаться
от подчинения посланнику. Однако в Коране, Бог ясно заявляет, что всегда и
везде в истории присутствует Писание Бога. Либо это книга, ниспосланная самому
пророку, либо уже присутствующая книга, оставшаяся от предыдущего посланника,
следовать которой призывает новый пророк.
"Те, которым Мы
даровали писание, радуются тому, что ниспослано тебе (т. е. Корану). А среди
[других] групп есть такие, которые отвергают часть его. Скажи [, Мухаммад]:
"Воистину, мне велено поклоняться Богу и не поклоняться наряду с ним другим
богам. К Нему я взываю, и к Нему будет мое возвращение". Мы ниспослали
Коран, подобно [другим писаниям], книгой мудрых решений на арабском языке. Если
же ты последуешь за их низменными желаниями, после того как тебе было даровано
знание (т. е. Коран), то Бог не придет
тебе на помощь и не будет заступником. И до тебя мы посылали посланников и
давали им супруг и потомство. И не может ни один посланник творить кроме как с
соизволения Бога. И для каждого срока писание." – 13:36-38
Бог утвердил в
Коране, что у каждого пророка была книга, к следованию которой он призывал и
согласно которой он судил людей:
Человеку,
которому Бог даровал Писание, мудрость и пророчество, не подобает говорить
людям: "Служите мне, а не Богу", а [подобает говорить]: "Будьте
приверженцами Господа тем, что вы учите Писанию и читаете его". – 3:79
Этот аят
привязывает миссию пророчества к книге. Если же мы принимаем посылку о том, что
некоторые пророки были посланы без какого-либо писания, то смысл этого аята на
них не распространяется и можно заключить, что им (пророкам без писания)
разрешается говорить: «Служите мне, а не Богу». Конечно
же, такое предположение абсурдно и неприемлемо. Далее в Коране прямо говорится,
что книги были дарованы всем пророкам:
Мы даровали
народу Исаака, Иакова; обоих Мы вели прямым путем, а Ноя Мы вели прямым путем
задолго до Авраама. А из потомства Авраама [вели прямым путем] Давида, Соломона,
Айова, Иосифа, Моисея и Аарона. Так воздаем Мы творящим добро. [Мы вели прямым
путем] Захарию, Иоанна, Иисуса и Елисея, все они — праведники, а также Исмаила, ал-Йаса'а, Йона, Лота. И
всех их Мы превознесли над обитателями миров.
А также некоторых из отцов их, потомков и братьев Мы избрали и наставили
на прямой путь. Так ведет Бог по прямому пути. Он ведет по нему тех из Своих слуг,
кого пожелает. А если [вознамерятся] они поклоняться кому-либо наряду с Ним, то
все их деяния будут тщетны. Это — те, кому Мы даровали Писание, мудрость и
пророчество. Если же [найдутся] такие люди, которые не уверуют в то, что
было, то ведь есть [другие], кому Мы вверили все, о чем было сказано, и они не
отвергают его. – 6:84-89
Мы уже раньше
посылали Ноя и Авраама и учредили в их потомстве пророчество и писание. Среди
них были и такие, которые избрали прямой путь, но многие из них были нечестивцами.
– 57:26
Перечисленные
аяты ясно указывают на то, что все пророки имели писания, а подчинение
посланнику означает подчинение Слову Бога, которое передают посланники. Однако
после прихода пророков возникает проблема сохранения писаний, но это, уже совсем
другое дело. Что же касается Корана, то это Писание было тщательно
зафиксировано и сохранено. Как мы уже говорили ранее, послание пророка
Мухаммада – это Коран и ничего кроме Корана, поэтому подчиняться мы обязаны
исключительно Корану и ничему иному. Кроме того, утверждение о том, что
подчинение Богу и подчинение посланнику подразумевает следование двум разным
источникам (Корану и сунне) противоречит ясным и прямым аятам Корана, где Бог утверждает,
что Он ни с кем не делит принятие решений и вынесение суждений:
Минуя Его, вы служите
лишь именам, которыми вы назвали [богов], вы и ваши отцы. Но Бог не ниспослал
об [этих именах] никакого довода. Решение выносит только Бог, и Он повелел,
чтобы вы служили только Ему. Это и есть истинная вера, но большая часть
людей не ведает [об этом]. – 12:40
Скажи: "Бог
лучше знает, сколько они пробыли [там]. Он знает сокровенное небес и земли. Как
прекрасно Он видит и слышит! Нет у них, кроме Него, покровителя, и Он никого
не спрашивает, принимая решение". – 18:26
Самому пророку
Мухаммаду было приказано засвидетельствовать, что Закон и Суждение принадлежит
только Богу:
(Спроси,
Мухаммад): "Неужели я пожелаю иного судию, кроме Бога? Именно Он ниспослал
вам ясное Писание (т. е. Коран)". Те, кому даровано Писание, знают, что
оно ниспослано от Господа твоего как истина. Так не будьте же в числе
сомневающихся. – 6:114
Таким образом,
сторонники следования хадисам не способны привести коранических доказательств
необходимости следования так называемой сунне. В Коране нет, и не может быть
призыва следовать и подчиняться чему-то помимо самого Корана. Один Бог – одна Книга.
Спроси:
"Есть ли среди ваших идолов такой, который вел бы к истине?" Скажи:
"Бог ведет к истине. Тот ли
достойнее, кто ведет к истине, чтобы [другие] следовали за ним, или же тот, кто
сам не идет верным путем, если только его не поведут? Что это с вами? Как же вы
рассуждаете?" Большинство многобожников — в плену своих догадок. Но ведь
догадки никак не могут заменить истину. Воистину, Бог ведает о том, что они
творят. Не измышлен этот Коран, а ниспослан Богом как подтверждение
[дарованного] до него и в разъяснение Писания, в коем нет сомнения,
[ниспосланного] Господом миров. Или же многобожники станут утверждать:
"Измыслил Коран Мухаммад". Ты отвечай: "Сочините хотя бы одну
суру, подобную Корану, и призовите [на помощь], кого вы можете, кроме Бога,
если вы и вправду [так думаете]". Так нет же, они объявляют ложью то, чего
не постигают [своим] знанием и толкование чего им недоступно. Точно так же
считали ложью [Писание] те, которые жили до них. Что же, погляди, каков был
конец нечестивцев. Среди них есть такие,
что уверуют в него (т. е. в Коран), и такие, что не уверуют в него. Твой
Господь лучше знает [о том, что творят] нечестивцы. Если будут объявлять тебя
лжецом, отвечай [, Мухаммад]: "Мне [воздается] за мои деяния, вам — за
ваши. Вы не в ответе за то, что я творю, я не в ответе за то, что вы
творите". Среди них есть и такие, которые выслушивают тебя. Но можешь ли
ты заставить слышать глухих [сердцем], если к тому же они и не разумеют? Среди
них есть и такие, которые смотрят на тебя. Но можешь ли ты вести прямым путем
слепых, если к тому же они и не разумеют? Воистину, Бог ни в чем не проявляет
несправедливости к людям, но люди сами обижают себя. – 10:35-44
Подведем итоги нашего анализа.
Последователи хадисов в своей простодушной (или не очень) попытке обосновать
необходимость следования чему-то помимо Корана, а именно - сунне и
сборникам хадисов, используют спорную интерпретацию коранического приказа «повинуйтесь
Богу и посланнику». Они утверждают, что повиновение Богу означает
следование Корану, а повиновение посланнику подразумевает следование хадисам
(высказываниям) и сунне (методике) пророка. Они утверждают, что если бы
подчинение посланнику означало подчинение только Корану, то Бог приказал бы
повиноваться Ему Одному. Однако, согласно их пониманию, дополнение к приказу «…и
повинуйтесь посланнику…» указывает на существование отдельного от
Корана свода религиозных правил и положений, которому мы должны следовать.
Однако, достаточно внимательного ознакомления с текстом самого Корана, чтобы с легкостью
опровергнуть подобное заявление. В свете коранического текста становится
предельно ясно, что повиновение посланнику означает только следование тому, что
он передал – Корану и ничему больше.
Необходимость высказывания «…и повинуйтесь посланнику…».
Включение фразы «…и повинуйтесь
посланнику» служит нескольким важным целям:
1) Кто из окружения пророка когда либо
слышал откровения Господа напрямую от Бога? Никто! Соответственно, сподвижники
и люди, к которым обращался пророк (мы в том числе) не могут повиноваться Богу
кроме как через повиновение тому, что передал посланник, а именно через Коран.
Поэтому Бог должен был упомянуть посланника и приказать повиноваться ему, так
как он единственный, кто получает и передает послание людям. Более того, посланник
не просто передал Коран и растворился в пустыне. Пророк прожил с людьми и
призывал их следовать Писанию все те годы, в течение которых продолжалось
низведение Корана. Это еще одна причина, по которой Бог должен был упомянуть
посланника, призывающего следовать Корану.
2) Коран был открыт Мухаммаду для
передачи не только многобожникам, но и людям Писания, например, христианам и
иудеям. Эти общины уже обладали той или иной книгой от Бога - Торой или
Евангелием. Свои Писания они имели в древнегреческих переводах, без древнеарамейских оригиналов, и одной из миссий пророка
была отмена предыдущих законов и писаний. Это было возможно только через
передачу этим общинам Корана – последнего Откровения Бога. Теперь, представим
себе, что в Коране было сказано только «…повинуйтесь Богу». Последователи
предыдущих религий тогда бы могли возразить тем, что они УЖЕ формально
повинуются Богу, так как у них уже есть слово от Него в виде их писаний. Вот
поэтому и нужно было включить посланника в аят о повиновении, для того чтобы
призвать людей Писания к признанию миссии Мухаммада и принятию того, что он
принес – Корана.
Миссия посланника:
Повинуйтесь Богу,
повинуйтесь Посланнику, остерегайтесь [неповиновения]! Если же вы ослушаетесь,
то знайте, что на Посланника Нашего возложена лишь ясная передача
[ниспосланного откровения]. – 5:92
Повинуйтесь Богу,
повинуйтесь Посланнику. А если вы не [желаете] повиноваться, то ведь
посланникам надлежит лишь передать ясное откровение. – 64:12
Если мы беспристрастно и без
предубеждений прочитаем и поймем смысл этих аятов, то увидим, что Бог намеренно
подчеркнул, что единственной миссией посланника была лишь ПЕРЕДАЧА откровения
Корана.
Слово Посланник производится от слова
Послание. Посланник передает Послание. Нет Послания – нет Посланника.
Повиновение Посланнику означает только повиновение Посланию, которое он
приносит. Точка.
3)
Повиноваться «Мухаммаду» или «повиноваться посланнику»?
Бог не
испытывает недостатка в словах и не имеет ограничений в способах выражения
смыслов. Все слова Корана тщательно подобраны и выверены, чтобы передать точный
смысл и намерение Автора. Нигде в Коране мы не находим слов: «Повинуйтесь Богу
и повинуйтесь Мухаммаду…или Моисею…или Иисусу…или Аврааму…». Всегда и везде
используется слово «посланник», которое, как мы помним, производится от слова
«послание», Послание от Бога, а не личные взгляды, слова или действия пророка. Без
послания повиновение посланнику не имеет смысла.
4)
Единственное послание, дарованное Мухаммаду – Коран.
Последователи
хадисов утверждают, что сунна и хадисы есть часть послания и
дарованы пророку наряду с Кораном. Они считают «сунну» таким же
откровением, как и Коран и в доказательство приводят спорное толкование 3-4
аятов 53-й суры:
И речи он ведет
не по прихоти [своей]: они (т. е. речи) — лишь откровение внушенное, - 53:3-4
Последователи
хадисов «вырывают» этот аят из общего текста Корана и на его основании
заявляют, что ВСЁ, что говорил пророк, является откровением (УАХИ), внушенным
ему Богом. На этом громком утверждении последователи «хадиса» основывают свое убеждение в
непорочности и богооткровенности сунны и хадисов. Однако, Коран вновь, как и всегда
блестяще разрушает все концепции, противоречащие его смыслам:
Да простит тебя Бог
[, о Мухаммад]! Почему ты разрешил им [уклониться от похода], пока не выяснил,
кто говорит правду и кто лжет? – 9:43
О Пророк, почему
ты, желая угодить своим женам, запрещаешь то, что дозволил тебе Бог? Бог —
прощающий, милосердный. – 66:1
В Коране Бог
прямо выговаривает пророку за то, что он (пророк) сказал и совершил нечто, чего
Господь ему не РАЗРЕШАЛ и не ВНУШАЛ. Это есть самоочевидное доказательство из
Книги Бога о неправильном (или заведомо ложном) понимании смысла 3-го и 4-го
аятов 53-ей суры. Поэтому для людей размышляющих должно быть предельно ясно,
что далеко не все, что говорил или делал посланник, было откровением от Бога. И
уж совсем нетрудно понять, что обосновывать легитимность дополнительного
источника законов для мусульман (сунна и хадисы) на ошибочном толковании Корана
есть крайне рискованное дело.
И, как всегда,
Коран дает ясный и доскональный ответ:
Если ты [,
Мухаммад,] не сотворишь им знамения, они говорят: "Почему ты не испросил
его [у Бога]?" Отвечай: "Я следую только Корану, который
ниспосылается мне откровением от моего Господа. Эти откровения — от Господа
вашего, [они — ] руководство к прямому пути и милость для верующих". –
7:203
В дополнение можно привести, в качестве
доказательства несостоятельности утверждений последователей хадисов, следующую
модель рассуждений. В нескольких местах Бог призывает тех, кто сомневается в
истинности Его слов произвести суру подобную, тому, что открыто или низведено
пророку:
Если же вы
сомневаетесь в [истинности] того, что Мы ниспослали Нашему слуге, то явите
суру, равную суре Корана, и призовите своих свидетелей помимо Бога, если вы
[люди] правдивые. – 2:23
Заметьте, вызов
направлен на то, чтобы явить суру подобную ниспосланному откровению. Состояла
ли обычная речь пророка из сур, или, может быть, собранные через столетия после
смерти посланника сборники хадисов состоят из сур? Нет! Никакая книга в мире не
состоит из сур кроме Корана. Существуют еще множество доказательств абсолютной
несостоятельности утверждений того, что Бог ниспосылал что-то помимо Корана в
качестве руководства. Однако, думаю, что приведенного должно быть достаточно
сверх меры для людей мыслящих и использующих свой разум, дарованный им Самим Богом.
Спроси:
"Какое свидетельство самое достоверное?" [И сам] отвечай: "Бог —
свидетель между мной и вами. И дан в откровение мне этот Коран, чтобы я
увещевал им вас и всех тех, кому он будет возвещен. Неужели вы
свидетельствуете, что наряду с Богом существуют другие боги?" Скажи;
"Я же не свидетельствую". [Еще раз] скажи: "[Именно] Он — единый
Бог, и, воистину, я далек от того, чтобы, [подобно] вам, поклоняться другим
богам наряду с Ним". – 6:19
5) Бог обещал сохранить только Коран и ничего кроме Корана: Воистину, Мы
ниспослали Коран (Зикр), и, воистину, Мы оберегаем его. – 15:9
Эти слова
Создателя обещают сохранить Коран. Нигде в Коране мы не находим обещания Бога
сохранить записи слов и поступков пророка. Если Бог не гарантировал сохранность
Своих собственных писаний (например, Торы и Инжила), то почему Он обязан
сохранять слова одного из своих рабов, человека из плоти и крови, сотворенного
и умершего?
Но это еще не
все. В Коране, как всегда, мы находим ясное знамение для людей размышляющих:
Неужели же они
не задумываются над [смыслом] Корана? Ведь если бы Коран был не от Бога, то они
обнаружили бы в нем уйму противоречий, - 4:82
Несмотря на
абсолютно ясные аяты Корана, люди продолжают утверждать, что существующие
сборники хадисов (Бухари и Муслим, например) являются непогрешимым хранилищем
откровений Бога и не имеют изъянов. Задумайтесь, о, обладатели разума!
6) Приказ следовать Корану и ничему кроме Корана.
В множестве
аятов Корана, Бог призывает нас следовать только Корану:
Ха. Мим. Это
Писание ниспослано Богом, великим, мудрым. Воистину, в небесах и земле
заключены знамения для верующих. И в том, что вас сотворили, и в животных,
которых Он рассеял [по земле], — знамения для тех, кто тверд в вере. В смене
ночи и дня, в уделе (т. е. дожде), который Бог ниспосылает с неба и оживляет им
землю, которая была безжизненной, в смене [направления] ветров, воистину,
заключены знамения для тех, кто разумеет. [Все] это — знамения Бога. Мы возвещаем
их тебе в истине. Так в какие же сказания (хадисы), кроме как о Боге и Его
знамениях, вы веруете? Горе каждому лжецу-грешнику! – 45:1-7
[Спроси,
Мухаммад]: "Неужели я пожелаю иного судию, кроме Бога? Именно Он ниспослал
вам ясное Писание (т. е. Коран)". Те, кому даровано Писание, знают, что
оно ниспослано от Господа твоего как истина. Так не будьте же в числе
сомневающихся. – 6:114
Эти аяты еще
раз, несомненно, доказывают, что повиновение посланнику означает следование за
посланием Бога и ни за чем больше.
7)
Должны ли мы следовать сунне Мухаммада?
Последователи
хадисов используют весьма спорное (отрывочное) понимание 21-го аята в 33-й суре,
чтобы обосновать свое утверждение о необходимости следования сунне и хадисам.
Посланник Бога — образцовый пример для
вас, – 33:21
Однако, для людей пользующихся своим
разумом, истинный смысл аята становится ясным, стоит лишь дочитать аят до
конца:
… для тех, кто возлагает надежды на Бога,
[верит в приход] Судного дня и поминает Бога многократно. – 33:21
Из самого аята понятно, что пример
посланника для нас в том, что он возлагал надежды на Бога, верил в Судный День
и поминал Бога многократно. К великому сожалению, последователи хадисов свели
глубокий смысл данного прекрасного и мудрого аята к слепому копированию бытовых
привычек пророка, которые возвели в разряд бездумных ритуалов. Большая часть
сборников хадисов наполнена именно описаниями: походов порока в туалет,
способов поглощения им еды и воды, длины бороды, штанов, юбок, продолжительности
менструальных циклов и т.д. и т.п. Вот такая ритуалистика, а точнее наше
отношение к религии Бога и к личности великого посланника Бога (и к тому, что
он принес) привело нас к ужасающему состоянию поражения и деградации, хаоса и
коррупции, в котором пребывает умма мусульман сегодня и на протяжении уже
многих столетий. Коран был низведен как руководство для пробуждения и
наставления разума человека. Традиционный же «ислам», основанный на слове не
Бога убивает разум и сознание человека, а также свободу, инициативу и
ответственность.
И снова Коран не оставляет сомнений:
…И ты нигде и ни в чем не найдешь замены
для закона Бога (сунны Бога). – 33:62
…Неужели они ожидают чего-либо иного,
кроме того, что постигло древние поколения? Ты никак не найдешь замены для
закона Бога (сунны Бога), никак не уклонишься от Его закона (сунны). – 35:43
И не найти тебе замены решению Бога (сунна Бога). – 48:23
8)
Было ли позволено посланнику вносить в религию Бога
что-то кроме Корана?
Бог утверждает, что пророку Мухаммаду
было приказано учить и судить только согласно Откровению от Бога. Если бы он
попытался внести в религию что-либо кроме Послания от Бога, то он немедленно
понес бы суровое наказание:
[Коран]
ниспослан Господом обитателей миров. Если бы он (т. е. Мухаммад) приписал Нам
какие-либо речи, то Мы схватили бы его за правую руку. Потом Мы перерезали бы
ему сердечную жилу, и никто из вас не отвратил бы от него [Нашего наказания]. –
69:43-48
Те люди, кто призывают к следованию за
каким-либо источником кроме Корана (например, хадисам), либо обвиняют пророка в
неповиновении приказу Бога, либо не понимают, что они вообще говорят. И уж
совершенно точно они не понимают многих смыслов Корана.
9)
Указания, оставленные пророком.
В соответствии со следующими аятами
Корана: …
[Спроси,
Мухаммад]: "Неужели я пожелаю иного судию, кроме Бога? Именно Он ниспослал
вам ясное Писание (т. е. Коран)". Те, кому даровано Писание, знают, что
оно ниспослано от Господа твоего как истина. Так не будьте же в числе
сомневающихся. – 6:114
[Коран] ниспослан Господом обитателей
миров. Если бы он (т. е. Мухаммад) приписал Нам какие-либо речи, то Мы схватили
бы его за правую руку. Потом Мы перерезали бы ему сердечную жилу, и никто из
вас не отвратил бы от него [Нашего наказания]. – 69:43-48
…пророк запретил записывать хадисы самым
строгим образом. Указания на это мы можем найти в известных сборниках хадисов
(Сахих Муслим, Муснад Ахмада). В течение первых столетий после смерти пророка,
этот запрет продолжал соблюдаться в той или иной степени. Можно заметить, что
именно в этот период исламская цивилизация переживает период феноменального
роста и развития. Мы были самыми первыми и самыми сильными на земле, даже
несмотря на критические отступления от Корана в политической сфере, которые и
сыграли решающую роль в будущем поражении мусульман и отходе их от Писания Бога. Однако даже той инерции, вложенной в движение Ислама
первыми поколениями, руководствовавшимися Кораном, хватило на несколько веков
поступательного и победоносного шествия Ислама по планете. Первый по-настоящему
фундаментальный труд по сбору хадисов и, самое главное, по выведению системы
отбора хадисов, был создан в середине 3-века хиджры имамом Бухари. До него были
отдельные попытки записи хадисов (Умар ибн Абд-ульАзиз, Имам Малик), однако их
работы радикально не изменили отношения мусульман к Корану в качестве основного
источника. Это произошло в период упадка аббасидского халифата в 3-4-х веках
хиджры, когда реальная политическая власть в империи перешла в руки
турок-сельджуков, кочевников-завоевателей из Средней Азии. Именно в этот период
наблюдаются изменения в коллективном сознании мусульман, и разворот от
божественного Корана в сторону человеческой «сунны». Немудрено, что в
результате, сегодня мы имеем то, что имеем.
Господь наш! Не уклони наши сердца в сторону после того, как Ты
наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты –
Дарующий! (3:8) Продолжение следует...
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');
if (container) {
var parent = container.parentElement;
if (parent) {
const wrapper = document.createElement('div');
wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');
parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
}
}
|