Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
За любым словесным выражением
стоит определенный смысл. В лексиконе верующих прочно укоренились эпитеты «раб
Аллаха», «раб Божий». В Исламе традиционно слово раб является
переводом арабского «абд», который также имеет значения: невольник,
слуга. В свою очередь «абд» образовано от корня «абада», что
означает: служить, поклоняться, преклоняться, обожать (Словарь Баранова).
Исходя из всех значений, вырисовывается два основных понятия этого слова – слуга
и раб. Возможно, кому-то разница в смысловой нагрузке этих слов
покажется незначительной, однако, проанализировав их, мы можем склониться в
сторону одного значения этого слова.
Слово раб обычно
ассоциируется с безволием, отсутствием свободы, выбора, ничтожностью. Раб
- человек, лишённый прав и являющийся собственностью хозяина.
Слуга тоже ассоциируется с
определенной зависимостью, но, в сравнении с рабом, он имеет больше
свободы и прав. Слуга может надеяться на повышение вознаграждения за
хорошую работу, чего нет у раба. Слуга- человек,
находящийся на службе у кого-либо. Тот, кто отдает себя служению чему-либо,
работает во имя чего-либо.
Обратившись к Корану, мы
обнаружим дополнительно два значения слова раб – «рикаабун» и
«малякат айман».«Рикаабун» является
мн.ч. слова «ракабату», что означает: шея, горлышко, раб. Его
корневым значением служит слово «ракаба» и переводится как: следить,
наблюдать, контролировать.
«Малякат айман» состоит из двух слов: «малякат»
- владеть, «айман» - правая рука.
В контексте использования слов «рикаабун»
и « малякат айман» видно, что они показывают людей зависимых от других
людей.
Не в том благочестие, чтобы вы
поворачивали ваши лица в сторону востока и запада. Но благочестив тот, кто
уверовал в Бога, в Последний День, в ангелов, в Писания, в пророков, кто раздавал
своё имущество, несмотря на любовь к нему, близким, сиротам, путникам,
просящим, бесправным людям
(рикаабун). И выстаивал молитву и давал очистительный расход. А те, кто,
заключив договора, выполняют их, терпеливы (во всем): в беде, во вреде и во
время нужды. Это те, которые правдивы, они осмотрительны. (2:177)
Милостыни
- только для бедных, нищих, работающих над этим, - тем, у кого сердца
привлечены, на выкуп рабов
(рикаабун), должникам, на пути Бога, путникам, - по установлению Бога. Бог
- Знающий, Мудрый! (9:60)
Не
следует верующему убивать верующего, разве только по ошибке. А кто убьет
верующего по ошибке, то - освобождение верующего раба (ракабатун) и пеня, вручаемая его семье, если
они не раздадут ее милостынею. А если он из народа враждебного вам и верующий,
то - освобождение верующего раба(ракабатун). А если
он из народа, между которым и вами договор, то - пеня, вручаемая его семье, и
освобождение верующего раба
(ракабатун). Кто же не найдет, то - пост двух месяцев последовательных
как покаяние пред Богом. Поистине, Бог - Знающий, Мудрый! (4:92)
Бог
не взыскивает с вас за легкомыслие в ваших клятвах, но Он взыскивает с вас за
то, что вы связываете клятвы. Искуплением этого - накормить десять бедняков
средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба (ракабатун). А кто
не найдет, то - пост трех дней. Это - искупление ваших клятв, которыми вы
поклялись. Охраняйте же ваши клятвы! Так разъясняет Бог вам Свои знамения, -
может быть, вы будете благодарны! (5:89)
Те,
которые своих жен называют хребтом матерей и потом возвращаются к тому, что
сказали, - освобождение раба
(ракабатун), прежде чем они коснутся друг друга. Этим вас увещают, и Бог
сведущ в том, что вы делаете! (58:3)
И
что даст тебе знать, что такое крутизна?Отпуститраба (ракабатун).
(90:12-13)
А
если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что
приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не
будете справедливы, то - на одной или на тех, которыми овладели ваши правые руки (малякат айманукум).
Это - ближе, чтобы не уклониться. (4:3)
И
служите Богу и не придавайте Ему никого в подручные, - а родителям - делание
добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу
чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели ваши правые руки (малякат айманукум).
Поистине, Бог не любит тех, кто горделиво хвастлив. (4:36)
Бог
возвысил одних из вас над другими посредством богатства и удела. Но те, которым
дарован больший удел, не хотят отдавать его своим рабам (малякат айманукум), чтобы они не
уравнялись с ними. Неужели они отвергают милость Бога? (16:71)
Слово «абд» в основном используется
в отношении пророков и свободных среди людей.
Он
сказал: "Я (Иисус) – слуга
(абд) Бога, Он дал мне Писание и сделал меня пророком.(19:30)
И
даровали Мы Давиду Соломона - прекрасный слуга (абд)! Поистине, он - обращающийся!(38:30)
Поистине
он (Иисус) - только слуга
(абд), которому Мы даровали милость и сделали его примером для детей
Израиля.(43:59)
И когда поднялся (Мухаммад) слуга (абд) Бога, взывая к Нему, то они готовы были
собраться вокруг него плотной толпой. (72:19)
о потомство тех, кого Мы носили вместе с Ноем. Поистине,
он был слугой (абдан)
благодарным!" (17:3)
Конечно же, все люди
зависят от Бога, но Всевышний предоставил нам свободу выбора. Никогда люди не
поставят раба своим наместником, но наш Создатель поставил Адама
наместником на земле.
Понимая
слово «абд» как слуга значение многих аятов станет более качественным.
Я
ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне служили (абудуна). (51:56)
В данном аяте
использовано слово «абудуна», корнем которого является «абд». Однако
переводить его как раболепствовали, было бы не правильно. Это слово в
основном переводят, как поклоняться, но это понимание сужает поле
деятельности человека до обыкновенной ритуалистики. Значение же слова служение
отражает широкий спектр действий верующего человека. Ведь ассоциации обывателя с
верующим связаны в большей мере с отправлением культа, и в меньшей мере с
общественной деятельностью, государственной службой, наукой, медициной,
правопорядком и т.д. А ведь верующие люди обязаны влиять на общество, устанавливать
справедливость и пресекать нечестие.
…и
пусть будет из вас нация, которая призывает к добру, приказывает одобренное и
удерживает от неодобряемого. Эти - счастливы. (3:104)
Так Мы установили вас
центральной нацией, чтобы вы свидетельствовали о людях, а посланник будет
свидетельствовать о вас… (2:143)
Господь наш! Не уклони наши сердца в сторону после того, как Ты
наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты –
Дарующий! (3:8)
Ни Мессия, ни приближенные ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха. А тех, кто посчитает для себя унизительным поклоняться Ему и проявит высокомерие, Он соберет к Себе вместе. НИСА 172.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]