Газета «Наш Мир»
Несколько лет назад Пол Волфовиц и другие
«волчары» из неоконовской команды Джорджа Буша разрабатывали планы, в
которые, в частности, входило отделение от Саудовской Аравии нефтяных
районов, населенных, главным образом, шиитами. Судя по некоторым
новостным сообщениям, эти разработки носили не только теоретический
характер.
На днях полиция КСА, где суннитский ислам является
официальным вероучением, арестовала 35 последователей радикального
шиитского имама Нимра аль-Нимра. Сам имам находится в розыске после
проповеди в мечети, в которой он заявил: «Наше достоинство украдено.
Оно представляет большую ценность, чем единство страны, и если не будет
восстановлено, мы призовем к отделению».
Шииты в Саудовской Аравии время от времени жалуются на
дискриминацию. Высказывается предположение, что к последнему
выступлению имама аль-Нимра подтолкнули недавние события в Медине, где
произошли столкновения между паломниками-шиитами и полицией религиозных
нравов. По мнению представителей этой полиции, шиитские паломники
нарушили некоторые нормы, принятые в королевстве, и их принялись
фотографировать в порядке сбора компромата. Десятки паломников были
задержаны, но затем отпущены по указанию короля Абдаллы, которого
делегация шиитских лидеров заверила в уважении официальной религиозной
доктрины.
Сепаратизм – болезненная проблема для Эр-Рияда, тем более что
шииты проживают в центрах нефтеперерабатывающей промышленности. К тому
же, рядом находятся страны с преобладающим шиитским населением:
Бахрейн, Ирак и Иран. В королевстве давно подозревают «исламских
революционеров» из Тегерана в стремлении дестабилизировать ситуацию в
стране. Справедливости ради следует сказать, что такого рода страхи, по
крайней мере, в не слишком отдаленном прошлом имели под собой
определенные основания.
В Саудовской Аравии шииты составляют около 10% от 22,6-миллионного
населения. Периодически от них поступают жалобы, что их обделяют при
распределении доходов от продажи нефти и что они лишены возможности
занимать сколько-нибудь значимые посты в армии и правительстве.
В чем же отличие Шиизма от Суннизма?
Основное отличие двух основных течений Ислама заключается в
принципах наследования государственной власти: согласно суннитской
традиции, власть в Халифате наследуется наиболее влиятельными и
богобоязненными из племени Курайш (основа-хадис); шиитская же традиция
отводит роль правителя исключительно представителям "ахль-уль-байт"
(родственникам Пророка), основываясь на двух ("муташабиха" - неочевидных) аятах Корана.
В остальном же оба течения тождественны (сходны), и отличаются лишь духовно-богословскими авторитетами. Источники шиитов ограничены Кораном и хадисами (ахбарами), переданными прямыми
потомками Пророка, к которым относятся Али, Хасан, Хусейн, а также
небольшим количеством сподвижников: Амром ибн Ясиром, аль-Мукаддадом
ибн аль-Асвадом, Абу Зарром Агафари.
Авторитетными богословами у шиитов считаются: ал-Кулайни (ум. 941),
Мухаммад Бир ал-Маджлис (1628-1699), ар-Ра Аб ал-асан Мухаммад ал-Мсав
ал-Бадд (970-1015), 'Изз ад-Дн Ибн Аб ал-адд ал-Му'тазил (ум. 1257) и
др.
Что касается суннитов, то они, помимо Корана, пользуются также хадисами, которые передавали все сподвижники пророка Мухаммада.
Авторитетными богословами у суннитов
считаются: имам Бухари, имам Муслим, имам ибн-Ханбал, имам Абу Ханифа,
имам Аш-Шафи, Ибн Таймиййя и др.
Как видим основное отличие - принцип наследования власти , сегодня игнорируется как шиитами, так и суннитами. Ближневосточными
арабскими государствами правят монархические династии, никакого
отношения к роду Курайш не имеющие, а, талыш по национальности,
Ахмадинежад, и действующий аятолла Хаменеи (этнический азербайджанец)
тоже не арабских кровей.
В итоге: Коран и хадисы - у Шиитов, и Коран и хадисы - у Суннитов.
|