Газета «Наш
Мир» Ислам как единая религия, зародившийся в VII веке, оказался к XXI столетию разбит на множество религиозных сект и течений, порой несущих прямо противоположный смысл тому, что было записано в Коране. Многие из этих движений возглавляются людьми, подобными Бен Ладену, не гнушающимися на пути к достижению своих целей людскими жертвами. И хотя Коран категоричен в своем предупреждении, полагая, что самый большой грех на земле – создавать сотоварищей Богу, именно этим сегодня грешит большинство религиозных течений в Исламе. Об этом интервью с руководителем общественного объединения «Ізгі Амал» Аслбеком Мусиным - Так почему стали возможными подобное религиозное сектантство и фанатизм, приводящие в смятение умы многих людей и, в свою очередь, порождающие в этих умах сомнение в истинности самой мусульманской веры? - Дело в том, что сразу после смерти пророка Мухаммада произошла в прямом смысле катастрофа. «Мусульманские жрецы» умудрились в короткий срок создать собственную религию, основанную на почитании не единого Бога, а целой божественной корпорации, куда вошли: Бог, Пророк Мухаммад , сподвижники Пророка, сподвижники сподвижников Пророка, ранние лидеры религиозных сект, поздние лидеры религиозных сект, ранние религиозные ученые, поздние религиозные ученые. Результатом всех этих действий «мусульманских жрецов» стало обожествление хадисов, бесчисленные слова и действия, приписываемые ими Пророку Мухаммаду , «иджма» – согласованное мнение множества ранних ученых, «фикх» – религиозные предписания. И все это, наравне с главной Книгой мусульман, начало с тех пор выдаваться за божественное откровение. И здесь мы натыкаемся на неразрешимые противоречия. К примеру, иджмы ранних исламских ученых предписывают немедленно убивать вероотступников (отказавшихся от суннизма или шиизма). В то время как хадисы принуждают насильно, под угрозой смерти к принятию Ислама язычниками и неверующими. Тогда как Коран, напротив, открыто заявляет: «Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?», «Скажи: Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (18:29). Поэтому сегодня мы в качестве единственного божественного откровения предлагаем рассматривать только Коран, как это и должно быть. К чему призывал сам Пророк Мухаммад . В то время как хадисы правильнее будет изучать лишь в качестве религиозной литературы. Не придавая им никакой дополнительной нагрузки и, уж разумеется, не рассматривая их в нынешней роли божественного руководства к действию. Чтобы они своими противоречивыми толкованиями не заслоняли от мусульман свет истинной веры.
- Да, интересная трактовка. Но как, к примеру, насчет запрета на спиртное? Правда ли, что сторонники вашего движения считают употребление алкоголя допустимым делом? - Не правда! Вы же понимаете, что это отдает желтизной. Наши сторонники против употребления алкоголя и наркотиков. Но вместе с тем в Коране нигде не говорится, что за подобное действие следует казнить оступившегося четыре раза, как настаивают хадисы. И наше принципиальное отличие в этом смысле от всех остальных религиозных течений в Исламе состоит в том, что в качестве божественного откровения мы принимаем только Коран. Все остальные источники мы рассматриваем как человеческие, и оттого подверженные искажениям, изъянам. И здесь мы не оригинальны. В самом Коране на все не -коранические источники наложен категорический запрет. - Вместе с тем мы знаем, что когда первые арабские миссионеры принесли в степь Ислам, то им не сразу удалось вовлечь в свою веру кочевников. Понадобилось рождение Кожи Ахмета Яссауи, чтобы синтезировать традиционный Ислам с верованиями наших предков. Как вы относитесь к такому синтезу? То есть, принимаете ли вы вариацию казахского Ислама? - Если мы начинаем изучать Коран, то сразу находим противоречия между суннитской и шиитской версиями Ислама, которые противоречат Корану в своих источниках, в своих основаниях, в своих формах. То есть, в Коране нет того, что есть у них, а у них есть то, чего нет в Коране. Есть также традиционная степная форма Ислама, о которой вы говорите, которая в своей основе является суфис-кой. Cуфизм присутствует везде. Он встречается на Кавказе, в Пакистане, в пустынях Аравии. Суфизм, так же как и суннизм и шиизм, является девиацией Корана, его отклонением. - Я все понял. Вы оставляете один только Коран, а все остальное отметаете. А вам не кажется, что завтра ваши последователи повторят ошибку своих предшественников? То есть они будут рассматривать Коран, но уже с вашими комментариями. К которым со временем прибавятся новые комментарии новых экспертов и ученых-теологов. И все пойдет на старый лад. Сработает старый закон «отрицания отрицания». - Между нашим движением и основателями суннизма, шиизма и т.д. есть существенная разница. Не будем забывать, что суннизм и шиизм возникли как политические движения в Исламе, основанные на борьбе за власть. Они подстраивали в этой борьбе Коран под себя. В то время как первым последовательным сторонником Корана был Пророк Мухаммад . Мы в этом отношении не новое направление. - Аслбек, недавно поздним вечером я вышел во двор. Я живу в частном доме. Небо было в перистых облаках, и они создавали объем. И вдруг я ощутил этот объем. А потом попытался себе представить всю бесконечность Вселенной, лежащей за этими облаками, за нашей планетой. Пока не возникло в какой-то момент ощущение прямого контакта с Богом. И тогда я задумался, а нужны ли вы все мне: проповедники, толкователи, теологи, хадисы Корана, Тора, Библия, если в общении с Всевышним я могу обходиться и без посредников? - Посредники никакие не нужны. Это является одним из пунктов нашей доктрины. Но на контакт с Богом сам человек выйти не в состоянии. - Почему? - Потому что Бог нематериален. Вы не можете испытать его присутствие никоим образом. Суфии, буддисты, даосисты говорят о том, что такой контакт возможен. Это все естественные религии, отождествляющие Бога и мир. И то ощущение, которое возникло у вас, не имеет никакого отношения к чувству богобоязни, о которой говорит Коран. Оно работает на другом уровне. Его можно назвать чувством благоговения, восхищения, но никоим образом его нельзя называть ощущением присутствия Бога. Всевышний по отношению к вам – это намного больше и несравненно масштабнее, чем отношение галактики и песчинки. Потому что между галактикой и песчинкой больше общего, чем между вами и Богом. В отношении Бога нельзя применять никакие чувственные и рациональные категории. В Коране говорится, что он одновременно дальше и ближе всего к вам. Ближе, чем ваша собственная сонная артерия. Единственное, что мы можем, – это вычислить о нем в негативе – то, что он не является чем-то и кем-то. - Оставим этот спор, который может затянуться до бесконечности. Перейдем к другой теме. Я вижу в ваших рассуждениях рациональное зерно, но не готов согласиться в главном. Ведь хадисы и сунну писали не глупые люди, среди них были выдающиеся личности, а вы предлагаете все это отбросить в сторону. Мне сам подход ваш не нравится. - Но ведь и «Майн кампф» писал не -глупый человек. Антон Шандор Лавей, написавший «Черную Библию», был тоже не дурак. Причем здесь это? Человек может свой ум применять в разных направлениях.
- Но ведь это опыт других людей, который вы готовы отменить? - А вы вслушайтесь в мои слова. Сунну я не считаю откровением Бога и не готов ее воспринимать в качестве источника религии. Ведь если мы что-то называем источником религии, мы должны это принимать. Но, вместе с тем, я не отвергаю сунну в роли наследия: культурного, исторического, эволюционного, этнографического. Вы понимаете. Пожалуйста, никто не против, читайте, огромный пласт работы. Изучайте быт арабов VIII–X–XII веков. Очень интересно. Других аналогов вы не сыщете. Но только не превращайте это в откровение Бога. - Готов извиниться. Я ваши слова воспринял буквально. - Я отдаю себе отчет, я знаю прекрасно, что среди хадисов, составляющих сунну, присутствует огромное количество умных, полезных, нужных обществу вещей, работающих в области человеческой морали и нравственности. Ну и превосходно. Но в них также наличествует и львиная доля иррациональных, архаичных, мифологизированных, антигуманных элементов. При этом кто-то говорит: вот это - антисоциалку, зло - нужно убрать, а вот это нужно оставить. Но тогда возникает вопрос: а кто будет модератором? Какой метод он выберет? В то время как мы открываем Коран, и первое, что видим, – строгий приказ: «Ничего, кроме Корана». - Не означает ли это, что вы выступаете в роли модераторов? Ведь когда вы говорите, оставляем только Коран, через это можно модерировать любое религиозное движение на предмет совместимости его идей с главной Книгой мусульман. - Не только мы, вы и сами это можете сделать. Прочитайте первоисточник без посредников, без того, чтобы вам кто-то и что-то разъяснял. И вам сразу, моментально станет ясно, что Бог хочет вам сказать. И что говорят вам религиозные сектанты. Вы поймете, в чем разница. Потому что Коран, в принципе, понятная книга. В Коране все разъяснено. - И вопрос последний. Сколько человек у нас в Казахстане сегодня входят в ваше объединение? - Объективно, несколько тысяч человек, хотя кто-то спешит назвать большую цифру. Но это и понятно. Наши идеи притягательны. И люди их охотно воспринимают. Ведь мы практически повторяем сегодня то же, что в свое время говорил Пророк Мухаммад
|