Газета «Наш Мир»
Разбившийся в Атлантике французский самолет А330, который искали почти неделю, можно было бы обнаружить сразу с помощью российской разработки сообщил ее разработчик, один из ведущих специалистов по системам спутниковой связи Иосиф Айнбиндер.
Ученый отметил, что в РФ десять лет назад испытали систему точного определения места авиакатастрофы, которая не внедрена до сих пор.
Cамолет А330 французской авиакомпании Air France, на борту которого было 228 человек, пропал над Атлантикой 1 июня. Первые фрагменты лайнера и тела погибших стали находить лишь 6 июня, «черные ящики» не обнаружены до сих пор.
«Никто не умеет быстро находить место авиакатастрофы. Трагедия в Атлантике тому подтверждение. Общепринятая система поиска называется Международная спутниковая система поиска и спасения судов и самолетов КОСПАС-САРСАТ. По ней работают уже лет тридцать.... Хотя эта система, таково мое мнение, для авиации пригодна мало. Прежде всего она создавалась для нужд морского флота, чтобы определять координаты тонущих кораблей», - сказал профессор Айнбиндер в интервью газете «Московский комсомолец».
По его словам, морское судно даже с серьезными повреждениями тонет, как правило, несколько часов, и только в этом случае применение КОСПАС-САРСАТ, основанной на работе низкоорбитальных спутников Земли и аварийных радиомаяков, имеет смысл - помощь обычно успевает прийти до того, как обломки исчезнут под водой.
«Пропал с экрана радаров самолет - сколько по времени он будет падать? Максимум 50 секунд, - отмечает ученый. - Сколько же нужно ждать, чтобы один из низкоорбитальных спутников оказался в той же зоне видимости, что и аварийный самолет, и успел поймать радиосигнал его аварийного буя? До трех-четырех часов».
«Вот французский аэробус, говорят, успел подать какие-то 24 сигнала... А куда? Кому? Радиомаяки обычно не сохраняются при падении с высоты - так что когда спутник, которому и предназначались эти сигналы о помощи, и будет проходить над районом аварии, самолета там уже не будет», - отметил ученый.
Многоцелевая система сбора данных через космос, которую ученые назвали ДАНКО, была разработана под руководством Айнбиндера еще при советской власти в Московском НИИ радиосвязи. Одной из ее задач было точно (до 100 метров) и мгновенно (до пяти секунд) определять места авиакатастроф. Стендовые и летные испытания системы успешно завершились в 1999 году.
«В нашем случае аварийные радиомаяки посылают сигнал на один из пяти неподвижных геостационарных спутников, которые расположены гораздо выше низкоорбитальных - на геостационарной орбите Земли, высота 36 тысяч километров. Они, эти пять, «захватывают» собой всю Землю... Так что кодированный сигнал, посланный из любой точки планеты, обязательно будет пойман одним из спутников. А уже оттуда передан в центр приема информации. Где бы вы ни были, ваш SOS будет услышан и ваше нахождение определено моментально», - сообщил специалист.
По его словам, запускать новые спутники для этого не нужно - они уже существуют: два американских, европейский, японский и российский.
«После начала какой-либо нештатной ситуации аварийный радиомаяк с самолета непрерывно выстреливает в один из спутников «пакет» информации - спутник в свою очередь служит как бы посредником и «выстреливает» закодированным сигналом обратно на Землю, в сопряженный центр приема сигналов. И так каждые полсекунды. Можно вести мониторинг падающего самолета с момента обнаружения в нем фатальных неполадок и до его полной гибели», - сказал ученый.
«Впоследствии это не только даст возможность начертить точную траекторию падения самолета - точка прекращения сигнала и есть место его крушения, - но и проанализировать приблизительно, даже до расшифровки «черных ящиков», почему именно произошла катастрофа. Так как пакеты закодированной информации включают в себя изменения основных параметров полета», - рассказал Айнбиндер.
Проект планировалось внедрять в эксплуатацию с 1999 года, были получены положительные резолюции властей.
«Но из Росавиакосмоса сообщили, что, несмотря ни на что, в России и впредь будет использоваться международная система КОСПАС-САРСАТ, потому что ей следуют все цивилизованные страны и этого требуют международные стандарты безопасности полетов - не надо ничего изобретать», - заключил ученый, слова которого приводит РИА «Новости».