Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Одним
из важнейших предписаний Бога в Коране является «закят», что в переводе
на русский язык означает «чистота». «Закят» осуществляется посредством
расходования личных средств на пути Бога. Через это действие происходит
очищение человека от пороков и недостатков этого мира.
И совершайте молитву, давайте очистительный расход (закят), и вставайте на колени с коленопреклоняющимися. (2:43)
Совершайте молитву, давайте
очистительный расход (закят), а все благое, что загодя для душ своих вы
уготовите, найдете вы у Бога. Поистине Бог видит то, что вы делаете.
(2:110)
Совершайте молитву, давайте очистительный расход (закят) и слушайтесь Посланника, - может быть, вы будете помилованы! (24:56)
… Читайте из (Корана) по мере
возможности, совершайте молитву, давайте очистительный расход (закят),
и одалживайте Богу хороший заем… (73:20)
Это условие Всевышнего не ново для людей. Такое же повеление было и до ниспослания Корана, о чём так же повествуется в Писании.
И
вот Мы взяли договор с детей Израиля: «Служите только Богу, и
(совершайте) благодеяние родителям, близким, сиротам, бедным,
говорите людям наилучшее, совершайте молитву, и давайте очистительный
расход (закят)». Потом вы отвернулись и отстранились, кроме немногих из
вас. (2:83)
Бог взял договор с детей Израиля. И вот Мы
выбрали из них двенадцать предводителей. И сказал Бог: “ Поистине, Я -
с вами. Ведь если вы будете совершать молитву, давать очистительный
расход (закят), уверуете в Моих посланников, поддержите их, и дадите
Богу хороший заем, то Я очищу вас от ваших плохих деяний и непременно
введу в сады, в которых текут реки. А кто из вас после этого отвергнет
(заповеди Бога), тот сбился с правильного пути”. (5:12)
И
установили их руководителями (Исаака и Иакова), которые ведут по Нашему
повелению, и внушили им делать добрые дела, совершать молитву, давать
очистительный расход (закят). Они служили Нам. (21:73)
Как
говорится – вера без дел мертва. Поэтому суть “закята” состоит в
конкретном действии человека. Хотелось бы заметить, что искренне
верующие люди часто приводятся в пример и описываются в связи с этим
благородным деянием.
Поистине, те, которые уверовали, делали
благие дела, выстаивали молитву и давали очистительный расход (закят),
для них награда у их Господа. Не будет над ними страха и не будут они
опечалены. (2:277)
Но твердые в знании из них, и
верующие, они верят в то, что низведено тебе и что низведено до тебя,
совершают молитву, дают очистительный расход (закят), веруют в Бога и
Последний день, - этим Мы дадим великую награду! (4:162)
Ваш
покровитель – только Бог и Его посланник и те, которые уверовали,
которые совершают молитву, дают очистительный расход (закят), и они
встают на колени (пред Богом). (5:55) А если они раскаются,
будут совершать молитву, давать очистительный расход (закят), то они
станут вашими братьями по вере. Мы подробно излагаем знамения для людей
знающих! (9:11) Оживляет мечети Бога тот, кто уверовал в
Бога, в Последний день, совершал молитву, давал очистительный расход
(закят) и не боялся никого, кроме Бога, - может быть, такие окажутся на
указанном (Богом) правильном пути! (9:18) А верующие мужчины
и верующие женщины, - они - друзья одни другим. Они повелевают к
одобряемому и удерживают от неодобряемого, совершают молитву, дают
очистительный расход (закят), слушаются Бога и Его посланника. Этих
помилует Бог, ведь Бог - Всемогущий, Мудрый! (9:71) Люди,
которых не отвлекает ни торговля, ни сделка от поминания Бога,
совершения молитвы, от выплаты очистительного расхода (закят). Они
боятся дня, когда перевернутся и сердца и взоры. (24:37) Слово
«закят» отражает разные смыслы, поскольку чистота бывает как
физической, так и духовной. В Коране существует еще одно слово, которое
переводится как очищение - это слово “тахара”. Если мы проследим
применение этого слова и производных от него, то убедимся, что оно, как
правило, применяется в отношении физической чистоты. «Закят» же -
действие, приводящее к чистоте духовной:
Если вы развелись с
жёнами, и они выждали установленный срок, то не чините им препятствий,
чтобы они вступали в брак с одобрения между собой. Таково назидание
тому из вас, кто верует в Бога и в Последний день. Это чище (азка) для
вас, как духовно, так и (атхара) физически. Ведь Бог знает, а вы не
знаете. (2:232)
И мы хотели, чтобы Господь дал им взамен
(убитого мальчика), лучшего чем он, в (душевной) чистоте (зякят) и
более милосердного. (18:81)
“О, Иоанн, держи же Писание
крепко!”. И даровали Мы ему мудрость, когда он был еще мальчиком, и
милосердие от Нас и чистоту (закийя). Был он осмотрительным, благим
своим родителям и не был он тираном, ослушником. (19:12-14)
О
те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите
позволения и не поприветствуете словами мира их обитателей.... Если же
не найдете там никого, то не входите, пока не позволят вам. А если вам
скажут: «Уйдите!» – то уходите. Это - чище (азка) для вас, ведь Бог
знает о том, что вы делаете. (24:28)
Скажи верующим,
чтобы они потупляли свои взоры и берегли свои (половые) органы. Это -
чище (азка) для них. Поистине, Бог сведущ в том, что они делают! (24:30)
Любой
здравомыслящий, стремящийся к духовному очищению человек, задается
вопросом: “А сколько нужно расходовать на пути к довольствию Бога?”. Не
секрет, что со времен глубокой древности в мусульманском праве
определены ставки платежа. Однако, как видно из текста Корана, их
нельзя рассматривать как окончательные установки. Человек в праве сам
решать, сколько ему необходимо расходовать на пути Бога. Единственным
ориентиром для этого служит следующий аят: …Спрашивают они тебя о
том, что им расходовать. Ответь: «Излишек». Таким образом, разъясняет
вам Бог Свои знамения, может быть, вы поразмыслите (2:219)
Как
часто верующий должен расходовать свои средства на пути к духовному
очищению? Есть мнение, что это должно происходить один раз в год, во
время поста. Однако, читая аяты Корана, формируется другое мнение
относительно периодичности расходов.
О те, которые уверовали!
Расходуйте то, чем Мы вас наделили до того Дня, когда не будет ни
торговли, ни дружбы, ни заступничества. А ведь отрицающие (знамения Бога)
являются мракобесами. (2:254)
Пример о тех, кто расходует
свое имущество на пути Бога, подобен примеру о зерне, от которого
произросли семь колосьев, а в каждом колосе по сто зёрен. Ведь Бог
тому, кому Он пожелает, умножает (имущество). Бог – Всеобъемлющий,
Знающий. (2:261)
О те, которые уверовали! Расходуйте из
приобретенных вами благ, и из того, что Мы взрастили для вас на земле,
и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, то, что вы
сами бы не взяли, разве что с (пренебрежением). И знайте, что Бог
Богатый, Славный. (2:267)
Скажи тем из Моих слуг, которые
уверовали, чтобы они совершали молитву и расходовали явно и тайно из
того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни
торга, ни дружбы. (14:31) Они отрывают свои бока от постелей,
взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем
Мы их наделили. (32:16) Воистину, те, которые читают Писание
Бога, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно
и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной. (35:29) Веруйте
в Бога и в Его посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в
распоряжение. Тем же из вас, которые уверовали и расходовали, уготована
великая награда. (57:7)
Приведенные аяты призывают верующих
расходовать из данного Богом достатка. Каждого человека Бог наделяет по
разному, как в периодичности, так и по объему. Исходя из этого,
очистительный расход привязан к приходящим от Бога прибыли и доходу, а
они могут изменяться в разные периоды. Однако и для этого благородного
дела существует предостережение.
Не позволяй своей руке быть
прикованной к шее (не будь скупым), и не раскрывай ее во всю длину (не
расточительствуй), а не то окажешься порицаемым и опечаленным. (17:29) Когда
они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а
придерживаются середины между этими крайностями. (25:67) И
давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику и не расточай
безрассудно, ведь расточители - братья сатаны, а сатана своему Господу
неблагодарен. (17:26-27)
В разряд расходуемого материала входят не только денежные средства, но и сельхозпродукция:
Он
– Тот, Кто создал сады на трельяжах и без трельяжей, финиковые пальмы и
злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие сходства и
различия. Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное
в день жатвы, но не расточительствуйте, ведь Он не любит
расточительных. (6:141)
Интересная параллель: Давайте теперь
перейдем к рассмотрению закона Моисея. Книга Левит 19:9-10 говорит о
том, как нужно было заниматься сельским хозяйством: «В день жатвы на
земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы
твоей не подбирай. И виноградника твоего не обирай дочиста, и
попадавших ягод в винограднике не подбирай...». Другими словами, следовало оставлять не убранной определенную часть урожая - как зерновых, так и винограда. Почему? «... оставь это бедному и путнику. Я - Господь Бог ваш». Это
было частью закона Моисея. Всякий иудей, следовавший этому закону, был
обязан проявлять заботу о бедных и путниках. Это было частью закона
ведения сельского хозяйства, а евреи, как известно, были
сельскохозяйственным народом. Однако продукция должна быть качественной, ведь в противном случае это порицается Богом.
О
те, которые уверовали! Расходуйте из приобретенных вами благ, и из
того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в
качестве пожертвования дурное, то, что вы сами бы не взяли, разве что с
(пренебрежением). И знайте, что Бог Богатый, Славный. (2:267)
Главным же качеством расходуемого материала является его высокая ценность в жизни человека.
Вы
не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы
сами любите, и что бы вы ни расходовали, Бог ведает об этом. (3:92)
Естественно, что в этом случае возникает вопрос целевого назначения очищения достатка. Ответом будут следующие аяты:
Они
спрашивают тебя о том, что им расходовать? Ответь: «Все, что вы
считаете лучшим раздайте: родителям, близким, сиротам, беднякам,
путникам. Бог, поистине, знает обо всем хорошем, что вы сделали».
(2:215) Милостыни (предназначены) для бедных, нищих,
работающих над этой (проблемой бедноты и нищеты), приведения их сердец
к согласию, на (выкуп) рабов, должникам, на пути Бога, путникам. (Все
это) обязанность (для верующих) от Бога. Бог - Знающий, Мудрый! (9:60)
В
среде мусульман принято считать милостыню (садака) и “закят” разными
вещами. Традиционно милостыня считается добровольным, а “закят”
обязательным действием, совершаемым раз в год по определенной ставке.
Однако Коран, объединяет эти два понятия в аяте:
Возьми с
имущества их милостыню, которой ты (тутаххирухум) очистишь (физически)
и очистишь (тузаккихим) их (духовно). И молись за них, ведь твоя
молитва - успокоение для них, а Бог - Слышащий, Знающий!. (9:103) И
в завершение наша просьба к Богу: “Господь наш! Не уклони же наши
сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и
даруй нам милость от Себя, ведь Ты – Дарующий!” (3:8)
|