Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Почему православная церковь негативно относится к советскому руководителю.
Некоторым за державу обидно
Последнее
время в СМИ и блогосфере развернулась дискуссия о церковном отношении к
советскому прошлому и непосредственно к Сталину. Поводом к этому
послужила публикация интервью с руководителем Отдела внешних церковных
связей Русской Православной Церкви архиепископом Волоколамским
Иларионом «Миссия в миру». В заключительной части беседы Владыка,
говоря о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне,
сопоставил Сталина и Гитлера и фактически уравнял созданные им
государственные тоталитарные режимы.
Вот его слова: «Я считаю,
что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую,
античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи,
насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и
несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В
этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот
мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами
нельзя искупить их вину перед человечеством. Нет никакой существенной
разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и
гитлеровской системой лагерей смерти. И количество жертв сталинских
репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной
войне. Победа в Великой Отечественной войне была действительно чудом,
потому что Сталин перед войной сделал все, чтобы разгромить страну. Он
уничтожил все высшее руководство армии, в результате массовых репрессий
поставил некогда могучую страну на грань выживания. В войну страна
вступила почти обескровленной. Но, несмотря на все чудовищные
репрессии, народ проявил небывалый героизм. Победа в войне - это победа
народа. Народа, который проявил величайшую волю к сопротивлению. Чудо
победы в войне - это великое явление силы духа нашего народа, которую
не сумели сломить ни Сталин, ни Гитлер».
Многие люди усмотрели в
озвученной оценке советского прошлого оскорбление в адрес России и
российской истории и постарались представить Сталина как великого
государственного деятеля, а советский период - как великий и значимый
этап российской истории. Я думаю, что сложившаяся ситуация дает нам
повод представить читателям основные аргументы, обосновывающие
негативный взгляд на советское прошлое многих представителей Русской
православной церкви. Со своей стороны скажу, что я полностью разделяю
точку зрения архиепископа Илариона.
О церковных оценках.
Христианство
за 2000 лет своего существования привилось во многих странах, прошло
через многие виды государств, соприкоснулось с многими культурами. Были
периоды, когда христиан гнали и убивали, были периоды, когда
государство отождествляло себя с христианским сообществом и стремилось
отстаивать интересы церкви. Как бы то ни было, у христиан всегда были и
остаются неизменными критерии оценки происходящего - это евангельские
заповеди. Единственным мерилом истории должна быть нравственная правда.
Необходимо давать всему нравственную, выверенную, честную оценку,
исходя из того, что считается хорошим, а что плохим еще от заповедей
Моисеевых.
Понятно, что всякое государство - это «аппарат
насилия», и нигде не может быть в полноте реализовано то к чему
призывал Христос, но это не мешает увидеть и понять, насколько свободно
живет церковь, насколько у христиан есть возможность открыто жить
по-христиански. Если во внутреннюю церковную жизнь никто не
вмешивается, если у церкви есть право свидетельствовать в обществе о
Христе и Евангелии, если церковь может свободно выстраивать партнерские
отношения с различными общественными и государственными структурами
хотя бы в социальной и образовательной областях, то такое государство,
такой этап в жизни той или иной страны оценивается как положительный.
И, что очень важно, на эту оценку никак не влияет положение этой страны
в мире, уровень ее экономического развития, вид ее государственного
устройства.
Я хочу сказать, что не нужно смешивать христианскую
оценку чего-либо и оценку политическую, экономическую и т.д. И тем
более не нужно подменять одно другим. Для христиан римский император
Диоклетиан, к примеру, гонитель и убийца. С политической или
экономической точки зрения о нем можно сказать нечто иное. Но
экономический расцвет или военные победы не уменьшают вины перед
церковью и не смывают с правителей кровь христиан. Для меня тут все
просто. Если человека интересует церковная точка зрения - она по этим
вопросам, как правило, ясна. Если его интересует что-то иное, пусть
спросит соответствующего специалиста. Дело историка дать факты и тем и
другим.
По мнению известного церковного публициста игумена Петра
(Мещеринова) если общество все больше склонно оправдывать злодеяния
советского периода, то «Церковь обязана не просто говорить, но даже уже
и кричать: люди, одумайтесь! Нельзя - грех! - оправдывать
братоубийственное кровопролитие, в любой форме, ради любых «великих»
целей, ценностей и идеалов!»
Сталин и церковь
За
первые двадцать пять лет правления большевиков была разгромлена,
разграблена, почти полностью уничтожена Русская православная церковь -
крупнейшая из православных церквей мира. В начале правления Сталина в
30-е годы прошлого века было убито около 100 тысяч священнослужителей!
Думаю, что простых верующих было уничтожено гораздо больше. Этот
процесс остановился на время Великой Отечественной войны, когда Сталин
с 1943 по 48-й годы активно использовал остатки Русской Церкви,
фактически стремясь сделать ее «ручной». С 48-го года вновь начинают
закрывать храмы, арестовывать священнослужителей и верующих.
Вот
свидетельство доктора исторических наук, директора государственного
архива РФ С.В.Мироненко: «Сталин был абсолютный прагматик, абсолютный
циник. И для него Церковь была удобным оружием. Когда в сентябре 43-го
года Сталин вызвал оставшихся в живых митрополитов - ведь большинство
из них было уничтожено в сталинских лагерях, о чем говорить-то! - то
разговор был такой: «Что может сделать Церковь для того, чтобы помочь
нам победить?». И после этого совершенно циничный разговор с
митрополитами: «Может быть, дать вам кремлевский паёк?» Митрополит
Алексий говорит: «Да нет, спасибо, мы на рынке купим». - «Ну, может
быть, вам машины дать?» Понимаете? Стремление подкупить Церковь,
подчинить ее сегодняшним, сиюминутным интересам - я думаю, это
единственное, что имело значение для Сталина».
За весь период
советской власти любой священник всегда был и оставался врагом, только
временно терпимым, ради каких-то целей. Уменьшение со временем открытых
гонений на верующих являлось следствием отнюдь не смягчения отношения
коммунистов к христианству, а того простого факта, что активных,
практикующих христиан фактически не осталось. Если вдруг таковые
появлялись, то с ними немедленно расправлялись.
Резюмируя, можно
признать, что в религиозном отношении Советский Союз был империей зла,
а советская власть - антихристианской властью в течение всего своего
правления, и одной из задач ее было - полное и окончательное
уничтожение Русской церкви и христианства вообще. Но дело не только в
этом. Нельзя забывать еще и о том влиянии на общество, на людей, что
оказала коммунистическая идеология.
По мнению доктора
исторических наук А.Б.Зубова, большего вреда России и народам России,
чем Сталин, не мог бы нанести никто. Его суммарные преступления ужасны.
Российское общество, общество всех народов России, было раздавлено и
уничтожено на своей исторической родине. «Когда я сравниваю те
удивительные дела, которые сделала кучка русских людей в эмиграции за
прошедшие 50-70 лет: сколько было написано чудных литературных
произведений, музыки, философии, сколько было положительного
религиозного деланья, - я думаю, во сколько раз больше могло быть всего
этого сделано здесь. Русский народ мог возродиться, но всё это было
погублено. И до сих пор, в общем-то, мы - народ, не умеющий ни
организовываться, ни собираться на доброе дело. Мы до сих пор - народ,
обреченный на безмолвие перед лицом любой власти. Это, во многом, дело
рук Сталина», - говорил Андрей Борисович в одной из телепередач
«Русский Взгляд».
Считаю важным напомнить, что в самом начале
гонений на Церковь еще в январе 1918 года поместный Собор Русской
Православной Церкви отлучил от Церкви тех православных христиан, кто
участвовали в убийствах невинных людей и гонениях на Церковь. Эта
анафема никогда Русской Церковью не отменялась. Она продолжает
оставаться действующей. И одним из тех, кто подпадает под ее действие,
является Сталин, как и другие руководители большевистского режима
православного вероисповедования.
О причинах недопонимания
Можно
предположить, что современные люди, в большинстве своем воспитанные в
Советском Союзе, стали более равнодушны к таким человеческим ценностям,
как жизнь, человеческое достоинство и к нравственному аспекту истории
своей страны. Многие сейчас увлечены идеей Великой Империи, которая
утрачена, и по которой многие ностальгируют. Ушла та интуиция, которая
была у людей в конце 80-х годов, когда большинство с отвращением
отворачивались от Сталина как от государственного деятеля, а в первую
очередь - как от убийцы миллионов людей, который, вслед за Лениным,
растоптал российское общество, почти полностью его уничтожил.
Наверное,
это связано и с разочарованием и усталостью народа от реформ и
кризисов. Это своего рода тоска по «сильной руке», порождающая веру в
то, что Сталин был «справедливый правитель», который сейчас бы навел
порядок, наказал бы виновных.
По мнению церковного историка
протоиерея Георгия Митрофанова, это прямое следствие того, что за
последние 20 лет так и не удалось объяснить нашему обществу, чем же
была Россия на протяжении девяти веков. Наши современники так и не
научились ценить ту Россию, которая была уничтожена большевиками, она
для них не стала своей страной. Они отчуждены от исторической,
национальной России и поэтому не могут объективно оценить деятельность
одного из главных разрушителей исторической России.
|