Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Этот материал 11.08.2009 года был опубликован порталом SPIK.KZ.
Сегодня мы знакомим читателей с представителем нового поколения
казахстанцев из числа тех, кто для себя избрал путь к вере. Аслбеку
Мусину 29 лет. Он - экономист по образованию, занимается бизнесом. В
последнее время о нём часто говорят в казахстанских СМИ. В отдельных
публикациях молодого уроженца Актобе даже называют основателем нового
течения в исламе - коранитов. Однако сам Аслбек отрицательно относится
к таким ярлыкам, считая их производным от лукавого. Особый интерес
вызывает то, что впервые в истории современного Казахстана сын
высокопоставленного чиновника из Ак-Орды не постеснялся заявить вслух о
своём отношении к исламу и о том, что является глубоко верующим
человеком. В обществе, где ещё недавно боялись даже упоминать об
исламе, такое признание равносильно взрыву бомбы. Видимо, из-за этого
все появления Мусина-младшего на публике так тщательно препарируются
общественностью. Скандальный оттенок его публичности придаёт то, что в
главном управлении мусульман Казахстана - ДУМК - весьма болезненно
отреагировали на появление нового направления и даже вынесли порицание.
Во всяком случае, выступая во время одной из телепрограмм, заместитель
верховного муфтия республики г-н Аслабеков весьма категорично отзывался
о коранитах. А кое-кто даже поспешил причислить молодых мусульман,
ратующих за то, чтобы строго следовать одному Корану, к новой
политической силе.
Сам Аслбек весьма скептически относится ко всем досужим разговорам и
считает, что пугаться нового течения в исламе бояться не следует. Он
говорит:
- Если внимательно отнестись к нашей позиции, то легко можно увидеть,
что никакой угрозы для традиционных форм ислама мы не представляем.
Представления о коранитах Казахстана зависят от точки зрения. Для
кого-то фундаментальный, так называемый радикальный ислам является
злом, а для кого-то добром.
По словам г-на Мусина, процесс исламизации Казахстана происходит, но
этот процесс идёт стихийно и беспорядочно. В то же время нельзя не
видеть того, что существуют некие силы, которые заинтересованы в
процессе дестабилизации и им не важно, происходит ли это в религиозном
ключе или в сфере экономики, политики. Этим силам, вероятно, неудобно
появление упорядоченной организации, тем более, когда речь идёт об
исламе, всегда легко прилепить любой ярлык всем, кто пытается найти
единомышленников.
По мнению Аслбека, считать его самого и его друзей, за некую новую силу, рвущуюся в политику, наивно.
- Любой хоть немного осведомленный человек понимает, что никакой силы не может представлять партия, состоящая из 50 парней, - подчёркивает он. - Себя я не в коей мере не считаю выразителем интересов какого-то класса, так как никакого класса за нами нет, одни друзья.
Впрочем, Аслбек Мусин соглашается с тем, что появление нового
направления в исламе может насторожить людей, не сведущих, для которого
само упоминание ислама страшно. В то же время он заявляет, что никакой
опасности кораниты не представляют, поскольку они выступают за
сохранение светского характера общества и государства. Более того, себя
Аслбек называет ярым антагонистом всех форм институизированной церкви,
корпоративной церковной иерархии, бюрократии. Очевидно, именно это
обстоятельство больше всего и пугает официальные управления мусульман
страны, ведь тогда наследие советских времён - ДУМК - окажется не
нужным для мусульман. Последователи ислама будут почитать только Коран,
о чём и говорит Аслбек со своими единомышленниками, возможно,
справедливо считая, что между Творцом и личностью не должно быть
никаких барьеров.
Откуда у хлопца испанская грусть
Аслбек Мусин представляет собой поколение, которое созревало после
распада СССР, когда все идеологические шоры были сброшены. Советский
Союз исчез, официальной идеологии не стало, а вместо неё пришла эпоха
потребления. Далеко не все восприняли новую культуру, как манну
небесную. Наиболее думающие люди избрали для себя иное направление. Не
исключением стал и Аслбек Мусин, для которых с детских лет было
загадкой, как объяснить наш мир. Ключевыми словами дня для него
являются «сомнение и критика». Именно они его привели к духовному
самопознанию, а поиски единомышленников привели к тем, кого сегодня
называют коранитами, - движению «Изги амал». Вот как он сам
рассказывает об этом:
- Просто
была группа молодых людей, которым не безразлично, что происходит с
нашим народом в плане духовном и интеллектуальном, и я к ним попал. Мы
наблюдаем дегенерацию духовного потенциала, у многих моих сверстников
нет привычки читать, что приводит к тому, что они не научились взросло
смотреть на мир. Мировоззрением последние 70 лет для нас был
марксизм-ленинизм, худо-бедно, но он выполнял свою функцию, мы были
читающей нацией, нацией с научным миропониманием. А на сегодняшний
момент мы потеряли этот потенциал. Я, может, из последнего поколения,
которое приобрело не какие-то механические навыки в школе, а основы для
постижения целостной картины мира. В сегодняшний момент отсутствует
среда для интеллектуалов новой формации. Нет идеологических институтов,
которые генерировали бы ту или иную идею, либо, как на Западе, это
заменялось бы свободными собраниями философов, где собирается свет
интеллектуальной элиты, и они просто пишут и обсуждают новые идеи. В
нашем народе этого нет, так как нет партии, нет коммунизма, того, что
заставляло думать в одном ключе, и толкало бы научную мысль. Это - одна
из причин того, почему я обратился к духовному просветительству.
Однако Аслбек не согласен, что «Изги амал» призвано заполнить образовавшийся духовный вакуум в эпоху потребления: - Эпоха потребления началась в советские времена. Но этот вакуум
надо заполнять не количественно, а качественно, предоставляя каждому
человеку технологии, достижения, в том числе и духовный комфорт. Без
обращения к институизированному духовному жречеству. При этом право
выбора остается 100% за самим человеком. А мы видим, что сегодня в
исламе ли, в христианстве ли право выбора забирает жрец
(священнослужитель). Мы же предоставляем технологии в открытый доступ,
мы исполняем роль интернета. У жрецов религия - секрет, на этом
основывается понятие мистерий, ритуалов, литургий, какой-то уникальной
экзегетики писания, его интерпретации. В массах создается впечатление,
что Библия должна читаться на латинском языке, а Коран на арабском. И
возникает необходимость в корпорации определенных профессионалов. Вот
это и есть суть жречества. Да, любой образованный человек должен знать,
о чём говорит Коран или Библия. Но делать это нужно не предвзято, без
посредника в виде институтов священнослужителей или хадисов.
Аслбеку Мусину труднее, чем простому алиму. Его отец - руководитель
администрации президента страны. Именно этим объясняется повышенный
интерес к любому появлению в СМИ Мусина-младшего. Некоторые
конспирологи даже сделали далеко идущий вывод о том, что отец стоит за
духовными поисками сына. Между тем, сам Аслбек не скрывает, что отец не
одобряет его религиозности: - Взаимоотношения с отцом пролегают в плоскости нейтрального,
слегка снисходительного понимания. Никакой поддержки от него я не
получаю, а уж тем более нет речи о государственной помощи. Нам не
предоставляются трибуны в парламенте, на «Хабаре» и других телеканалах.
Однако и без этого Аслбек Мусин и выбранное им направление в исламе
получают известность в нашей стране. Очевидно, общество нуждается в
новой идеологии, пусть даже она и носит религиозный характер.
Если же посмотреть все ваши посты, то как раз вы и стараетесь выставить нас эдакими "гадкими утятами", посмевшими критиковать "святую сунну". Не было ни одного примирительного комментария. А ведь по большому счету только Коран может всех объединить. Стоит всем де-факто начать считать Писание Бога приоритетным в отношениях между мусульманами, да и не только, как тут же основы для противоречия друг другу не станет. А все, что стоит вне Корана имеет право на исполнение каждым по своему усмотрению, без навязывания его другим и тем более, не беря его в основу оценки против людей. Т.е. придерживайтесь сколько угодно хадисам, но не выдавайте их за основу религии на уровне Корана и не обвиняйте в ереси тех, кто не таков как вы. Неужели и в правду кто-то думает, что Кораном можно заблудиться или внести раскол среди преданных Богу людей? Виновниками будут не те, кто признает Божественным только Коран, а кто те, кто яростно защищает свою традицию в пику Корану.
Разность мнений допускается в рамках мусульманской этики, уходящей своими корнями в смыслы Писания и пророческого наследия, когда люди с противоположными воззрениями не устраивают ораторские ристалища, не унижают и не оскорбляют друг друга, а находятся в поиске истинного и более рационального, через аргументацию оппонента открывая для себя доселе неизвестное, большее и прося в этом помощи у Всевышнего. Неправильный подход в решении проблем или спорных вопросов обычно разъединяет и ставит людей по разные стороны баррикад, при этом каждый считает, что прав только он. Это недопустимо и противоречит Божьему повелению. Пусть даже люди не соглашаются друг с другом, но ведь они могут продолжать созидательный путь, двигаясь параллельно, не мешая друг другу, не претендуя на Истину, а лишь стремясь к ней. Нет смысла останавливаться в потоке столь быстро уходящего времени и "биться лбами" до потери сознания. К однобокому решению проблемы может призывать лишь ненасытное эго, облачающееся в доспехи "смелости и мужества, религиозности и благородства". Примеров тому в истории достаточно. Творец призывает нас к единению посредством веры и Священного Писания. Мы же как часто бывает по глупости человеческой, посредством Корана и нашей убежденности разъединяем ряды верующих, противопоставляя себя другим. Люди, громогласно объявляющие себя "борцами за веру", могут быть недостаточно компетентны при вынесении каких либо решений, могут не учитывать различные аспекты или просто не желают учитывать их из личных, корыстных или эмоциональных побуждений. Резкие, необдуманные действия и решения часто приводят к ошибкам и заблуждениям. Рост личности как в интеллектуальном, так и в духовном происходит на протяжении всей мирской жизни. Всякому человеку свойственно периодически меняться, главное, чтобы амплитуда изменений не доходила до критического максимума: необдуманные поступки, разрушение отношений, крайности в поведении.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]