Второе: эти идеологии являются реакционными по своей сути, что делает их неавтономными, нецелостными и, что самое главное, управляемыми теми, кого они провозглашают в качестве противников.
Учение саудовского «салафизма», объявляющее Запад средоточием зла и неверия, в глобальном масштабе выполняет роль маячка наведения для американских ракет, сил быстрого реагирования и регулярных войск.
Обратите внимание: там, где появляется «салафизм», очень скоро появляется Пятый американский флот!
- Как рождается религиозный радикализм? Из чего складываются составляющие для того, чтобы человек однажды сказал, что готов взять в руки оружие для отстаивания своей веры?
- По всей вероятности, идёт отождествление понятий «экстремизма» и «радикализма». Однако, этимология этих слов неодинакова и, более того, противоположна. Оба имеют латинское происхождение. Экстремизм происходит от слова extremus - крайний, удаленный от центра, от основы. Радикализм происходит от слова radix - корень, то есть наоборот, близкий к центру, к основе. Поэтому думаю, что следует разделять эти понятия.
Чтобы человек взял в руки оружие для отстаивания того, что ему дорого, достаточно убедить этого человека в том, что он может это (дорогое ему) потерять. Так обычно происходит во время войн. Когда враг вторгается в твой дом, естественной реакцией на это будет оборона с оружием в руках. Это следует помнить, рассуждая о войнах вообще, в том числе, о тех из них, где религиозные мотивы играют существенную роль.
Другое дело, когда свои убеждения люди готовы навязывать силой. Для этого, как правило, достаточно заставить человека действовать иррационально, повинуясь эмоциям. Вот здесь ключевую роль играет религия, точнее понимание религии, основанное на принципе авторитета. Авторитета предков, священника, муллы, традиции, большинства. Такая иррациональная вера не основывается на рациональном осмыслении человеком причин и мотивов своих поступков, но на эмоциональных категориях конформизма.
На мой взгляд, в основе иррациональной веры, ответственной за религиозный экстремизм и фанатизм, лежат такие феномены, как самоидентификация, самоотождествление, самовосприятие и др. Человеку необходимо как воздух, а может быть больше чем воздух, определить себя в коллективе, в обществе, приобрести статус. Для этого он ищет одобрения своих поступков в глазах других, сначала родителей, потом друзей, подчиненных или начальников, мужчина в женщине, женщина в мужчине и т.д. Проще говоря, иррациональная, естественная «вера» основана на подчинении базовым инстинктам человека, в отличие от той Веры, которая описывается в Коране, которая должна быть основана на преодолении инстинктов через Разум.
- Тревожит то, что зачастую инициаторами радикального экстремизма выступают муллы, что видим на примере ряда стран. Как правило, человек, приходящий к вере, склонен прислушиваться к мнению священнослужителей, чем, и пользуются недобросовестные служители культа. Простите за такую советскую терминологию, но в данном случае она более чем уместна. Ведь большинство верующих часто не различают, где свет, а где тьма и потому принимают за откровения слова проповедников, которые не всегда правы. Как вы прокомментируете это?
- Подобная терминология более чем уместна. Лучше не скажешь. Интересно, что в Коране в отношении мулл применено именно такое описание.
Институт жречества является девиацией, отклонением от принципов, определенных в Коране, где сама идея посредничества между Богом и человеком осуждается радикально. Жрецы, эксплуатируя психологические страхи и ожидания большинства людей, создают религиозные традиции, где сами занимают привилегированное положение, одновременно теоретически оправдывая социально-экономическую несправедливость в обществе.
Однако ответственность за искажение Веры и заблуждение масс лежит не только на жрецах, но и на самих заблудших. Бог не меняет положения людей, пока они сами не изменят себя.
- Вера - это право каждого человека. Однако, так или иначе человек не может оставаться вне общества и поэтому это затрагивает нас всех, особенно если речь идёт об экстремизме. Религиозный экстремизм не появляется сам по себе. В чём, по вашему мнению, его истоки в республиках Центральной Азии?
- Причина распространения религиозного экстремизма в Казахстане, на мой взгляд, имеет двойственную природу.
Первое, Казахстан - это часть мусульманской цивилизации, поэтому апелляция к прошлому уже предполагает возврат к мусульманской форме самоидентфикации.
Второе, экспорт религии, осуществляемый «мусульманскими» странами, такими как Саудовская Аравия, Пакистан, Турция и др.
Либеральное законодательство и отсутствие целостной государственной политики в отношении деятельности религиозных организаций облегчают распространение вредоносных учений и сект.
Следует также сказать, что религиозный экстремизм экспортируется в Казахстан не только из «мусульманских» стран. Иррациональные культы проповедуются протестантами, ведантистами, сайентологами, шаманистами-тенгрианцами, эзотериками и прочими.
- Может ли религиозный экстремизм родиться в Казахстане - стране с полиэтническим составом и многоконфессиональным укладом? Ведь Коран говорит о том, что религия - дело совести каждого человека и запрещает насилие для насаждения ислама. Как там сказано: «Кто хочет – пусть уверует, а кто не хочет, пусть отклонится»…
- Экстремизм может родиться и прижиться везде, где люди не думают своей головой.
Вы правы, Коран говорит именно об этом. Навязывание своих взглядов силой запрещено Богом. Человек должен обладать правом самостоятельно принимать решения относительно своей веры.
- Если у нас появятся экстремисты, то страна может оказаться на грани исчезновения или гражданской войны. Нам это надо?
- Нам это не надо.
- Ислам часто называют религией справедливости. Насколько правомерно сегодня об этом говорить, когда мы видим так много несправедливого и в странах с преимущественно мусульманским населением? Расслоение общества на богатых и бедных, безработица, миграция - всё это есть и в Казахстане…
- Я бы сказал, что Ислам - это религия стремления к справедливости, так как в Коране сказано, что неравенство и несправедливость есть неотъемлемые условия этого мира. Если бы их не было, то не было смысла в сотворении человека, ибо Человек есть нечто, что должно пройти испытание, преодолеть соблазны и искушения.
Причина отсталости и поражения «мусульманских» народов лежит в отклонении их сознания от Корана в сторону человеческих традиций.
- Аслбек, не так давно муфтият республики издал фетву, в которой призывал предать лично вас остракизму. Причины подобного решения? И насколько допустима для священнослужителей подобная нетерпимость к своему единоверцу?
- Мотивация поступков этих людей вполне понятна - инстинкт выживания. Нетерпимость укладывается в логику их церковного мышления. Странно, что они не называют себя Инквизицией и не призывают жечь всех несогласных на кострах.