Газета «Наш
Мир» Через несколько недель после того как утихли споры вокруг халяльных гамбургеров, которые начала предлагать французская сеть ресторанов, в Париже открылась выставка продовольственных товаров, где представлены халяльные продукты питания.
Скандал вокруг халяльных гамбургеров вспыхнул, когда одна из французских сетей быстрого питания Quick сообщила, что в восьми ее ресторанах подается халяльное мясо. Это привело к тому, что мэр города, где находится один из таких ресторанов, подал официальную жалобу, обвинив Quick в дискриминации немусульман.
Через некоторое время французский министр сельского хозяйства Бруно Ле-Мэр также подогрел страсти, объявив, что рестораны, которые «убирают всю свинину» из своих меню, «действуют в интересах одной религиозной общины, что противоречит принципам и духу французской республики».
Эти споры произвели неприятное впечатление на жителей Франции, которую еще недавно лихорадили многомесячные дебаты о национальном самосознании, инициированные французским правительством, по завершении которых осталось больше вопросов, чем ответов.
Но, так или иначе, во время ежегодной парижской выставки, посвященной продуктам питания снекового направления и «быстрому» питанию, на которой также была представлена продукция халяла, все недоразумения были забыты.
Рынок халяльных продуктов до сих пор остается нишевым, однако отрасль развивается огромными темпами. Крупные продовольственные конгломераты, привлеченные ежегодными 15% роста халяльного рынка, вступили в борьбу с компаниями, традиционно доминирующими в этом секторе.
Специалист в области халяльных продуктов питания и профессор парижской бизнес-школы ESSEC Седомир Нестрович, предсказывает, что «со временем, этот рынок превзойдет отрасль органических продуктов».
Сегодня во Франции проживает крупнейшая в Европе мусульманская община, которая насчитывает 5 миллионов человек.
Для местных продовольственных компаний привлекательность халяла объясняется тем, что его потребителями являются обеспеченные местные мусульмане или многочисленные иммигранты, которые с удовольствием потребляют продукты западного типа, но при этом предпочитают не отказываются от своих религиозных традиций.
«Многие молодые люди стремятся к современному питанию, однако неохотно расстаются со своими корнями», поясняет специалист в области этнического маркетинга Навел Дехири.
По данным французского института Solis, сертифицированные халяльные продукты покупают 90% французской общины мусульман, тратя при этом 5,5 миллиарда евро.
Отвечая на столь высокий уровень спроса, французские магазины и супермаркеты предлагают богатый выбор готовых блюд типа пиццы, приготовленных как халял.
Тем не менее, более динамичному развитию рынка мешает проблема сертификации халяла, указывают специалисты. Стандарты халяльной продукции пока не оговорены в государственных правилах и законах о защите прав потребителей, вследствие чего подтверждение соответствия продукции нормам «халяла» действительно часто составляет проблему.
|