Газета «Наш
Мир» Русская православная церковь Московского
патриархата (РПЦ МП) стремительно и неустанно наращивает свою
миссионерскую активность. Недавно РПЦ нашла новую форму такой
активности: лоббирование интересов крупного иностранного капитала.
Глава отдела МП по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей
Всеволод Чаплин направил письмо председателю совета директоров
"Газпрома", первому вице-премьеру Виктору Зубкову с просьбой продавать
российский газ напрямую химическим предприятиям Украины. Отец Всеволод
продемонстрировал недюжинные познания в природе газохимического бизнеса:
письмо содержит предложение использовать "толлинговые схемы" либо
поставлять газ по ценам, "позволяющим им (украинским химическим
гигантам. — С.Б.) выпускать конкурентоспособную продукцию". В том же
письме указана причина иерейских хлопот: украинские химзаводы оказывают
"существенную помощь" Украинской православной церкви Московского
патриархата.
Непонятно, правда, как бедствующие (в их собственном понимании) без
дешевого российского газа предприятия находят солидные средства на
помощь церкви, — но это уже другой вопрос.
Надо сказать, что на протяжении последнего года РПЦ особо активно
внедряла эффективный церковный менеджмент, изобретая передовые способы
приблизиться к своей пастве, реальной и потенциальной. Так, во имя
торжества православия был проведен российско-украинский мотопробег
брутальных байкеров, символом которого стала непорочная девица с
обнаженной грудью. Вослед мотопробегу церковь ударила по духовному
бездорожью и разгильдяйству православным рок-туром. Потом настал
"Православный Селигер", проведенный патриархией совместно с
ультранабожным и вообще высоконравственным движением "Наши". (Намедни
непосредственный начальник "Православного Селигера", имя которого я не
привожу по соображениям социальной гигиены, назвал взрывы в московском
метро 29 марта делом рук и "первым успехом" российской оппозиции. Надо
думать, перед таким заявлением он истово помолился.)
На финише 2009 года патриархия совершила еще один духовный подвиг,
срочно, буквально за несколько дней пролоббировав передачу чудотворной
Торопецкой иконы Божией Матери — одной из главных православных святынь —
из петербургского Русского музея в церковь при элитном коттеджном
поселке Княжье Озеро близ Москвы. В некий "храм для избранных", который
на официальном сайте Княжьего Озера объявлен элементом
VIP-инфраструктуры поселка и приравнен тем самым к ресторану и зоопарку.
Дальше — больше. Едва получив в свое полное распоряжение Новодевичий
монастырь, РПЦ МП немедленно приступила к выселению расположенных там
реставрационных мастерских Государственного Исторического музея,
отвечавших среди прочего и за сохранность икон в храмах самого монастыря
("МК" писал об этом вчера). Ну а апофеозом новейшей православной миссии
стало письмо в поддержку украинского химпрома.
Тем временем у русских православных людей случались и другие проблемы.
Кого-то власти в порыве азарта выселяли из бедных жилищ. Кого-то —
пачками убивали менты. Кто-то мучительно умирал в тюрьме под пытками. А
кого-то — таранили насквозь нефтяные "Мерседесы".
Все эти истории много обсуждались в русском обществе. Но церковь глухо
молчала. Не вмешивалась никак. Видимо, не посчитав проблемы
рабоче-крестьянско-интеллигентского быдла достойными своего внимания.
Действительно: по сравнению с владельцами Княжьего Озера или
сопредельными химическими магнатами — что хорошего могут сделать для
Московского патриархата простые граждане? Да ни фига! Такая вот миссия,
понимаешь.
Дело, впрочем, не в скандальном письме церковного иерарха в "Газпром".
Будучи умным человеком, протоиерей Чаплин прекрасно знает, что на его
цидульку всем наплевать. Она не принесет результата и нужна разве что
для формальной отчетности перед украинскими спонсорами. Потому и
направлено письмо на имя г-на Зубкова, который в "Газпроме" практически
ничего не решает. (А не Владимиру Путину или хотя бы Алексею Миллеру,
например.) Если "Газпром" и согласится ввести льготные цены на газ для
братских химиков, то, наверное, в обмен на солидную долю собственности в
украинском химпроме, а не благодаря богоугодным прошениям о толлинге.
Хуже — другое.
Первое. РПЦ МП, видимо, совсем перестала интересоваться мнением паствы.
Иначе бы не плодила с повышенной скоростью скандальные бумаги и
поступки. Патриархию теперь интересуют скорее всего только богатые
спонсоры и чиновные покровители. А не количество и качество рядовых
прихожан.
Второе. И главное. Русскому народу, кажется, снова стало совершенно
наплевать на свою церковь. Ведь если бы было не наплевать, то
благочестивое письмо в "Газпром" породило бы грандиозный скандал. Но —
ничего не произошло. Наверное, пара миллионов россиян прочитали обо всей
этой химической истории в Интернете и посмеялись (или сдержанно
улыбнулись). Еще 140 млн. чел. историю эту вообще не заметили. Потому
что уже неважно, чем занимается церковь, кого и какими средствами она
окормляет и пестует.
Такое безразличие народа к церкви в истории России уже бывало. Например,
в XIX—XX веках. И когда наступили большевистские гонения на
православие, защищать церковь оказалось некому.
К такому же финалу идем и сегодня.
Но, возможно, это не только плохо, но и хорошо. Ведь то, чему суждено
возродиться, должно сначала подойти к краю гибели.
Например. Холокост привел к тому, что исполнился Завет, и евреи
вернулись в Святую Землю. Создали свое государство. Не случайно
количество жертв Холокоста почти совпадает с нынешним еврейским
населением Израиля.
Секуляризация Европы была нужна и важна, чтобы европеец снова получил
возможность стать христианином не по традиции, а по вере, не по
привычке, а по призванию.
И если для возрождения православия в России исторически необходим
сегодняшний рыночный балаган, значит — так тому и быть. |