Газета
«Наш
Мир» 18 мая в Мирзо-Улугбекском районном суде по уголовным делам столицы Узбекистана прошло слушание по делу восьмерых работников и прихожан Ташкентской городской Церкви Христа, обвиненных по нескольким статьям Кодекса об административной ответственности: 194 – «Невыполнение законных требований работника милиции», 195 – «Противодействие выполнению служебного долга работниками милиции», 240 – «Нарушение законодательства о религиозных организациях» и 241 – «Нарушение порядка преподавания религиозных вероучений».
В итоге трое обвиняемых – заместитель пастора Ташкентской городской Церкви Христа Артур Аванесян и двое прихожан – получили по 15 суток административного ареста, бухгалтер и кассир церкви наказаны выплатой штрафа в размере 80 минимальных размеров заработной платы (МРЗП) – 3.014.400 сумов, а еще трое прихожан – штрафом в размере пяти МРЗП или 188.400 сумов.
Как выяснилось на суде, поводом для возбуждения административного дела против восьмерых работников и прихожан Церкви Христа послужило заявление жителя Ташкента Шавката Ишмухамедова от 15 мая, согласно которому он 9 мая вместе со своим пятилетним сыном прогуливался возле церкви, расположенной по адресу: 1-й Саларский тупик, 13. Во время прогулки его сын потерялся, а через пять минут нашелся сидящим в молитвенном зале Церкви, где ему, якобы, незаконно проповедовали учение Христа.
На следующий день после подачи Ишмухамедовым заявления в милицию сотрудники Мирзо-Улугбекского РУВД наведались в церковь, учинили там обыск, по итогам которого задержали восьмерых ее работников и прихожан, сутки продержали их в камерах РУВД, а затем отпустили с условием, что они на следующий день явятся в суд.
По словам осужденных, во время воскресного богослужения, приблизительно в 11 часов дня, в церковь пришли свыше десятка незнакомых людей, которые, не предъявив удостоверений личности, начали снимать происходящее в церкви на видеокамеры, а по окончании службы – стали останавливать выходящих прихожан, которых было более 500 человек, и переписывать их паспортные данные, а также номера припаркованных у церкви автомобилей.
При этом несколько сотрудников милиции случайно оказались заснятыми на фотокамеры мобильных телефонов двоих прихожан, которые во дворе церкви снимали своих друзей. Их телефоны тут же были отобраны, а невольные видеооператоры задержаны и впоследствии получили по 15 суток ареста.
Еще трое прихожан были задержаны и препровождены в РУВД за то, что отказались написать объяснительные по поводу их визита в церковь. Все они, по итогам суда, были оштрафованы на пять МРЗП по статьям 194 и 195.
Параллельно работники милиции начали производить несанкционированный обыск церкви, который длился почти пять часов. За это время они осмотрели абсолютно все помещения церкви и без присутствия понятых вскрыли все запертые шкафы, в том числе две урны для добровольных пожертвований прихожан, из которых была изъята сумма в размере 1 млн. 47 тысяч сумов и, по словам работников церкви, неизвестно откуда взявшиеся 125 долларов США.
Вместе с сотрудниками милиции в обыске принимали участие представители налоговой, пожарной и санитарно-эпидемиологической служб, которые также обнаружили для себя много «интересного», в результате чего церковь была закрыта и опечатана. Видимо, теперь и со стороны этих служб последуют всевозможные санкции.
По итогам обыска сотрудниками милиции было изъято несколько десятков компакт-дисков с фильмами религиозного содержания, все бухгалтерские документы, шесть компьютеров и два принтера. Забегая вперед, скажем, что, согласно решению суда, диски подлежат уничтожению, а оргтехника обращена в доход государства. Об изъятых из урн деньгах в решении суда не сказано ни слова.
Также были изъяты 392 расписки прихожан, согласно которым их несовершеннолетним детям разрешается посещать церковь. Интересно, что в ходе последующего суда эти расписки были пересчитаны, и их оказалось 389. Куда делись еще три расписки, выяснить не удалось.
Во время обыска на служителей церкви и задержанных прихожан оказывалось всестороннее давление. К примеру, от одного из прихожан – этнического узбека Баходыра Адамбаева, получившего 15 суток ареста, – сотрудники милиции в грубой форме добивались, почему тот не знает узбекского языка и зачем он вообще ходит в христианскую церковь. Позже в РУВД с него зачем-то сняли отпечатки пальцев, что допустимо только в случае возбуждения уголовного, а никак не административного дела.
В РУВД всех восьмерых содержали в невыносимых условиях: в камерах отсутствовали стулья и кровати, и все они провели ночь на голом полу. При этом еда, принесенная родственниками задержанных, до них так и не дошла.
Церковь Христа является религиозной организацией, официально зарегистрированной Управлением юстиции Ташкента в августе 1999 года. С тех пор никаких нареканий в ее адрес со стороны правоохранительных органов или других структур властей не было. Последняя проверка со стороны Управления юстиции была проведена всего два месяца назад, и в ходе ее никаких нарушений в деятельности церкви выявлено не было.
Исходя из того, что церковь опечатана до сих пор, в следующее воскресенье служба проводиться в ней, видимо, не будет, из чего можно сделать вывод, что совершенно абсурдное по своей сути заявление, ставшее основанием для возбуждения административного дела, последующий обыск и задержание служителей и прихожан церкви и итоговый обвинительный приговор были направлены на ее последующее закрытие. Для чего это понадобилось властям, пока неизвестно.
|