Газета «Наш
Мир» 5-го апреля в Петропавловске состоялось совещание с участием представителей Петропавловского отделения Южно-Уральской железной дороги, «РусАгроТранса», Северо-Казахстанского представительства Продовольственной контрактной корпорации и некоторых зерновых компаний Северного Казахстана.
Главный вопрос, который обсуждался на встрече: отгрузка зерна из Казахстана по российским железным дорогам.
Представители Петропавловского отделения ЮУЖД признали, что объемы отгрузки казахстанского зерна по РЖД минимальные и заметен существенный спад в сравнении с прошлогодними показателями. По их данным, за первый квартал этого года по Петропавловскому отделению Южно-Уральской железной дороги (РЖД) отгружено 79 тыс. тонн зерна и муки. И это не только казахстанские грузы, но и российские зерно и мука, отгруженные по данному отделению дороги. То есть, казахстанского зерна и муки было отгружено и того меньше. Падение объемов отгрузки зерна по Петропавловскому отделению ЮУЖД составило 53 процента к соответствующему уровню прошлого года.
Признали удручающее состояние дел и представители печально известного в Казахстане «РусАгроТранса».
-Почему казахстанские компании не отгружают зерно по РЖД? - вопрошали они. Слушая россиян можно было поверить в то, что они искренне не понимают, почему объемы отгрузки казахстанского зерна существенно снизились.
Россияне заверяли присутствовавших, что они готовы к переговорам, к обсуждению вопросов, связанных с отгрузкой и даже намекнули, что готовы пойти на определенные уступки в своей тарифной политике.
Представители Петропавловского отделения ЮУЖД в свою очередь заверяли в том, что никаких проблем с отгрузкой казахстанских вагонов на Россию не существует. В частности, Сергей Глуховский сообщил, что в настоящее время имеется несколько десятков порожних казахстанских вагонов, готовых к погрузке в любое удобное для грузоотправителей время.
Представитель «РусАгроТранса» Вячеслав Горлов призвал североказахстанских зернотрейдеров объединиться и сообща обратиться к акиму Северо-Казахстанской области с ходатайством изыскать из местного бюджета средства на компенсацию казахстанским экспортерам за отгрузку зерна по российским железным дорогам.
В качестве примера он привел руководство Новосибирской области РФ, которое компенсирует своим трейдерам отгрузку зерна по РЖД из расчета 300 рублей за тонну зерна, закупленного у сельхозтоваропроизводителей региона.
Представители «РусАгроТранса» заверяли присутствовавших, что они готовы к переговорам, но до сих пор ни одна казахстанская компания не обращалась к ним с претензиями по поводу завышенных тарифов и просьбой о пересмотре тарифной политики.
-Давайте общаться, давайте обсуждать эти вопросы. Мы открыты для переговоров, - заверял Вячеслав Горлов. На призыв представителей «РусАгроТранса» высказаться по обсуждаемой теме откликнулась присутствовавшая на совещании руководительТОО «Северное Зерно» Светлана Карабанова и заявила следующее:
- Я хочу извиниться за компанию «Бамбек». На самом деле настолько безобразное поведение в прессе. Меня уже и прокуратура спрашивала: «Вам мешают грузиться на Россию?». Нам никто не мешает. Я не знаю, откуда такие домыслы. Честно говоря, ну по крайней мере мне стыдно, что такая компания работает рядом с нами. Потому что, некомпетентность руководства и менеджеров «Бамбек» приводит непонятно к чему. К вот этим, на самом деле, лишним разговорам, лишним разборкам. Если люди не умеют работать, то это не значит, что все остальные плохие…
Светлана Карабанова, надо сказать, поразила многих слушавших этот ее спич. Дело в том, что до нее никто на этом совещании не упоминал компанию «Бамбек». А тут вдруг, ни с того ни с сего, такая вот тирада в адрес Северо-Казахстанской зерновой компании.
Может, Карабанова имела в виду конфликтную ситуацию, возникшую на станции «Булаево» между ТОО «Бамбек» и работниками Петропавловского отделения ЮУЖД из-за того, что железнодорожники под разными предлогами тормозили отгрузку зерна, принадлежащего трейдерской компании?
Так по этому делу уже имеется «Представление об устранении нарушений законности», адресованное начальнику Петропавловского отделения ЮУЖД П,Мелашенко от исполняющего обязанности Северо-Казахстанского транспортного прокурора Ж. Аимбетова. В документе говорится следующее:
«Северо-Казахстанской транспортной прокуратурой по обращению товарищества с ограниченной ответственностью «БАМБЕК», проведена проверка применения законодательства, направленного на обеспечение защиты прав предпринимательской деятельности в ДП «Петропавловское отделение» ФГУП «ЮУЖД» МПС РФ. в ходе которой установлены нарушения гражданского законодательства Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» и правил перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Так, 25.01.2010 г. в региональном агентстве фирменного транспортного обслуживания ДП «Петропавловское отделение» ФГУП «ЮУЖД» МПС РФ зарегистрирована заявка № 001681487 на перевозку грузов- пшеницы ТОО «БАМБЕК» в количестве 1088 тонн в 16 казахстанских вагонах-зерновозах, до станций Худжанд (Таджикистан), Сары-Агач (Узбекистан) Бекабад (Таджикистан), ООО «Точагро». Заявка принята и согласована в установленном порядке перевозчиком, на срок, с 26.01.2010 г. по 9.03.2010 г. включительно.
Основанием для подачи заявки грузоотправителя ТОО «БАМБЕК» послужил договор № 04/0333-Д от 14.10.2009 г. «на организацию перевозок грузов» заключенный между «Исполнителем» ДП «Петропавловское отделение» ФГУП «ЮУЖД» МПС РФ и «Заказчиком» ТОО «БАМБЕК». Договор заключен на срок с 14.10.2009 г. по 14.10.2010 г.
В силу пункта 1.2. указанного договора стороны пришли к соглашению о том, что при его исполнении руководствоваться требованиями Гражданского Кодекса Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» и другими нормативными актами, регулирующими взаимоотношения сторон в области железнодорожного транспорта. Однако, в нарушение принятого соглашения, а также, требований Конституции Республики Казахстан, п. 2 ст. 2 , ст. 6 , п/п 1 ст. 7, ст. 378, ст.ст. 380 и 382 Гражданского Кодекса Республики Казахстан ДП «Петропавловское отделение» ФГУП «ЮУЖД» МПС РФ в отношении ТОО «БАМБЕК» необоснованно руководствовалось Уставом железных дорог Российской Федерации и Правилами перевозок железнодорожным транспортом Российской Федерации. В частности, в отношении ТОО «БАМБЕК» отделением дороги, незаконно применена норма ст. 11 Устава РФ, отказ в принятии груза на Булаевском элеваторе в период, с 9 марта 2010 г., по причине истечения срока действия заявки на перевозку груза-пшеницы.
В силу пунктов 3.1.1., 3.3.1, 4.3. условий вышеуказанного договора ДП «Петропавловское отделение» ФГУП «ЮУЖД» МПС РФ обязалось: оказывать ТОО «БАМБЕК» услуги по перевозке грузов на железнодорожных станциях Петропавловского отделения ЮУЖД расположенных на территории Республики Казахстан, стран СНГ и дальнего зарубежья (транзитом через Казахстан); подавать ТОО «БАМБЕК» вагоны под погрузку в соответствии с согласованной заявкой, в установленные объемы и сроки; в соответствии с согласованной заявкой отгружать Заказчику запланированное количество грузов, обеспечивая привлечение к перевозкам не менее 2000 тонн в месяц, в вагонах ОАО «РЖД», либо в собственных или арендованных вагонах.
Также, ДП «Петропавловское отделение» ФГУП «ЮУЖД» МПС РФ обязалось, при наличии денежных средств на счете ТОО «БАМБЕК» обеспечить своевременное оказание транспортных услуг в соответствии с перечнем, указанном в договоре.
Платежным поручением № 150 от 15.10.2009 г. ТОО «БАМБЕК» осуществило предоплату за перевозку груза ( ж/д услуги и тариф) согласно счета № 11 09.10.2009 г.
Однако, ДП «Петропавловское отделение» ФГУП «ЮУЖД» МПС РФ принятые обязательства не исполнила.
В соответствии с требованиями ст. 692 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, пунктов 16-1 и 19 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, по договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель –предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.
Перевозчик обеспечивает своевременную и ритмичную подачу вагонов по всем пунктам погрузки грузов в соответствии с принятыми заявками по плану перевозок.
Однако, в нарушение требований законодательства, ДП «Петропавловское отделение» ФГУП «ЮУЖД» МПС РФ отказало в организации перевозок, прибывшие под погрузку пшеницей в адрес ТОО «БАМБЕК» вагоны зерновозы, по распоряжению грузового отдела ДП «Петропавловское отделение» были задержаны под погрузку и простояли пустопорожними, сверх установленной нормы с 17.02.2010 г. по 8.03.2010 г. на станционных путях общего пользования г.Булаево.
Только лишь в последний момент, во второй половине дня 9.03.2010 г. в 16ч. местного времени вагоны-зерновозы прибывшие в адрес ТОО «БАМБЕК» были поданы под погрузку на подъездные пути Булаевского элеватора.
Свои незаконные действия ДП «Петропавловское отделение» ФГУП «ЮУЖД» МПС РФ объяснило со ссылкой на запрет к погрузке грузов, установленный железной дорогой с 17.02.2010 г. в результате «логического контроля».
Однако, как показала проверка, ни одним нормативным правовым актом в сфере железнодорожного транспорта Российской Федерации так называемый «логический контроль» не предусмотрен. Данное понятие существует только лишь на уровне действующей на отделении железной дороги компьютерной программы ТК WIN «Автоматизированное рабочее место техконторы с функциями приемо-сдатчика».
Следовательно, указанный «логический контроль» не может быть обязательным к применению. Тем более, что в заключенном между ДП «Петропавловское отделение» ФГУП «ЮУЖД» МПС РФ и ТОО «БАМБЕК» договоре об организации перевозок грузов, условий о возможном запрете к погрузке по логическому контролю, не имеется и стороны данный вопрос не оговаривали.
В соответствии с требованиями ст. 393 Гражданского Кодекса РК договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия которые признаны существенными законодательством, а также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В данном случае, соглашение о возможном «логическом контроле» и его последствиях между сторонами договора не достигнуто.
Далее, «логический контроль», как таковой, противоречит требованиям Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» (Устава железных дорог Российской Федерации) Правилам перевозок грузов железнодорожным транспортом. Поскольку, указанными нормативными правовыми актами вообще не предусматривается такая мера, как «Запрет» на погрузку и подачу вагонов, или «Запрет» на перевозку. Установленные в данных актах нормы, предусматривают только лишь временные ограничения, в виде приостановления или временного прекращения погрузки на определенный срок с последующим возобновлением.
В соответствии с требованиями ст.ст. 76 и 77 Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» стороны несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. Перевозчик за неподачу транспортных средств под погрузку в соответствии с принятой заявкой, несет ответственность в виде штрафа, исчисляемого процентах от величины месячного расчетного показателя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 83 Конституции Республики Казахстан, ст. 25 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре»,
Предлагаю:
1.Рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению нарушений законности. Организовать и провести с причастными и ответственными должностными лицами, занятия, по изучению порядка применения норм законодательства Республики Казахстан и Российской Федерации, в процессе заключения и исполнения договоров на организацию перевозок грузов.
2.Настоящее представление рассмотреть с нашим участием. О дате и времени рассмотрения уведомить письменно в прокуратуру.
3.О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить письменно с приложением документов, подтверждающих исполнение в установленный законом месячный срок».
Обратите внимание. Еще 15 октября прошлого года ТОО «Бамбек» внесло предоплату Петропавловскому отделению ЮУЖД, а ему объявили о подаче вагонов под погрузку 9-го марта этого года, продержав казахстанские пустопорожние вагоны до этого аж 20 дней.
При этом, данные вагоны, уже загруженные зерном ТОО «Бамбек» в тот же день 9-го марта, были отправлены только 31 го марта. То есть, еще 22 дня железнодорожники под разными предлогами тормозили отправку вагонов уже груженых зерном клиента.
То есть, они вредили клиенту за его же деньги!
И тут Карабанова извиняется перед железнодорожниками за клиента, который пострадал от них - железнодорожников!
И после этого утверждать, что в Петропавловском отделении ЮУЖД ничего не происходит! Ну тут, как говорится, комментарии излишни…
Светлана Карабанова на данном совещании пожаловалась россиянам, что она бы с удовольствием воспользовалась их услугами и отгружала зерно на Россию, да вот местные крестьяне, нехорошие такие, не хотят отдавать зерно за бесценок. Видите ли сто долларов за тонну им подавай!
После оставившего столько впечатлений заседания в Петропавловском отделении ЮУЖД мы в свою очередь обратились к североказахстанским зернотрейдерам с вопросом: «А почему они не отгружают зерно по российским железным дорогам и не прибегают к услугам «РусАгроТранса» и «ЛПТранса»? Как выяснилось, ни у кого нет лишних денег, чтобы переплачивать за услуги этих российских компаний. А один из десятка опрошенных нами зернотрейдеров заявил: «Чтобы вложиться в расценки российских железнодорожников и быть конкурентоспособным «на воротах» я должен закупать зерно у североказахстанских крестьян не дороже десяти тысяч тенге за тонну».
То есть, трейдеру легче убедить североказахстанских крестьян отдать ему зерно за бесценок, чем представителей всех этих российских «дочек» и «внучек» снизить расценки за свои услуги…
Крестьяне района Магжана Жумабаева, где находится известный теперь на весь Казахстан Булаевский элеватор (спасибо российским железнодорожникам!), стараются обходить этот элеватор стороной, как прокаженное место, и перебрасывают свое зерно на грузовиках на Киялинский и Смирновский элеваторы (зона действия «Целинной железной дороги КТЖ). Таким вот образом они пытаются уберечь себя от разорения…
|