Газета «Наш
Мир» Попытки распространить православие на все области светской жизни ставят вопрос о роли и функционале религии в современном обществе.
Попытки распространить православие на все области светской жизни, вплоть до модернизации экономики, с неизбежностью ставят вопрос о роли и функционале религии в современном обществе. Попробую внести свой скромный вклад в освещение данной проблемы.
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ И НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Вначале разберемся, чем мифологическое мышление отличается от научного. Принципиальный водораздел проходит по отношению к Истине.
С точки зрения мифологического или религиозного мышления из двух суждений одно обязательно ложно. При этом в процессе поиска истины по умолчанию примысливается метафизический Авторитет, носитель абсолютного знания, и суть полемики сводится к выяснению того, чье суждение ближе к системе признанных постулатов. В качестве Авторитета чаще всего используется материальный текст – Талмуд, Библия, Коран, сочинения Маркса, Ленина и т.д., а третейским судьей выступает Учитель, партийный Вождь и даже «народ».
В противовес мифологическому мышлению научное считает, что оба суждения могут быть истинными. Мы связаны с реальным, предметным миром только посредством идеальных моделей, которых может быть бесконечное множество. И у каждой модели есть своя «истина». И если модели и конкурируют друг с другом, то не по «близости к какой-то абсолютной истине», а с точки зрения того, какая из них продуктивнее для решения данной задачи при данных условиях.
Вроде бы все ясно. Оставим науке науково, а вере – ее абсолютные истины, и не будем мешать одно с другим. Но не так-то все просто.
Современная наука только в XX веке перешла от описания «как» к осмыслению «почему» это происходит. Мифология, в отличие от науки, сразу начала с первооснов.
Она не просто констатировала факт: ветер дует, снег идет, – но и пыталась объяснить причину этого явления. При этом если наука, ответив на вопрос «почему», считает свою миссию полностью выполненной, то мифология делает следующий шаг. Дав объяснение, которое в большинстве случаев происходило через наделение «живым», она сразу же выстраивала систему коммуникации и вырабатывала принципы морального поведения.
В результате, мы имеем поразительный факт. В то время как современное естествознание охватило уже все области – от микро- до макромира, а гуманитарные науки могут точно сказать, как мы описываем то или иное явление в системе моральных координат, разработка самой «моральной сетки» отдана на откуп мифологическому мышлению. Большинство человечества до сих пор руководствуется моральными принципами, сформулированными несколько тысячелетий назад.
ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИИ
Главная задача наделения предмета, животного, растения, местности, явления природы и т.д. «живым» в виде внутреннего, внешнего духа или высшего божества – это получение возможности взаимодействия с ним. Через систему ритуальных действий и жертв адепт надеется получить благосклонность «живого» или наилучшего для себя исхода.
Сам процесс наделения придерживается двух простейших принципов. Во-первых, человек проецирует на окружающую среду свои физические состояния, главные из которых – жизнь и смерть. А во-вторых, он считает, что мир духов и богов – это как бы зеркальное отражение его собственного мира с такой же иерархией и взаимосвязями.
На первой стадии анимизма, «живое» мыслилось как нечто «содержащееся внутри», неразрывно связанное с самой вещью, животным, местностью. Например, дух конкретного дерева.
Но при переходе к политеизму оно получает персонификацию, обретает форму и отделяется от своего носителя. Например, дух конкретного дерева превращается в защитника лесов – Лешего.
На этой стадии уже появляется иерархия. Во главе встали боги, отвечающие за природные стихии и общее мироустройство. Божества более низкого порядка – духи, нимфы, сатиры, отвечали либо за какое-то природное явление, либо за определенную местность. Возникли полубоги, герои, мифические животные и т.д., а также целый класс людей, выступающих посредниками между богами, духами и обыкновенными смертными. Сформировалось мировоззрение, именуемое ныне язычеством.
Далее, в силу определенных исторических реалий «живое» как множественность сводится к единству и возникает «монотеизм». Монотеистическая экспансия сопровождается выхолащиванием всяческих «духов» из объектов природы, оставляя «душу» практически только одному человеку, да и то в качестве временного пристанища. Высшей персонификацией «живого» становится бог, который и сотворил человека, а также «тварный мир». И этот «дольний мир» – ничто по сравнению с «миром горним», что обычно приводит в качестве последствия к прагматическому, инструментальному отношению как к природе, так и к людям.
Однако, существуют религии, в которых понятие бога отсутствует. В них «живое» полностью избавляется от личностных свойств, превращаясь в единый дух, логос, дао и т.д.
И наконец, материализм, который не признает ничего, кроме природы, к этому моменту уже окончательно лишенную всякого «живого». Так же, как и в монотеизме, в нем процветает «технический» взгляд на природу и людей, как объекты, требующие постоянного воздействия
Вся эта длинная классификация приведена только с одной единственной целью – хоть как-то определиться с исходными понятиями. Но кроме этого, логически продолжая цепочку «живого», можно спрогнозировать, что придет на смену монотеистическим религиям, если мы все, конечно, доживем до этого момента.
РЕЛИГИЯ И МОРАЛЬ
Человеку регулярно приходится совершать действия, требующие моральной оценки. И для этой оценки нужна какая-то точка отсчета.
Подавляющее большинство не выстраивает морально-этическую систему самостоятельно, а делегирует ее вовне либо религии, либо литературе (а в последнее время даже глянцевым журналам).
Литература, моделируя жизненные ситуации, описывает моральные последствия поступков. В результате студент, задумавший убить старуху-процентщицу, получает наглядную картину последующих душевных мук, даже если ему удастся чудом избежать уголовного преследования.
Религия выстраивает свою моральную систему, опираясь на определенный свод правил или постулатов. И именно в этом должен заключаться ее главный функционал в обществе. Она, подобно литературе, должна выстраивать цепочки от декларируемых принципов до проблем, волнующих каждого человека в повседневной жизни, и предлагать обществу свою точку зрения.
Как, например, католицизм влияет на отношение своих приверженцев к совершению абортов. Другой яркий пример – проповедь Мартина Лютера Кинга «Возлюбите врагов ваших». Начав с анализа ситуации – как отвечать афроамериканцам на постоянные притеснения со стороны белых жителей Америки, – он сумел на основе Евангелий от Матфея (5, 43-46) и от Луки (6, 27-33) выстроить убедительную систему доказательств, что исполнение заповеди о любви к врагам является не только абсолютным условием выживания, но и ключом решения всех проблем.
Результат известен – сверхтолерантность американского общества и победа Барака Обамы на президентских выборах.
Но таких примеров, к сожалению, немного.
РЕЛИГИЯ И ЭКОНОМИКА
В истории есть лишь несколько примеров положительного влияния религии на экономику.
Один из них связан с влиянием протестантской этики на становление капитализма. В «Экологии морали» уже говорилось, что одна из главных задач человеческого общества – сдерживание агрессивности своих индивидов. В экономике агрессия принимает формы безудержной алчности, а сдерживающими факторами, помимо арбитражного, административного и уголовного законодательства, выступают всевозможные кодексы чести и своды моральных правил.
На заре зарождения капитализма нужен был механизм, обеспечивающий доверие между партнерами. Стандартные методы в виде: договор – суд – наказание, ввиду географической разобщенности, местничества и коррупции часто давали сбои. А нравственного осуждения вполне можно было избежать, купив индульгенцию. Суть реформы, заложенной 95 тезисами Мартина Лютера, заключалась в отрицании распространения юрисдикции папы римского на чистилище. Иными словами, индульгенции не дают никакого отпущения грехов и, переходя на обыденный язык, если ты «кинул» своего партнера, то справедливое возмездие в виде кирпича на голову тебя обязательно настигнет. В результате, у партнеров появился дополнительный моральный сдерживающий фактор и возможность доверять компаньону-протестанту.
Теперь перейдем к российским реалиям. Являются ли воцерквленность и приверженность христианским ценностям моральными ограничителями для бизнеса?
Сомневаюсь. Слишком много примеров обратного.
Второй пример положительного влияния религии на экономику связан с исламской банковской системой. Коран запрещает ростовщичество во всех формах, то есть ссуживание денег под процент. Чтобы заниматься кредитованием, мусульманские банки, по факту, превращаются в подобие венчурных фондов, разделяя с бизнесом риски получения прибыли. Многие видные экономисты считают, что в таком подходе – будущее банковской системы.
Но по поводу христианских банков в России пока ничего не слышно.
Как вывод получаем, что пока отсутствует сама база привлечения православных ценностей в экономику кроме обыденного регулирования моральных отношений между людьми. Более того, церковь сильно рискует, связывая свое имя с российскими реалиями ведения бизнеса.
|