Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Завтра на курорте Ак-Булак под Алма-Атой открывается неформальная встреча министров иностранных дел стран -- членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), для участия в которой сегодня в южную столицу Казахстана отправляется глава МИД России Сергей Лавров.
Главная цель мероприятия, которое проводится по инициативе председательствующего в нынешнем году в ОБСЕ Казахстана, -- это добиться права проведения в Астане до конца года саммита организации. Эта идея выглядела главенствующей в программе казахстанского председательства с того момента, как в декабре 2007 года на совещании в Мадриде главы МИДов 56 стран ОБСЕ дали Казахстану, первому из государств СНГ, право возглавить эту организацию.
Поначалу в Астане надеялись, что проведение саммита удастся приурочить к торжествам по случаю 70-летия президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, которое отмечалось 6 июля. Однако очень быстро обнаружилось, что такая инициатива не находит единодушной поддержки среди членов организации. Причин тому было достаточно -- от отсутствия внятной повестки дня саммита до нежелания некоторых глав государств ехать в Астану только для того, что своим «участием в коллективном фотографировании» чествовать лидера страны, власти которой подают не лучший пример демократизации, формируя однопартийный парламент, ограничивая свободу прессы и упрятывая в тюрьму журналистов.
В этом смысле не лучшим доводом в пользу созыва саммита стало присвоение специальным законом президенту Назарбаеву в канун его юбилея звания «лидера нации». На казахском языке этот титул теперь официально звучит как «елбасы». Европейские, а точнее, западные стандарты демократических норм, лежащие в основе деятельности ОБСЕ, мало вяжутся с восточным стилем прославления лидеров автократических режимов
Одним из главных аргументов Астаны, настаивающей на необходимости проведения саммита, было то, что главы государств ОБСЕ не собирались вместе с конца прошлого века, когда в 1999 году был проведен саммит в Стамбуле. Об этом скорее всего напомнит главам дипломатий стран организации сам г-н Назарбаев, который должен выступить завтра с приветственной речью перед участниками встречи. Характерно, что тема второй ее сессии так и называется -- «Каковы цели возможного саммита ОБСЕ».
Но сначала будет обсуждаться другая проблема -- «Как развивать диалог в сфере безопасности». Трагические июньские события на юге Киргизии продемонстрировали, что организация, одной из главных целей которой значится обеспечение безопасности, оказалась бессильной достичь этих целей в Центральной Азии. Не помогло даже председательство в ОБСЕ лидера этого региона и соседа Киргизии... А ведь еще пару месяцев назад казахстанская дипломатия очень гордилась успехами своего миротворчества, позволившего вывезти из Киргизии свергнутого президента Бакиева. Теперь, после этнических погромов в Оше и Джалал-Абаде, прежние казахстанские достижения уже выглядят поблекшими.
Не случайно поэтому, что в Астане решили наверстывать упущенное. По инициативе Казахстана сейчас разрабатывается масштабный план международной помощи Киргизии. В конце июля в Бишкеке, а затем в августе в Астане при участии Всемирного банка состоятся донорские форумы. Для изучения потребностей Киргизии в восстановлении экономики и социальной инфраструктуры в эту страну на днях выезжала представительная делегация Казахстана во главе с первым вице-премьером Умирзаком Шукеевым. Не исключено, что Астана в качестве председателя ОБСЕ поддержит и предложение направить на юг Киргизии немногочисленные полицейские силы этой организации.
И тем не менее только одни эти инициативы вряд ли смогут обеспечить консенсус 56 стран, который даст Астане мандат на проведение саммита. Очевидно, для этого нужно будет продемонстрировать серьезный прогресс и в самом Казахстане.