Газета "Наш Мир" br>Специфика политики «разделяй и властвуй» построена на очень простой идее. Есть некоторый уникальный ресурс, и его владелец устраивает острую конкуренцию за доступ к нему. Так, доминирование США было построено на очень простом ресурсе - на доступе к спросу американских граждан, который позволял тем, кому он открывался, получать колоссальные прибыли. Соответственно, пользуясь этим ресурсом, США могли решать любые региональные конфликты, поскольку всегда была возможность дать «обиженной» стороне некоторые дополнительные источники получения доходов. И все было хорошо, особенно после того, как исчез СССР, который создавал альтернативную модель.
Но вот дальше начались проблемы: кризис продолжается, сокращается совокупный спрос в США, сокращается доля американского спроса в общемировом. Иными словами, сокращается тот ресурс, на котором построено американское доминирование. Но даже это - не главное, поскольку «плохо сейчас всем». Главное - что перестает работать инструмент решения региональных конфликтов. Более того, поскольку исчезает внешняя «конфетка», для США возникает страшная опасность: старые враги, негативные отношения между которыми США тщательно стимулировали, начинают искать общие точки соприкосновения. Более того, они начинают искать новые ресурсы для собственного развития, в т. ч. выдавливая из сферы своих общих интересов те же США.
И вот на встрече азиатских стран в Ханое премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао встретился с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом. И о чем же разговаривали высокие политики? Прежде всего они выступили за расширение взаимовыгодного сотрудничества и защиту мира и спокойствия в пограничных районах. Вэнь Цзябао заявил, что на планете имеется достаточное пространство для совместного развития Китая и Индии, а также достаточно сфер для налаживания сотрудничества между двумя странами. Взаимодействие между Китаем и Индией, странами с древней историей и огромным количеством населения, окажет важное влияние на весь мир, так что обе страны должны неизменно поддерживать китайско-индийскую дружбу, укреплять политическое доверие и непрерывно углублять китайско-индийское партнерство и стратегическое сотрудничество.
Это - плевок в лицо США. Фактически Китай предлагает Индии прекратить многочисленные конфликты, практически неизбежные для двух региональных лидеров, поскольку у них есть другие, более важные и актуальные задачи.
Но посмотрим, что было дальше. Китайская сторона, продолжил Вэнь Цзябао, намерена приложить совместные с Индией усилия по расширению сфер двустороннего сотрудничества и поиска новой модели взаимодействия в целях содействия продолжительному росту торговли и инвестиций между странами. Глава китайского правительства также призвал активизировать контакты и координацию в решении таких глобальных вопросов, как реформы международной финансовой системы, борьба с климатическими изменениями, обеспечение энергетической и продовольственной безопасности, предотвращение и ликвидация последствий стихийных бедствий, борьба с терроризмом, защита интересов развивающихся государств.
О! Китай предлагает Индии решать вопросы, во-первых, совершенно не регионального, а глобального характера. А во-вторых, решать их вдвоем, без указки «большого брата». Более того, он фактически говорит о том, что систему политических, экономических и геополитических отношений они могут и должны строить заново, поскольку (это не говорится, но очевидно следует из контекста) старая, «америкоцентричная» система уже никуда не годится.
И Вэнь Цзябао получает ответ. Полностью разделив его мнение, Манмохан Сингх указал, что в течение 60 лет после установления дипотношений индийско-китайские связи непрерывно развивались, что принесло реальную выгоду обеим странам и их народам. Индия и Китай являются не соперниками, а друзьями и партнерами. Индийское правительство придает большое значение развитию отношений с Китаем и готово приложить совместные с Китаем усилия по активизации контактов на высоком уровне и консультаций на разных уровнях, расширению взаимовыгодного сотрудничества и согласованных действий в международных и региональных делах. Индия приветствует капиталовложения китайских предпринимателей и поощряет своих предпринимателей вкладывать инвестиции в китайскую экономику.
Т. е. Индия готова не просто работать вместе с Китаем, но и отказаться от действующей много десятилетий позиции, что Китай во всех проявлениях своей политики является ее конкурентом и даже врагом. Такой подход совершенно невозможен, если рассматривать эти две страны только в рамках Южной и Юго-Восточной Азии - зато понятен, если тот «сосуд», в котором они находятся, существенно расширяется... Очень существенно.
Ну и в заключение - чисто протокольные моменты: главы правительств двух стран были единодушны в признании необходимости поддерживать мир и спокойствие в пограничных районах. Китай и Индия, учитывая интересы и заботы друг друга, приложат усилия для поиска справедливого и всеобъемлющего варианта решения пограничного вопроса в духе мира, дружбы, равенства, консультаций, взаимного уважения и взаимопонимания. В переводе на русский язык - «мы сами обо все договоримся, всем остальным можно не беспокоиться».
В общем, такие встречи дорогого стоят и в некотором смысле являются катастрофой для внешней политики США. Китай и Индия - это не просто крупнейшие в мире страны (по населению, во всяком случае). Это еще и две единственные на сегодня страны в мире, которые могут построить серьезную систему разделения труда с достаточно высоким технологическим уровнем на базе внутренних рынков. Это - две единственные страны в мире, которым тот ресурс, за
|