Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
На аварийной станции «Фукусима» продолжается утечка радиации. Ее показатели растут настолько угрожающе, что сегодня руководство АЭС объявило о повышении уровня опасности чрезвычайной ситуации. Лучше других масштаб бедствия представляют себе ликвидаторы аварии на «Фукусиме» – 50 человек, которых одни называют смертниками, а другие – героями. Впрочем, именно с этими людьми нация связывает надежды на благополучное разрешение кризиса на АЭС.
О том, как спасают станцию, расскажет Алексей Лазуренко.
Сегодня японские власти впервые официально признали: единственный способ предотвратить масштабную катастрофу и остановить утечку радиации – это так называемый «чернобыльский сценарий». Над реакторами построят бетонный саркофаг, такой, как возводили когда-то в Чернобыле. На это придется потратить несколько лет, но другого выхода нет.
Наото Кан, премьер-министр Японии: «Наша страна столкнулась с тяжелейшим кризисом со времен Второй мировой войны. Однако нам нельзя впадать в панику. Весь мир помогает нам. Ситуация на АЭС «Фукусима» остается тяжелой».
Главная задача сейчас – не допустить новых пожаров и взрывов. Температура воды в хранилище пятого энергоблока повысилась до 65,5°С, а на шестом – до 62°С. На четвертом, говорят специалисты, вот-вот закипит. Общий радиационный фон пока что не объявлен критическим, но людей, работающих на АЭС, уже называют «камикадзе». Добровольцами на смертельно опасную работу записываются только пожилые сотрудники – те, у кого уже есть дети. В местных газетах бригаду ликвидаторов-героев называют «пятьдесят фукусимцев». Эти люди – гордость и надежда нации.
В Большом Токио, как и, пожалуй, в любой другой мировой столице, очень сложно поймать одно общее настроение. С одной стороны, город продолжает жить своей обычной суетной жизнью. Но с другой, даже здесь, в 300 километрах от все еще горящей «Фукусимы» поводов для волнения тоже хватает. Например, из-за все еще пустующих полок магазинов. Рис, хлеб, полуфабрикатная лапша если и появляются в продаже, то тут же сметаются с полок. И пусть ядерных частиц в токийском небе меньше, чем, например, в московском, еще неизвестно, что будет завтра. Иностранцы предпочитают не ждать и бегут от противоречивых показаний дозиметров. В международном аэропорту «Нарита» тесно от китайцев и американцев. Свою очередь у стоек создавали сегодня и русские. Из Японии они выбирались дополнительным рейсом «Аэрофлота» в Москву и рейсовым самолетом в Хабаровск. Русские японцы, впрочем, утверждают, что бегут они не от ядерного дыма «Фукусимы».
Сотрудников посольства и членов их семей вывозят специальным бортом МЧС. Этот борт улетел в Москву полупустым. Из 160 мест занятыми оказались лишь 67.
Михаил Сергеев, консул посольства РФ в Японии: «Это уже второй борт, как минимум. Возможно, будут другие. Первым бортом были эвакуированы люди из префектуры Мияги – из Фукусимы и из Ивате. В префектуре Мияги в целом зарегистрированы 135 человек. Т.е. фактически мы вывезли каждого третьего».
К такой смелости и стойкости русских в Японии относятся по-разному. Граждане Великобритании, почти полным составом воспользовавшиеся услугами своего посольства, вряд ли ее понимают. Зато главный советник японского правительства по вопросам России подобный шаг приветствовал. Синеги Хакамада уверен: без помощи тех, кто на своем опыте знает, что такое радиация и ее последствия, островной стране с «Фукусимой» не совладать.
Сигэки Хакамада, директор Института национальной безопасности: «Мы исторически пережили такую трагедию – ядерную бомбу. У нас есть опыт. Поэтому сейчас совместно это как-то можно преодолеть».
Вот только глава МАГАТЭ отправиться на горящую АЭС так и не решился. Хотя и пообещал подобраться к ней настолько, насколько позволит радиационный уровень.
Юкия Амано, генеральный директор Международного агентства по атомной энергии: «У атомной станции зафиксирован высокий уровень радиации. Не исключено, что реактор очень серьезно поврежден. Повреждены и резервуары, где хранится отработанное ядерное топливо. Там бушуют пожары».
Остовы взорвавшихся энергоблоков «Фукусимы» сегодня продолжали усиленно заливать водой – на этот раз заменив вертолеты пожарными брандспойтами. Ровно в 14.46. по местному времени жизнь в стране замерла, Япония склонила головы в память о жертвах цунами. Спустя ровно неделю после первых подземных толчков на островах восходящего солнца загудели сирены и забили колокола.
Жертвы стихии станут одними из немногих японцев, которых похоронят в обход вековых традиций. Дефицит топлива заметен уже не только на заправках, но и в крематориях. Поэтому районы, потерявшие тысячи своих жителей, в срочном порядке вынуждены принимать законы, разрешающие погребения в земле, чтобы освобождать забитые до отказа морги под тех, кого продолжают находить под обломками.
* * *
В Хабаровске сегодня приземлились два рейса из Токио. Один коммерческий, плановый, на борту было 140 человек. Второй рейс – от МЧС. Он бесплатный, но право воспользоваться им получили всего 66 россиян – только члены семей сотрудников госучреждений. Тем временем, очевидцы утверждают, что в Токио сейчас много наших соотечественников, которые хотят вернуться домой, но билетов не достать. А если они и появляются, то это дорогой бизнес-класс – не меньше 40 тысяч в одну сторону. Для сравнения, до катастрофы улететь можно было за 20 тысяч туда и обратно. У многих не выдерживают нервы.
Пассажирка: «Украина – все улетели на МЧС. Наши самолеты… Платите деньги – уезжайте. Звонили в посольство, в посольстве говорят: «По этим вопросам к нам не обращайтесь. И вообще, вам не стоит паниковать, оставайтесь в Японии»».
Ситуацию с возвращением россиян из Японии как раз сегодня обсуждали на заседании Совета безопасности. Как доложил президенту глава МЧС Сергей Шойгу, его ведомство организует дополнительные авиарейсы, чтобы вывезти всех желающих из Токио.
Сергей Шойгу, министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий: «Планируется выполнение сегодня пяти рейсов: три рейса на Хабаровск, два – на Владивосток, Добавлены самолеты большей вместимости».
Дмитрий Медведев, президент РФ: «А мы как-то оцениваем общее количество наших граждан?»
Сергей Шойгу, министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий: «По данным министерства иностранных дел, до 6 тысяч наших граждан, но официально там зарегистрировано 2 тысячи».
Как отметил Сергей Шойгу, число желающих вернуться постоянно растет. Еще накануне вылета в Россию ждали не больше тысячи наших соотечественников, а сегодня, как уже было сказано, это число увеличилось сразу в шесть раз. Радиационный фон на российском Дальнем Востоке, по данным министра, в норме. А глава «Росатома» Сергей Кириенко добавил, что угрозы заражения российских территорий не может быть в принципе, даже при самом драматическом развитии событий на японских АЭС. Единственное, что, по его словам, может повредить здоровью: «Если с перепугу граждане выпьют йодсодержащие препараты».