Газета "Наш Мир" br>В конце марта 2011 г. Президент страны своим указом уволил с должностей адмирала Николая Борисова и первого заместителя министра обороны по вооружениям Владимира Поповкина. Эти два высших военных чина считаются ответственными за сделку с Францией с недоукомплектованными вертолетоносцами «Мистраль» (Mistral). Вероятно, что высшее руководство России наконец-то засомневалось в необходимости покупки у Франции этих вертолетоносцев и увидело просчеты в заключении сделки.
Один «Мистраль» имеет водоизмещение свыше 21300 т, максимальную длину корпуса 210 м, скорость полного хода - свыше 18 узлов, дальность плавания - до 20 тыс миль, команду численностью 160 человек. Он способен принять на борт десант до 450 человек /до 900 кратковременно/. Вертолетная группа корабля включает 16 машин, из которых шесть может одновременно размещаться на взлетной палубе. Имеет четыре легких десантных катера или два десантных катера на воздушной подушке. На его грузовой палубе способны разместиться более 40 танков или 70 автомашин. Корабли типа «Мистраль» позволяют существенно повысить боеспособность и мобильность флота.
Покупка вертолетоносца "Мистраль" у Франции указывала на важную роль, которую Россия отводит сейчас развитию своих сил быстрого реагирования. Закупка двух кораблей и строительство еще двух, но уже на российских верфях, были продекларированы в заявлении двух президентов России и Франции, которое опубликовалось в декабре 2010 г. Причем основными субподрядчиками по лицензионной программе должны выступать французские компании. При таком раскладе львиная доля средств достанется французским производителям, а это колоссальные деньги. Заявлению предшествовали предварительные переговоры на уровне военных ведомств заинтересованных сторон. Со стороны России переговоры в начальной стадии вело Минобороны, которое в дальнейшем их ведение перепоручило «Рособоронэкспорту». Что интересно, уже в начале переговоров, ведущихся Минобороны, была отмечена невыгодная для России некомплектация вертолетоносцев электронными системами управления.
По данным, просочившимся в прессу от президентской администрации и «Рособоронэкспорта» комплектация двух продававшихся кораблей включала лишь сам по себе корабль, по существу коробку без электронного содержания. В полный комплект должны включаться средства связи, навигационные станции, системы управления кораблем станции общего обнаружения, системы управления огнем, навигационные комплексы и другие. Этот недокомплект резко снижал технический уровень корабля и его потенциал до уровня простейшего на сегодняшний день плавсредства.
Кроме всего прочего в указанном заявлении президентов не содержалось намерений сторон обеспечить строительство еще двух идентичных кораблей на российских судостроительных верфях. Очевидно, что французская сторона сознательно проигнорировала данное намерение по причине её нежелания делиться с российской стороной новейшими технологиями в области военного судостроения, даже до начала переговоров Франция деликатно намекала, что не намерена делиться технологическими секретами. С учетом этого обстоятельства, а также желания Франции продать России недоукомплектованные корабли, под вопросом встала техническая подготовка будущих экипажей, так как учить их, понятно, стало нечему.
Нельзя сказать, что французы полностью отказались от комплектации кораблей жизненно необходимыми системами, но они, по мнению экспертов, намерены оснастить военные вертолетоносцы урезанными вариантами электронных систем управления вооружениями и системами управления корабля. Российскую сторону более всего интересовала информационно-командная система управления боевыми соединениями кораблей, именуемая во Франции SIC-21, без которой бессмысленно управление четырьмя и более «Мистралями». Российская сторона на переговорах столкнулась с такой неприятной для себя ситуацией, когда французы категорически отказались комплектовать поставку кораблей системой SIC-21.
В России, точнее в Минобороны, почему то не нашлось специалистов по электронным системам, или они не были услышаны, которые могли уверенно утверждать, что Запад не пойдет на поставку вооружений России, включающих современные электронные компоненты. Учитывая, что для изготовления той же SIC-21 требуются электронные изделия, изготавливаемые на заводах, разбросанных по всему миру, обязательно найдется «заинтересованная» страна, которая может установить эмбарго на поставку того или иного электронного компонента. Россия не является союзником для большинства западных стран, поэтому опасность такого развития событий вполне реальна.
Первыми, естественно, сделкой заинтересовались американцы. Вопрос о возможных поставках России четырех вертолетоносцев «Мистраль» обсуждались на переговорах президента Франции Николя Саркози и министра обороны США Роберта Гейтса. В частности, Н.Саркози заявил Р.Гейтсу, что считает "нормальным данное сотрудничество с Россией, условия которого еще предстоит уточнить".
Все бы ничего, но уже оформлены двусторонние финансовые обязательства, в которых фигурируют даже для России немалые суммы. На первые два «Мистраля» был подписан протокол на поставку, в котором была зафиксирована сумма оплаты 890 млн евро, что без малого составляет миллиард. Этот протокол в 2010 г. подписал уволенный сейчас и потому уже бывший начальник управления вооружений ВМФ адмирал Николай Борисов по прямому указанию первого вице-премьера Игоря Сечина. В лице Сечина, надо признать, сделку фактически осуществило не Минобороны, а само правительство, но стрелочников ищут среди военных специалистов, находящихся во всей этой истории на вторых ролях.
Фактически Россия заплатила и оказалась в роли недовольного качеством предлагаемого товара покупателем, и дальнейшие переговоры с Францией о закупке «Мистралей» зашли в естественный тупик.
Но в сложившейся вокруг «Мистралей» ситуации и в дурацком для России положении необходимо предпринять какие-то меры, чтобы 890 млн евро не оказались полностью выброшенными на ветер. В российском правительстве рассматривается вариант о возможности дополнительной оплаты примерно 200 млн евро, за дополнительные поставки необходимых систем управления и судостроительных технологий. Согласно этому варианту оба «Мистраля» передаются России не в полном, а в базовом комплекте. Риск для России в этом варианте сохраняется, ибо неизвестно, как поведет себя в будущем вторая сторона. Есть ещё один вариант, который может быть решен на самом высоком уровне для двух сторон, а именно на обсуждении этой проблемы двумя президентами. Предполагается, что российский президент сможет заручиться в ходе переговоров скидкой с 200 млн евро, необходимых на дополнительную покупку систем и технологий. Пойдет ли на это экономный президент-француз?
Реально все дальнейшие переговоры можно считать зашедшими в тупик. Президент Медведев посетит Францию с официальным визитом в мае этого года, после которого можно будет ожидать разрешения ситуации с «Мистралями». Французские политики заявляют, что на переговорах президентов проблемы с «Мистралями» будут решены с учетом интересов обеих сторон, но это слабая надежда.
|