Газета "Наш Мир" br>Возврат товаров в американские супермаркеты может достигнуть к концу года 25% - 30%, считают исследователи социологического агентства Gallup. Тенденция объясняется не совсем честным желанием американцев использовать покупку по назначению, а потом вернуть её обратно в магазин, чтобы сэкономить деньги.
Надо сказать, что данная проблема, которая, бесспорно, нанесёт ещё один сокрушительный удар по экономике страны, назревала давно. Все последние десятилетия правозащитные организации боролись за права потребителей. Как результат клиенты супермаркетов одержали победу, получив право возвращать подавляющее большинство товаров. Однако когда Америку накрыл финансовый кризис, демократическое право на возврат трансформировалось в банальное потребительское мошенничество.
Вот лишь единственный пример потребительской наглости: 25-летний житель Нью-Йорка рассказал на интернет-форуме, как он вместе с пятью друзьями поехал в кемпинг и закупил для этого палатки, надувную лодку, надувные матрасы, спасательные жилеты, удочки и прочий туристический инвентарь. После того как ребята отдохнули, они сдали товар обратно в магазин.
«Зачем тратить почти тысячу долларов на вещи, которые необходимы только 5 – 6 раз в год, - задаётся вопросом хитрый форумчанин. – Когда мы поедем в кемпинг в следующий раз, то поступим точно так же. Благодаря возврату мы экономим деньги». Излишне говорить, что супермаркет после визита такого клиента потеряет сотни долларов. Возвращённый товар нужно привести в божеский вид и придать ему былую новизну. Более того, некоторые вещи, скорее всего, будут выставлены на продажу со скидкой или отправлены на свалку.
Житель Калифорнии Крейг Канлер честно признаётся, что постоянно возвращает в магазины дорогие деловые костюмы: «Когда я иду на какое-нибудь торжество или банкет, то покупаю костюм за $3 - $4 тысячи, а через 2 – 3 дня возвращаю его назад и забираю деньги. Друзья и коллеги думают, что у меня целая кладовка с великолепными костюмами».
Фил Джонс из Огайо рассказывает, что однажды «арендовал» у супермаркета хоккейной экипировки на $7 тысяч «Я не играл в хоккей с 18-летнего возраста, - говорит 63-летний Джонс. – Друзья молодости предложили провести товарищеский матч, и я не смог им отказать. Естественно, тратить деньги на экипировку не было никакого смысла...»
Когда Джонс возвращал товар в магазин, то приёмщик заподозрил его в злом умысле. «Тогда мне пришлось пригрозить этому парню жалобой в организацию по защите прав потребителей, и он быстро рассчитался со мной, - хвастается пожилой «хоккеист». – В тот день закон был на моей стороне».
Ситуация с покупкой и возвратом действительно парадоксальная. Чтобы вернуть товар клиенту, достаточно произнести фразу «Мне не нравится» (I don’t like it!). Не требуется заполнять никаких письменных форм и давать подробных объяснений относительно реальной причины возврата. Сотрудник супермаркета тоже не заинтересован в споре с клиентами. Его дело – выполнять свою работу согласно инструкции и получать за это деньги.
Вот и получается: потребительский обман фактически является узаконенным преступлением. Так, владелец магазина фототехники в Вирджинии Росс Гардин рассказал, что в течение месяца он продал товаров на $14 тысяч, а принял назад на $11.5 тысячи. «Среди покупателей полным-полно мошенников, - жалуется Гардин. – Многие люди покупают фотоаппараты, чтобы съездить в отпуск или пофотографировать своего ребёнка. Потом они скачивают снимки в домашний компьютер и возвращают технику назад».
Таких озадаченных бизнесменов, как Гардин, в Америке полным-полно. Если богатые супермаркеты справляются с большим количеством возвратов, то маленькие частные бизнесы – нет. «Наше государство обязано решить проблему возвратов, - считает Джеймс Кени, владелец магазина по продаже компьютеров во Флориде. – Мой бизнес теряет тысячи долларов из-за жадных и хитрых клиентов. Недавно я выписал премию своему сотруднику, сумевшему продать 15 компьютеров за неделю. Но прошло всего несколько дней, и 8 из 15 компьютеров вернулись обратно. Я не знаю, как работать дальше...»
По неофициальной статистике, каждая десятая покупка в Соединённых Штатах (за исключением покупки продуктов) происходит со злым умыслом. Американцы даже научились списывать с налогов купленный товар, а потом возвращать его обратно в магазин. Один из жителей Аризоны, например, купил 31 декабря 2009 года электроники на $22 тысячи. Он списал покупку со своего заработка в размере $40 тысяч в год, а уже 2 января 2010 года он вернул технику назад. Даже в результате проверки налоговым управлением (Internal Revenue Service – IRS) он сможет представить банковские чеки о покупке техники. Возврат же будет датирован уже следующим годом. Однако нет никакой гарантии, что аризонец не будет совершать подобные аферы и дальше. Особо стоит остановиться на возврате товаров, купленных через интернет. Это самая проблемная отрасль. Во-первых, интернет-магазины не горят желанием принимать товары обратно (особенно крупногабаритную технику). Как следствие они заставляют клиентов «висеть» по нескольку часов на телефонной линии, ввязываться в длительную переписку по электронной почте и подробно объяснять причину возврата.
Во-вторых, покупатели очень часто выбирают радикальный, но самый действенный способ возврата – они попросту ломают технику, а потом обвиняют в этом службу доставки. Интернет пестрит «вредными советами» на темы вроде: «Как купить компьютер в интернет-магазине, попользоваться им полгода, а потом вернуть назад продавцу и получить деньги». Возврат еды – ещё одна лазейка для любителей халявы. Так, 34-летний житель Техаса Род Ларсон хвастается, что «не потратил на еду ни одного цента за последние десять лет». Ларсон всегда покупал и продолжает покупать большие упаковки с едой и напитками, на которых просрочен срок годности (таких продуктов на полках американских супермаркетов становится всё больше и больше). Он съедает или выпивает почти всю продукцию, а потом приходит в супермаркет и возмущённо кричит: «Вы продали мне испорченный товар! Верните сейчас же мои деньги обратно!»
«Порой продавцы так пугаются, что нагружают меня сумками с бесплатной едой, - хвастается Ларсон. – В некоторых магазинах, правда, мне больше ничего не продают. Работники боятся, что я снова заявлюсь к ним с открытой банкой сока или пачкой овсяных хлопьев».
Аналогичным образом возвращаются в аптеки лекарства (в основном, витамины). Потребители пьют дорогие таблетки по нескольку месяцев, а потом «случайно замечают», что срок годности на упаковке отсутствует. А это уже причина для возврата.
В заключение хочу сказать, что проблема возвратов – проблема неразрешимая. Если ограничить в правах покупателей, то быстро обнаглеют продавцы, а если самих продавцов - то уже обнаглеют покупатели. Пока же клиенты и супермаркеты делают всё возможное, чтобы получить максимальную прибыль и выгоду. Для этого они идут на всякого рода ухищрения и мошенничества, большая часть которых остаётся в тени.
Так или иначе, времена, когда богатые жители Соединённых Штатов не возвращали товары в магазин только потому, что им было лень, далеко позади. Теперь уже никто не складывает непонравившиеся вещи в чулан.
Сегодня американцы считают каждый цент, поэтому нет ничего удивительного в том, что супермаркеты порой воспринимаются как пункты бесплатного проката.
|