Газета "Наш Мир" br>Поскольку руководители НАТО в пятницу пытались найти дополнительные суда ударной авиации, чтобы противопоставить их вооруженным силам полковника Муаммара Каддафи в Ливии, Россия предостерегла союзников от использования в этом регионе слишком большого количества вооруженных сил.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что критически важно не использовать «избыточную военную силу, что может привести к дополнительным потерям среди мирного населения». "Мы полагаем, что важно срочно перевести ситуацию в политическое русло и продолжить ее решение методами политического и дипломатического урегулирования», - заявил министр на пресс-конференции, состоявшейся в конце двухдневной встречи министров иностранных дел стран-участниц Организации Североатлантического договора. Россия с самого начала выступила с решительным протестом против миссии НАТО в Ливии; в этой позиции ее поддержали также Бразилия, Китай и Индия. В пятницу Сергей Лавров высказал мнение, что действия НАТО выходят за рамки резолюции Совета Безопасности ООН, призывающей к установлению запретной зоны для полетов военной авиации и к защите мирного населения. Он заявил, что в какой-то момент некоторые страны хотели отправить в Ливию сухопутные войска, в нарушение полученного мандата, хотя затем признал, что этого не произошло.
Официальные лица НАТО отклонили критику Лаврова. «Мы строго придерживаемся мандата ООН», - заявил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen). Г-н Расмуссен еще в пятницу пытался изыскать дополнительные самолеты-истребители у стран-членов блока. Он заявил, что, по некоторым признакам, союзники якобы собираются предоставить дополнительные суда ударной авиации для проведения операции. «Я надеюсь, что мы получим необходимые средства в самом ближайшем будущем», - заявил г-н Расмуссен на пресс-конференции после встречи. Назвать конкретные страны он отказался. Великобритания и Франция попросили своих союзников по блоку НАТО предоставить больше самолетов-истребителей, чтобы они могли с большей точностью поражать объекты-мишени в Ливии. Однако в пятницу уже стало ясно, что крупнейшие члены Организации, в том числе Италия, Испания и Польша, не желают предоставлять для этих целей свою ударную авиацию.
Несмотря на разногласия между Россией и блоком НАТО по ливийскому вопросу, в пятницу между сторонами состоялись продолжительные обсуждения, которые, вероятно, приведут к более тесному сотрудничеству и укрепят доверие между сторонами. Во время встречи участники НАТО обсудили спорный вопрос о планах США по развертыванию объектов противоракетного щита в Восточной Европе.
Госсекретарь Хиллари Родхэм Клинтон (Hillary Rodham Clinton) призвала к сотрудничеству НАТО и России по этому вопросу, заявив, что это защитило бы Европу и Россию от возможных угроз. «Что касается НАТО, наша позиция совершенно ясна: мы думаем о создании двух отдельных систем, системы НАТО и российской системы, имеющих, однако, общую цель, - заявила в пятницу г-жа Клинтон министрам иностранных дел. – И эти две системы должны координировать свои действия и тесно сотрудничать, обмениваясь данными, что сделает эффективной общую структуру». Она заявила, что стержнем основанного на сотрудничестве подхода к противоракетной обороне Европы могли бы стать два центра противоракетной обороны – один для обмена данными и другой дли перспективного планирования и координации действий . «Они могли бы обеспечить более высокий уровень защиты стран НАТО и России, чем в случае, если мы будем действовать каждый сам по себе».
«Мы хотим вместе работать над выработкой механизмов, которые бы обеспечили долговременное сотрудничество между НАТО и Россией в области противоракетной обороны, - заявила она. – Мы исполнены оптимизма и надеемся, что совет НАТО и России сможет прийти к соглашению о путях решения этого вопроса на основе принципов равноправного партнерства». Г-жа Клинтон также подняла вопрос о проведении новых переговоров для усиления контроля обычных вооружений в Европе. Однако госсекретарь настаивала, что для того, «чтобы добиться большего, Россия должна проявить желание вступить в переговоры со своими соседями по вопросу о пребывании ее вооруженных сил и боевой техники на спорных территориях». Клинтон имела в виду присутствие российских войск в Приднестровском районе Молдавии, стремящемся выйти из состава страны , а также поддержку Россией выхода сепаратистских регионов Абхазии и Южной Осетии из состава Грузинской республики. Большей гармонии удалось достигнуть России и НАТО в другом вопросе: страны пришли к соглашению, что Москва должна поставить вертолеты в Афганистан и оказывать помощь в переброске боевой техники и предметов материально-технического снабжения в эту страну. В конце встречи в рамках саммита г-жа Клинтон дала ситуации оптимистичную оценку и заявила, что блок единодушен в своем отношении к общей цели. Как жест, нацеленный на начало серьезного обсуждения вопроса ядерных вооружений, прозвучало заявление Клинтон о том, что НАТО готова начать, как выразилась госсекретарь, процесс пересмотра позиции НАТО «с целью определить, какое сочетание традиционных, ядерных и противоракетных сил потребуется НАТО в дальнейшем».
В подготовке публикации участвовали Алан Коуэлл (Alan Cowell), Париж, и Эрик Шмит (Eric Schmitt), Вашингтон.
|