Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Как строился капитализм: голод во французском Алжире
Газета "Наш Мир"

В предыдущей заметке «Как строился капитализм: голод в британской Индии» я коснулся темы эксплуатации британских индийских колоний. Овладение Индостана англичанами сопровождалось масштабным разграблением там государственной и общинной собственности, уничтожением местного мелкотоварного хозяйства, разрушением общественных сельскохозяйственных систем, например ирригационных - всё это привело к гибели от голода десятков миллионов людей. Схожее происходило и в других колониях и полуколониях Британии, а также в колониальных владениях других западных держав. 

Капитал этих стран, точно также как и английский, выходя на мировую арену, вторгается в социумы, ведущее некапиталистическое хозяйство, насилует и разрушает их – в целях максимизации прибыли и снижения издержек. 

«Надеяться на то, что капитализм когда-нибудь будет довольствоваться только средствами производства, которые он может получить путем товарообмена, – значит строить себе иллюзии... Поэтому капитализм считает для себя жизненным вопросом насильственное присвоение важнейших средств производства колониальных стран... Как вступительный прием капитала вытекает систематическое планомерное разрушение и уничтожение тех некапиталистических социальных объединений, с которыми он сталкивается при своем расширении. Мы имеем здесь дело уже не с первоначальным накоплением: описанный процесс продолжается до наших дней. Всякое новое расширение колоний сопровождается конечно этой упорной войной капитала против социальных и экономических отношений аборигенов и насильственным похищением их средств производства и рабочих сил», - отмечает исследовательница накопления капитала Р.Люксембург.[3, c.261] 

Нечто похожее, что творилось в 19 в. в колониальных странах, повторится и в конце двадцатого столетия – на последней территории, осваиваемой мировым капиталом, в России . 

Французский Алжир 

Из-за кровавых религиозных конфликтов 16-17 вв. Франция слишком поздно включилась в борьбу за колонии. Все ее попытки в 18 в. перехватить колониальное лидерство у Британии завершаются неудачей. Франция остается страной с большим аграрным перенаселением, с развитыми ремеслами и мануфактурами, но со слабым развитием фабрик - сказывается нехватка дешевых колониальных ресурсов. 

С французской революции начинается переход от аграрного сословного общества к индустриальному буржуазному, который занял около 80 лет. Сопровождалось это большими кровопусканиями. Во Франции так и не произошло решительного раскрестьянивания как в Британии. Однако излишки аграрного населения были перемолоты репрессиями и войнами, которые длились без перерыва 23 года. Десятки тысяч голов сняла революционная гильотина. В провинциальных городах примечательным видом казни было массовое утопление. В одной только Вандее былоуничтожено до полумиллиона человек, преимущественно простых крестьян.[17] Буржуазные демократы истребляли социальные слои, задержавшихся в феодализме, с размахом и изобретательностью. Например, во время «республиканских свадеб» связывали вместе голышем священника и крестьянку, после чего топили.[16] 

Наполеоновские походы стоили Франции потери двух миллионов человек.[17] Причем на одного солдата, погибшего в бою, приходилось десять умерших от болезней и недоедания. 

Пока Франция не начала снова набирать колониальные владения, жизнь простонародья была весьма скудной. Как пишет Ф. Бродель: «На девяти десятых территории Франции бедняк и мелкий земледелец питаются мясом лишь раз в неделю, да и то солониной». 

С революцией 1830 г. завершилась эпоха Реставрации, закончилась династия Бурбонов и под маской Орлеанской династии к власти пришла финансовая олигархия - Луи-Филиппа сажали на трон главные французские банки Казимир, Перье, Лаффит и другие. Не случайно в это время Франция, начинает новое обретение колоний и, прыгнув через море, приступает к покорению Северной Африки – с Алжира. 

В феврале 1848 г. монархические личины с господства крупной буржуазии во Франции были сорваны. Политическая власть легко перешла в руки Временного правительства, диктаторская военная власть в руки масона генерала Кавеньяка – на тот случай, если низшие слои общества воспримут демократические лозунги слишком буквально. 

С революцией 1848 будет отменено прямое рабство во французских колониях, однако различные формы принудительного труда будут существовать там вплоть до конца колониального владычества. (Например, в Западной Африке французская администрация принудительно набирала негров как носильщиков грузов. Во время работ значительная их часть погибала от истощения и изнурения. А, чтобы остальные не разбежались, их жен отправляли в лагеря; там охрана развлекалась, насилуя беззащитных женщин.) 

Да и десятки тысяч представителей французских низов, проштрафившихся перед капиталом, были отправлены за море, на каторжные работы. С каторги в тропической Французской Гвиане, в частности на Чертовом острове, возвращалось меньшинство.[17] 

С потерявшими работу на земле, пролетаризировавшимися крестьянами, число которых к сер. 19 века доходило до 9 миллионов, французская буржуазия не церемонилась. 

Непосредственной причиной к пролетарскому выступлению в июне 1848 г. послужило закрытие либеральным правительством «национальных мастерских» – на общественных работах было занято свыше 100 тыс. чел. Неженатых рабочих 18—25 лет незамысловато отправляли в армию, а остальных - на земляные работы в провинцию. Рабочие естественно возмутились - они оказались лишними на празднике всяческих свобод. 

Расправа либералов над восставшими носила беспредельно жестокий характер. 

Общее число рабочих, уничтоженных либеральной буржуазией в 1848, оценивалось в 11 тыс. чел. – расстреливали в Париже без суда и следствия.[12] 

После победы буржуазно-либеральной революции 1848 г. и разгрома пролетарских выступлений Луи-Наполеон, избранный президентом Франции (затем он еще станет императором), начинает полномасштабную капиталистическую модернизацию. Первый этап ее завершится разгромным поражением во франко-прусской войне и отвратительными сценами братоубийства после подавления Парижской Коммуны 1871 г. 

Тысячи людей были уничтожены лишь за то, что выглядели не так, как добропорядочные буржуа. «Было плохо в этот день оказаться заметно выше, грязнее, чище, старше или некрасивее своих соседей.»[10] Тридцать тысяч французов из низших слоев общества было расстреляно и вдвое большее число сослано на гибельную заморскую каторгу.[11]

Однако английская буржуазия, отбросив прежнюю вражду, передала французской буржуазии немалые куски колониального пирога в Африке и Индокитае, поделилась контролем над Китаем– это помогло Франции выбраться и из кровавого омута классовых конфликтов, и из пучины прусских контрибуций. Англия опасалась чрезмерного ослабления Франции – надо было поддерживать баланс сил и постоянную вражду континентальных держав... 

К моменту начала французского завоевания Алжира в 1830 г. родовая и нераздельная семейная собственность были здесь господствующими типами земельного владения у берберов и арабов, что было в значительной степени связано с природно-климатическими условиями региона. На большей части страны засушливый климат вынуждал население заниматься экстенсивным скотоводством или же вести земледельческое хозяйство с использованием ирригационных систем, создаваемых коллективным трудом. 

Французское правительство начало с того, что присвоило большую часть покоренных земель; и тех, что находились под управлением прежних владетелей страны – деев, и тех, что были во владении арабских и берберских родов, но не находилось под земледельческой обработкой: пастбищ, лесов, лугов, «пара» и залежи. Конфискованная земля передавалась и продавалась под поселения французских колонистов - cantonnements. Не была оставлена вниманием конфискаторов не только общинная, но и частная земля – если она требовалась для основания или расширения поселений европейцев, или в интересах фиска. Захват земель у берберских и арабских родов проходил регулярно – упомянем постановления колониальных властей от 1830, 1831, 1840, 1844, 1845, 1846 гг. Закон 16 июня 1851 г., забрал все леса в собственность французского государства, по нему коренное население лишилось 24 млн га лугов и земель, поросшим низким кустарником - что фактически погубило туземное скотоводство. Местное население последовательно вытеснялось в малоплодородные горные и пустынные районы. Но система конфискаций и последующих продаж не столько вела к усилению европейской колонизации, сколько возбуждала спекуляцию и ростовщичество. Алжирцы выкупали свои земли обратно, но впадали в кабальные долги. 

(Для сравнения скажем, что столь порицаемый на Западе «русский царизм» никогда не прибегал к таким мерам – все туземные племена, оказавшиеся на огромных пространствах под его властью, как вели экстенсивное скотоводческое, земледельческое или присваивающее хозяйство, так и остались со своими землями, со своими угодьями. Обсосанные русофобами случаи переселения кавказских родов с гор на равнину имели целью искоренение причин набеговой активности и приводили лишь к улучшению для них хозяйственных условий. Поэтому даже и на российском Кавказе происходило прямо противоположное тому, что повсеместно наблюдалось в колониальных владениях западных держав.) 

После подавления сопротивления племен алжирской Кабилии, в 1863, наступление французского капитала на социальные и хозяйственные устои местного населения усилилось - был принят закон, принуждающий к разделу общинной собственности между семьями и членами семей. 

С 1863 по 1873 гг. оказалось разделено 400 из 700 общинных владений. Хаос усилился, мелкие собственники быстро теряли свои участки, не имея капитала для подъема хозяйства; мелкие хозяева теряли доступ к пастбищам; ирригационные системы гибли; ростовщики захватывали землю, европейские земельные спекулянты покупали и перепродавали участки. Вместе с земельной спекуляцией и разорением мелких собственников усиливался голод. 

Но французский капитал был упорен. В 1873 г. законом была установлена обязательность частной собственность на алжирскую землю. Наступил праздник для земельных спекулянтов и ростовщиков и пошла новая фаза хозяйственного разорения туземцев. Арабы и берберы бежали, спасаясь от голодной смерти, во владения турецкого султана; кто не имел возможности бежать - погибали. Не очень ладилась и европейская колонизация, множество земли скопилось в руках крупных землевладельческих акционерных компаний и латифундистов – т.н. «ста сеньоров». Около трети земли, отобранной для французских колонистов, оказалось в руках двух фирм, сдававших их в аренду всё тем же туземцам – то есть, деньги делались на базе предшествующего грабежа. Еще четверть «офранцуженной» земли осталась совершенно необработанной, новые владельцы не сочли нужным вкладывать в нее капитал – однако ее не вернули туземцам.[3] Когда собственность попадает в руки капиталистов, пусть и завзятых спекулянтов, то она уже становится «священной». 

Энциклопедия Брокгауз в конце 1890-х пишет о значительном уменьшении туземного населения Алжира[5]. Историк D. Lefeuvre сообщает о сокращении населения Алжира только с 1830 по 1872 гг. на 875 тысяч человек, с 3 млн до 2 млн 125 тыс.[13] Итак, от четверти до трети населения Алжира погибла в результате прихода западного капитализма. И еще можно сказать, если бы в Алжир пришли бы англичане с их расизмом и холодной протестантской безжалостностью – результат был бы еще страшнее. Достаточно вспомнить судьбу Ирландии, где и сегодня население гораздо меньше, чем в начале 19 века – там тоже было произведено разрушение общинного землевладения, конфискация массы земель в пользу колонистов-протестантов и английских лендлордов, сопровождающаяся обезземеливанием коренного населения ([7] и моя заметка по сравнению демографии Ирландии и Польши в 19 в.). Или помянуть коренных жителей Австралии, которых просто уничтожали как вредных животных, вредящих стадам английских колонистов [8]... 

Однако стоит ли удивляться, что антиколониальная борьба, развернувшаяся в Алжире после 1954, носила чрезвычайно жестокий характер с обеих сторон; в борьбе против французской армии погибло около полутора миллионов алжирцев, население сотен деревень было депортировано, около 2 млн отправлено в концлагеря [6]. 

В следующей заметке из серии «Как строился капитализм» я постараюсь осветить «цивилизаторскую» деятельность бельгийцев в Конго, превративших большую и густонаселенную часть черной Африки в огромный трудовой концлагерь – за первые тридцать лет колониального правления население страны сократилось вдвое.[14] 

Источники и литература: 
1. Использованы фрагменты из книги Александра Тюрина «Правда о Николае I. Оболганный император» М., 2010. http://fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-nik1.shtml 
2. Ковалевский М.М. Общинное землевладение. Часть I.М, 1879. 
3. Люксембург Р. Накопление капитала. Л., 1934. Отдел Третий; http://flibusta.net/b/200146 
4. Хобсбаум Э. Век империи 1875-1914. Ростов-на-Дону, 1999. С.76 
5. Алжир, французская колония //Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1890-1907 
6. Алжир, государство //БСЭ 
7. Curtis Liz. Nothing But the Same Old Story (The Roots of Anti-Irish Racism), London, 1985; рус.перевод http://flibusta.net/a/87049 
8. Саркисянц М. Английские корни немецкого фашизма. СПб, 2003; http://flibusta.net/b/236323 
9. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1988 
10. Daily News [309], 8 июня 1871. В кн: Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9-ти т. Т. 4. М.: 1986 
11. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000152/st003.shtml 
12. http://www.hrono.ru/libris/ruslovo_01.html 
http://avtonom.org/old/lib/theory/pariscommune.html 
13. Lefeuvre Daniel. Pour en finir avec la repentance coloniale. Flammarion. 2006 
14. Заир //БСЭ 
15. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/VANDEE.HTM 
16. http://members.fortunecity.com/butov/4gst/gst031.htm 
http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/2872/%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%94%D0%95%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95
17. http://beekjuffer.livejournal.com/604010.html 


Категория: Аналитика | Просмотров: 472 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://atnews.org, http://tyurin.livejournal.com.

Автор: писатель Александр Тюрин

Новости по теме:


Всего комментариев: 1
2012-01-11
1. techno zoic (technozoic) [Материал]
Автор статьи "Как строился капитализм: голод во французском Алжире"
писатель Александр Тюрин
(почему-то здесь оторвали конец статьи)
источник http://tyurin.livejournal.com/28811.html или
http://atnews.org/news....-11-626

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана