Газета "Наш Мир" br>
Мусульмане верят, что Кааба была изначальным святилищем Пророка Авраама и была построена в Мекке. Тем не менее, в Коране говорится, что первый молитвенный дом, который Пророк Авраам построил вместе со своим сыном Измаилом, находился в месте, называемом «Бекка» (Бека).
«Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке. Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров». (3:96)
(1) действительно ли бЕкка и мекка находились в одном и том же месте?
По утверждениям большинства мусульман Бекка и Мекка относятся к одному и тому же месту. Этот аргумент тяжело принять, так как после тщательного изучения Корана не обнаружено доказательства того, что это действительно так. Корану известно о термине «Мекка» как месте, и он ссылается на него. В Коране нет никакого подтверждения заявления о том, что «Бекка» – старое название «Мекки» или другое название для нее.
«Он – Тот, Кто убрал их руки от вас и ваши руки от них в долине Мекки («Макката») после того, как Он позволил вам одержать над ними верх. Бог видит то, что вы совершаете». (48:24)
В данном случае достаточно уместен очень важный вопрос:
В Коране употребляется слово «Мекка». Почему бы не использовать его в аяте 3.96?
(2) обсуждение с людьми писания
Важно отметить, что упоминание «Бекки» как изначального святилища подтверждается во время диалога с людьми Писания, которые должны были обратиться к своим собственным писаниям. Давайте посмотрим на диалог.
«Любая пища была дозволена сынам (Израиля, кроме той, которую Израиль запретил самому себе до ниспослания Торы. Скажи: «Принесите Тору и прочтите его, если вы говорите правду». Те же, которые станут возводить навет на Бога после этого, являются беззаконниками. Скажи: «Бог изрек истину. Следуйте же религии Авраама, поскольку он был единобожником и не был многобожником». Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров. В нем есть ясные знамения – место Авраама. Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Богом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Бог не нуждается в мирах. Скажи: «О люди Писания! Почему вы не веруете в знамения Бога, в то время, как Бог наблюдает за тем, что вы совершаете?». Скажи: «О люди Писания! Почему вы сбиваете верующих с пути Бога, пытаясь исказить его, будучи свидетелями правдивости Мухаммада и истинности ислама? Бог не находится в неведении относительно того, что вы совершаете». О те, которые уверовали! Если вы покоритесь некоторым из тех, кому было даровано Писание, то они обратят вас в неверующих после того, как вы уверовали». (3:93-100)
«Бекка» (или Бека) – место, о котором было известно людям Писания, доказательства тому содержатся в их писаниях и в диалоге, представленном выше. То, что имеется в виду под «Бекка» в древнееврейских текстах (т.е. плач и т.д.), не отменяет факта, что эта долина (иврит.: «емек» {ай-мек} долина/ низина/ открытая местность или долина) в Палестине была известна людям Писания во времена проповедования Пророка Мухаммада.
Псалом 84
84.1 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!
84.2 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.
84.3 И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
84.4 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
84.5 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.
84.6 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением;
84.7 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.
84.8 ГОСПОДИ, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!
84.9 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.
84.10 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.
84.11 Ибо ГОСПОДЬ Бог есть солнце и щит, ГОСПОДЬ дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.
84.12 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя! [1]
Обратите внимание на подчеркнутые слова, написанные на древнееврейском языке:
1 «абар» – что означает перейти или переходить, нести, унести, отделиться.
2 «ай-мек» – что означает долину, открытую местность или низину.
3 «Бека» – место, которое очевидно находится в Палестине. Также означает «плакать».
(3) ОТСУТСТВИЕ сведений о древнееврейских пророках, которые бы совершали паломничество в мекку
Если первый дом Пророка Авраама, как об этом говорится в аяте Корана, был благословлением для всего «человечества» («аламин») (3:96) и что о паломничестве «возвестили» всему человечеству (22:27 ниже), в таком случае, возникает достаточно логичный вопрос.
Почему ни один древнееврейский Пророк после Пророка Авраама (а их было множество) никогда не совершал путешествия в Мекку для совершения паломничества?
Нет никакого документального свидетельства или подтверждения того, что Пророки Лот, Моисей, Аарон, Иаков и даже Иисус или их последователи когда-либо совершали путешествие в святилище в аравийском Хиджазе в Мекке для совершения паломничества.
Это очень разумный вопрос, так как место поклонения уже было провозглашено (2:128) и о паломничестве тоже уже было объявлено (22.27) до рождения всех этих Посланников Божьих. Почему же ни один из последователей этих Посланников не знал, что нужно отправиться в путешествие в Мекку в Аравии для выполнения их прав, впервые установленных создателем их веры, Пророком Авраамом?
«Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог» (22:27)
- Обратите внимание на воззвание к «ан наас» (человечеству).
Все еще трудно принять утверждение, что все Пророки, которые пришли после Пророка Авраама (Моисей, Давид, Соломон, Иисус и все другие), выполняли бы свои права в месте, отличном от упомянутого выше. Нам известно, что эти права были предписаны предыдущими писаниями. Также ясно, что эти права выполнялись в разных местах вокруг Святой Земли, а не в Мекке. Для последователей предыдущих писаний Мекка не упоминается, как священное место, ни в каких исторических документах.
Наоборот, существует достоверное подтверждение тому, что древнееврейские пророки занимали территорию Иерусалима и Иерусалимского Храма и его окрестностей как места поклонения Богу.
(4) БЛАГОСЛОВЕННЫЕ МЕСТА
В Коране древнее святилище, которое построил Пророк Авраам, описывалось как «мубарака» (благословление) и «худа» (руководство) для всего «аламин» (сущего). Уместно будет спросить, как в таком случае возможно допустить, что святилище Кааба остается благословлением и руководством для всего человечества, если истинно поклоняющиеся евреи и христиане не допускаются на его территорию? Разумеется, на священную территорию Иерусалима мусульмане все так же допускаются.
«Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке («мубаракан»). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров» (3:96)
В Коране для обозначения земли, которая была благословлена, термин «благословенный» всегда предназначалось для местности вокруг Святой Земли;
К примеру, некоторые термины, использованные в Коране.
(1) Баракна хавлаху
017:001 – Мечеть Акса
(2) Баракна фиха
7:137 – Мы даровали в наследие тем, которых считали слабыми, восточные и западные земли, которые Мы благословили. Сбылось прекрасное Слово твоего Господа о сынах Израиля, поскольку они проявили терпение.
21:071 – Мы спасли его и Лота и привели их на землю, которую Мы сделали благословенной для миров.
21:081 – Мы подчинили Соломону сильный ветер, который дул по его повелению на землю, которую Мы благословили.
34:018 – Между ними и городами, которые Мы благословили, Мы воздвигли ясно различимые города и размерили путь между ними.
(3) Мубаракан
3:096 – Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке.
Термин «баракна» никогда не используется в Коране для описания святилища в Мекке, которое обычно именуется «Мечеть Харам» (Запретная/Заповедная мечеть) или Кааба, которая находится внутри нее.
(5) жертвоприношение внутри святилища или дома
В Коране ясно сказано, что жертвы приносились внутри древнего дома или на его месте. Его очень тяжело сопоставить с расположением Каабы, так как даже сегодня в Каабе, вокруг нее или где-либо на территории мечети не осуществляются жертвоприношения. Давайте обратимся к аяту.
«Они (жертвенные животные) приносят вам пользу до определенного времени, а место их заклания («махиллуха») – у («ила») древнего Дома («Бейтул-атик»)» (22:33)
Вышеуказанный аят открыто сообщает читателю, что местом жертвоприношения (махилоха) происходит в (ила) древнем (Атик) доме (Бейт). Жертвы никогда не приносились на Каабе или внутри нее или в помещениях мечети Харам. Они приносились в Мине.
Тем не менее, в Библии говориться об алтарях, воздвигнутых для жертвоприношений Пророками Авраамом, Исааком, Иаковом и Моисеем. Храм, воздвигнутый «Царем Соломоном» (прибл. 957 г. до н.э.), был единственным местом, где евреи приносили жертвы, а после разрушения в 586 г. до н.э. перестраивался в период между 538-515 гг. до н.э. В храме Ирода также приносились жертвы. Итак, внутри всех еврейских храмов в Иерусалиме всегда осуществлялись жертвоприношения.
(6) В нем есть «знаМЕНИЯ»
Аят 3:87 связан с аятом 17:1. Примите во внимание, что оба аята упоминают «знамения» («аятина»), существующие в этих местах
«В нем есть ясные знамения («аятин») – место Авраама. Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Богом совершить хадж к Дому, если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Бог не нуждается в мирах». (3:97)
«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений («аятина»), из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса («Масджид Акса», окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – Слышащий, Видящий» (17:1)
Если сравнить эти два аята, «знамения» происходят в Иерусалиме, где также можно обнаружить пристанище Пророка Авраама.
Сообщалось, что на Макаам-е-Ибрахам в Мекке присутствуют «отпечатки ног» Пророка Авраама, которым около 4000 лет. Это очень интересное заявление, но к нему нельзя отнестись без академического скептицизма.
Действительно ли эти отпечатки ног сохранялись в течение 4 тысяч лет так, что об этом не знал никто из предыдущих читателей Писания? Или они являются дальнейшей инстанцией, чтобы признать это место как изначальное святилище Пророка Авраама?
Необходимо помнить, что сторонники предыдущих писаний находились в местностях Хиджаз во время откровения. Тем не менее, такие заявления не получили распространения среди евреев или христиан.
Тем не менее, более древнее еврейское предание говорит о том, что Краеугольный камень (древнеевр. «евен хаШетия») на месте Купола Скалы в Иерусалиме – место, на котором Пророк Авраам почти принес в жертву своего сына Исаака. Это место до сих пор остается одним из самых священных в Иерусалиме.
(7) терминология, используемая для различения Каабы и первого дома пророка авраама.
Первый дом Пророка Авраама, построенный им вместе с Пророком Измаилом, никогда не описывался в Коране как «Мечеть Харам», «Каба» или даже «Харам» (последнее «харам» (запретный) было главным эпитетом для этого места в Мекке).
Термин «харам» означает запрещать, предотвращать, делать незаконным, лишать, нерушимый, отказаться от чего-то или вступать в спор или пререкания. Это определение определенно соответствует многим текстам в Коране, в которых святилище в Мекке стало предметов споров между неверующими и мусульманами, при этом последним время от времен запрещалось появляться в ее окрестностях.
Тем не менее, изначальное святилище, построенное Пророками Авраамом и Измаилом, описывается главным эпитетом «Бейт» (дом) обычно с приставкой или суффиксом, но без использования термина «харам» (запретный/заповедный). Будь это первым домом (Аввала Бейт), или древним домом (Бейт аль-атик), или просто домом (бейт), следует использовать термин «Бейт» без использования «харам». Там, где Бейт и харам используются в сочетании друг с другом, речь идет об арабском святилище, как в аятах 5:2 и 5:97.
Более того, термин «бейт» просто означает дом, жилое строение или молитвенный дом. Это может быть ссылка на Каабу или любое другое место поклонения, как в Иерусалиме. Утверждение, что термин «бейт» (в единственном числе) является ссылкой на какую-то определенную мечеть, необоснованно.
Для описания святилища в Мекке (Саудовская Аравия) см.:
Мечеть Аль Харам (Заповедная мечеть) – 2:144, 2:217, 5:2, 8:34, 9:7, 9:19, 9:28, 17:1, 22:25, 48:25; 48:27.
Кааба – 5:95; 5:97.
Бейт Аль Харам (Священный дом) – 5:2, 5:97.
Бейт (дом) – 8:35.
Следует принять во внимание, что понимание того, что «священная мечеть» является ссылкой на землю с определенным периметром, в котором находится Кааба (или священный дом), не соответствует ни одному из аятов Корана. Это, конечно, может быть именно так.
Для описания места поклонения, которое Пророк Авраам построил вместе со своим сыном, см.:
Баитика Мухарими (Твой священный дом) – 14:37 (Для подробного изучения см. раздел ниже).
Бейт аль Атик (Древний дом) – 22:29, 22:33.
Аввала Бейт (Первый дом) – 3:96.
Бейт Аль Маамур (Посещаемый дом) – 52:4.
Бейт (Дом) – 22:26, 2:125, 2:127, 2:158.
(8) древние ритуалы были восстановлены в каабе
Упоминание древних ритуалов Авраама
«Воистину, тем, которые не веруют, сбивают других с пути Бога, не пускают их в Заповедную мечеть («Масджид Харам»), которую Мы воздвигли для всех людей, независимо от того, проживают они в ней или кочуют, а также тем, кто склоняется в ней к несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания» (22:25)
Из вышеуказанного аята становится понятно, что это обращение к неверующим со времен Пророка Мухаммада. Обратите внимание на использование слова заповедная/запретная мечеть («масджид харам») как места поклонения в Мекке.
Начиная со следующего аята и дальше, четко упоминаются древние права Пророка Авраама и то, как они были возложены на Пророка Авраама, его последователей и тех, кто пошел по его стопам в вере.
В дальнейшем нет упоминаний «Мечети Харам». Есть только упоминание святилища в «Беке», а не в Мекке. Это древние ритуалы, которые были поведаны Пророку Мухаммаду с определенной целью – чтобы восстановить их в Кабе.
«Вот Мы указали Аврааму на место Дома («Макаана-ибейти»): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает молитвы, кланяется и падает ниц» (22:26)
«Масджид Харам» не упоминается. Только «Дом», расположенный в определенном месте.
«Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог» (22:27)
Обратите внимание на обращение к «Ан Наас» (человечеству).
Немыслимо даже представить, что все Пророки, пришедшие после Пророков Авраама (Моисея, Давида, Соломона, Иисус и другие) выполняли бы свои права не в упоминаемом месте. Нам известно, что эти права были предписаны предыдущими писаниями. Также ясно, что эти права выполнялись в Иерусалиме, а не в Мекке. В исторических документах или предыдущих писаниях нет упоминания Мекки как священного места.
«Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Бога в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите несчастного бедняка!» (22:28)
«Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы) («бильбейт-ил-атик»)» (22:29)
Древний дом упоминается, а Масджид Харам – нет.
«Вот так! Кто почитает святыни Бога, тот поступает во благо себе перед своим Господом. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (22:30)
«Оставайтесь единобожниками и не приобщайте к Нему сотоварищей. А кто приобщает сотоварищей к Богу, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место» (22:31)
«Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Бога, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (22:32)
«Они (жертвенные животные) приносят вам пользу до определенного времени, а место их заклания – у древнего Дома («бейт-иль-атик»)» (22:33)
Хорошо известно, что на святой территории Мечети Харам не приносились жертвы. Этим занимались предыдущие Пророки в древних храмах. Известно, что древние евреи приносили жертвы в храме.
Следующий аят 22:34 сообщает читателю о связи с этим древними ритуалами из-за веры и преданности Богу. Каждой нации были даны такие ритуалы, как выражение глубокой любви к Богу. Пророк Авраам и его народ не были исключением. Пророк Мухаммад и его последователи также не были исключением, если должны были следовать по их стопам. Связью между всеми ними была глубокая любовь и преданность Богу.
«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений, чтобы они поминали имя Бога над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным» (22:34)
КААБА БЫЛА СДЕЛАНА МЕСТОМ МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ КУЛЬТОВ. РИТУАЛЫ АВРААМА БЫЛИ ВОССТАНОВЛЕНЫ
«Бог сделал Каабу, Заповедный дом, а также запретный месяц, жертвенных животных и животных (или людей) с ожерельями опорой для людей («киямал-ильнасси»). Это – для того, чтобы вы знали, что Богу известно о том, что на небесах, и том, что на земле, и что Бог ведает обо всякой вещи» (5:97)
САФА И МАРВА
Следующий факт является распространенным контраргументом:
Контраргумент: Холмы Сафа и Марва, упоминаемые в Коране, находятся в Мекке, а не в Святой земле.
ОТВЕТ:
Во-первых: В Коране нет никаких доказательств, что Сафа и Марвах являются или когда-либо были холмами.
Во-вторых: Мусульмане не исполняют «таваф» Сафы и Марвы, как этому учит Коран. Само слово «таваф» используется для обозначения хождения вокруг древнего дома (22:29). Зачем им вместо этого бегать между вершин двух холмов?
В кораническом контексте Сафа и Марва не упоминаются как «древний ритуал». Сафа и Марва упоминаются как место, в котором находятся «символы» Бога (необязательно связанные с Пророком Авраамом), и при желании хождение вокруг них позволительно.
Это не было «действием», основанном на обычае, а скорее «необязательным действием», при условии, что это место имело какую-то значимость для древних арабов, которая не объяснялась подробно в Коране. Это была явно языческая практика, которую было позволено использовать. См. аят:
«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Бога. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между («таваафа») ними («бихима»). А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Бог – Признательный, Знающий» (2:158)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая приведенные выше аяты и их анализ, есть серьезные основания полагать, что изначальное древнее место молитвенного дома Пророка Авраама находилось не в Мекке. Скорее, Бека напоминает место, расположенное где-то на благословленных равнинах святых земель, возможно, рядом с теми местами, где еврейскими пророками в дальнейшем строились и поддерживались храмы, или же в тех самых местах.
На основании коранических аятов позже утверждалось, что ритуалы Авраама были восстановлены в Каабе для последователей окончательного откровения. Связью между ними и древними была скорее вера, чем географическое расположение.
Кааба была местом языческого поклонения. Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении (62:2). Практики, которые были несовместимы с Исламом, были оспорены и в дальнейшем удалены. Те, которые соответствовали учениям Ислама, было разрешено оставить (2:158). Данное совершенство, которое было завершено (5:3).
Вне всякого сомнения, связь Пророка Мухаммада с местом в Мекке была исторической, возможно, начиная с его детства (2:144 – «…и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен».) Это место было выбрано, чтобы стать напутствием и Священным святилищем для новых мусульман. Именно здесь древние практики были восстановлены по Божественному предопределению.
В конце концов, Богу лучше знать.
ССЫЛКИ
[1] «Библия короля Иакова».
|