Atlantico: В Фесе недавно состоялась первая конференция, которая была посвящена самым широким вопросам истории древнего Марокко, от архитектуры до религии. Нам мало что известно о доисламских культурах. С чем это связано?Ау Сениге: Эта конференция — важное событие с любой точки зрения, потому что история современных арабских государств, понятное дело, начинается не с зарождения ислама в начале VII века. Об этом нельзя забывать. Вообще, эта монотеистическая религия, которую провозгласил в 610 году на Аравийском полуострове пророк Мухаммед, появилась не на пустом месте. Помимо архитектуры и религии, в доисламскую эпоху существовали арабская литература и поэзия, которая отличалась необычайной изысканностью как до, так и после распространения ислама.
Об этих доисламских культурах забывают или намеренно молчат, так как из учения абсолютной единичности Бога следует, что они отдаляют человека в целом и мусульманина - в частности, от веры в единого Бога в соответствии с правилами и принципами Корана, Сунны и «понимания благочестивых предков».В наши дни в умах некоторых мусульман образовалась настоящая путаница. Они не видят разницы между стремлением к познанию истории и желанием обратиться в иную религию. Они ошибочно видят в этом угрозу для целостности их собственной веры!
— Какие ценности были свойственны этим культурам (в частности по отношению к сексуальной жизни и женщинам)? Что они привнесли, и что дошло да нашего времени?— В доисламской Аравии, например, главенствовал племенной строй, где групповая свобода переплеталась с личностной, постоянно взаимодействовала с ней. В Мекке, помимо политеистической культуры, в которой свободно существовали иудаизм и христианство, была диалектика войны и мира между различными племенами, с набегами и т.д. Там в первую очередь главенствовала некая механическая солидарность, которая опиралась на такие качества, как отвага, честь и т.д. Как отмечает Роже Каратини (Roger Caratini), в основе бедуинской морали лежали следующие ценности: «отвага, племенная, семейная и личная честь, щедрость и гостеприимство».
Полигамия в тот момент имела широкое распространение в том плане, что чем больше у вас было жен, тем проще вам было утвердить мощь племени. Кроме того, мальчики ценились гораздо выше (они были символами силы группы), а девочек порой хоронили заживо... Именно ислам, кстати говоря, положил конец этому чудовищному обычаю!Что касается доисламской поэзии, в ней обычно воспевалась любовь и вино, или же содержались ехидные оскорбления в адрес враждебных кланов.
Тем не менее, хотя об этом часто забывают, ислам сохранил элементы доисламской культуры. Нужно сказать, что паломничество в Мекку стало обычаем в некоторых племенах задолго до появления ислама. Другим наследием доисламской эпохи стали полигамия и семантическое богатство арабского языка, на котором был написан Коран.— Как повлияло распространение ислама на эти культуры? Каково современное к ним отношение в этой религии? Вообще, как в исламе относятся к истории?
— Последствия оказались очень серьезными. Ислам жестко боролся с политеизмом под давлением ортодоксии. Далее под влиянием ортодоксов-суннитов были постепенно запрещены употребление спиртного и сексуальный либерализм (что в целом характерно для всех монотеистических религий), жестко разграничена полигамия и т.д. Некоторые современные активисты, которые придерживаются чрезвычайно жесткого восприятия религии, испытывают сильнейшую ненависть к определенным культурам доисламского периода. Вспомните об афганских талибах, которые разрушили Бамианские статуи Будды... или решивших уничтожить мавзолеи святых в Тимбукту исламистах из Мали. Как бы то ни было, нужно внести одно уточнение: к безжалостной войне с этими культурами ведет скорее не ислам как таковой, а недалекие активисты, которые с презрением относятся к знаниям в целом и наследию человечества в частности.Ау Сениге, доктор политических наук, научный сотрудник GREMMO и преподаватель политологии лионского Института политических исследований.