Ограничительные
рамки избирательных законов 1905 – 1907 гг., а также непосредственное
участие центральной и региональной администраций в процессе
регулирования избирательных кампаний привели к тому, что за весь период
существования дореволюционной Думы в российский парламент было избрано
79 депутатов-мусульман – 25 депутатов в Думу 1-го созыва, 37 мусульман
во вторую, 10 – в третью и 7 – в четвертую Думу.
Поскольку отдельные депутаты избирались дважды и более, то интересы
мусульманского населения страны представляли всего 67 персон,
объединившихся в самостоятельную мусульманскую фракцию. Архивные
материалы и публицистика того времени свидетельствуют, что как сами
мусульмане, так и не мусульмане рассматривали мусульманскую фракцию в
качестве «национальной группы», хотя она и возникла на почве общей
религиозной идентичности.
Характер и специфика российского парламентаризма не только сказались на
облике реформируемой политической структуры страны, но и оказали
влияние на деятельность в Думе отдельных фракций и депутатских групп.
Чем меньше было шансов у думских проектов обрести силу закона, чем
менее «властной» становилась Дума как одна из ветвей власти, тем
большее значение придавалось ее представительской функции.
Депутаты, особенно оппозиционные, чаще и охотнее апеллировали к своим
представительским обязанностям и пытались выступать в качестве «гласа
народа». Малочисленность мусульманского депутатского корпуса,
незначительность его влияния на думское большинство (следовательно и на
общедумскую стратегию) и традиционные бюрократические структуры,
отсутствие долгосрочных и главное результативных политических союзов,
постепенная потеря надежд и иллюзий на возможность осуществления
«мусульманских законов» и проектов — все эти факторы способствовали
тому, что мусульманские депутаты воспринимали себя в первую очередь как
единственные представители мусульманского населения в общеимперском
органе, репрезентировали себя в качестве защитников интересов
мусульманской уммы. Именно этими обстоятельствами определялась позиция
депутатов-мусульман, их деятельность (как думская, так и внедумская),
приоритетность в ней тех или иных проблем и вопросов, а также
взаимодействие депутатов с обществом.
Участвовавшие в политической модернизации страны, российские мусульмане
сами переживали процесс внутренней модернизации, находились на стадии
становления нового общества, общества современного типа. Изменения в
социальной структуре общества, социально-экономической и политической
сферах затрагивали непосредственно и духовную сферу, свидетельством
чего являются оживленные дискуссии о принципах и формах
самоидентификации (религиозного, этнического, языкового), периодически
выливавшиеся в публичные общественные дебаты.
В мусульманской (преимущественно татарской и азербайджанской) прессе
того времени дискуссии по вопросу о языке, самоназвании, о терминах
«нация» и «национализм», общетюркском и собственном литературном языке
стали важнейшей составляющей процесса самоидентификации. Отголоски этих
дискуссий сказывались на позициях, риторике и выступлениях
мусульманских депутатов, избранных от различных регионов,
представлявших в Думе различные этнические образования, разные
сословные и профессиональные группы мусульманского населения.
Но все же в целом политический опыт мусульманских депутатов
базировался, преимущественно на религиозной, этнической и региональной
идентичности. Доминирующей была именно религиозная идентичность,
которая и привела к созданию отдельной мусульманской фракции,
объединившей большую часть мусульманских депутатов всех четырех
дореволюционных Дум.
Среди многочисленных проблем, обсуждавшихся в стенах российского
парламента, для мусульман наиболее важными, пожалуй, были религиозные
проблемы, вопросы народного образования, переселенческая политика,
экономическое и правовое положение национальных окраин, наконец, вопрос
о праздничных днях. Именно при рассмотрении этих вопросов в комиссиях
и, особенно, во время общедумских дискуссий наблюдалась наибольшая
активность членов мусульманской фракции. По принципиальным вопросам
депутаты мусульмане занимали обычно консолидированную позицию.
В то же время внутри мусульманской парламентской группы были внутренние
расхождения и противоречия, обусловленные наличием особых региональных,
национальных или сословных интересов. Поэтому усилия депутатов по
созданию единого мусульманского политического сообщества не всегда
учитывали наличие этих межэтнических и межрегиональных противоречий,
сословных или же классовых проблем.
Именно последние стали основой для раскола мусульманского депутатского
корпуса, происшедшего в Думе 2-го созыва, и образования двух групп —
мусульманской фракции и мусульманской трудовой группы. Главный
водораздел между этими двумя мусульманскими группами проходил не
столько в сфере религиозных и культурных вопросов, сколько в социальной
области, базировался на радикализме части мусульманских депутатов в
аграрном вопросе. Радикализм же части мусульманских депутатов в этом
вопросе отражал ее остроту для широких слоев населения.
Вследствие дискриминационного характера избирательного закона 1907 года
представительство в Думе от отдельных мусульманских регионов, если
соотносить его с данными переписи 1897 г., было несоразмерным:
Волго-Уральский регион в четырех Думах был представлен 40, Туркестан и
Степной край — 16, Кавказ и Крым — 23 депутатами.
На рубеже XIX – XX столетий в состав Российской империи входили
обширные территории с мусульманскими подданными: Волго-Уральский регион
(с татарами и башкирами), Средняя Азия и Казахстан (населенные
казахами, узбеками, туркменскими и таджикскими племенами), Крым и
Кавказ (крымские татары, многочисленные горские народы Северного
Кавказа и азербайджанцы). Согласно всероссийской переписи 1897 года, в
Российской империи проживало 13,9 миллионов мусульман (не считая
жителей Бухары и Хивы), что составляло 11,06 % от общей численности
подданных империи. Из них 3,5 миллиона проживало в Европейской части
России, около 7 миллионов в Средней Азии, 3,2 миллиона на Кавказе и 122
тысячи в Сибири. В процентном соотношении к общему населению регионов в
Европейской части России мусульманское население составляло 3,8 %, в
Средней Азии 90,29 %, на Кавказе 34,54 % и в Сибири 2,2 %.
Диспропорции вызывали очевидное несогласие и протест российской
общественности. Требование восстановить представительство в Думе
среднеазиатских мусульман являлось одним из наиболее часто
встречающихся пунктов общей мусульманской политической платформы.
В условиях, когда мусульмане отдельных регионов были лишены возможности
посылать в Думу своих избранников, миссию по защите их интересов, по
озвучиванию их пожеланий и требований брали на себя мусульмане иных
регионов и областей империи, прежде всего, Волго-Уральского региона и
Кавказа. Этим можно объяснить стремление мусульманских депутатов
действовать в общеимперском парламенте консолидированно. В ряде
вопросов (вопросы религиозной свободы, национального образования,
введения национальных языков в судопроизводство и местные органы
самоуправления) члены мусульманской фракции действовали в союзе с
представителями других национальных групп, прежде всего с членами
Польского кола.
Наиболее важным для мусульманских депутатов был комплекс вопросов,
связанных с конфессиональной сферой и народным образованием.
Правительственные органы, ответственные за осуществление реформ,
настаивали на децентрализации религиозных центров, на раздроблении
существующих духовных учреждений на более мелкие и, соответственно,
менее влиятельные и жизнестойкие. В этом вопросе планы столичной
бюрократии и мусульманские проекты находились в непримиримой
конфронтации, что делало практически невозможным соглашение по этому
вопросу в условиях существующей политической системы.
К проблеме реформы религиозных институтов примыкали и вопросы,
связанные с расширением в государстве границ веротерпимости и
постепенный переход к провозглашенной «свободе совести». Позиция
мусульманских депутатов определялась не только их принадлежностью к
блоку оппозиционных фракций, которые неизменно выступали за отмену
каких-либо ограничений и ущемлений на религиозной основе, но и тем, что
для татарского населения вопрос о переходе из одного исповедания в
другое имел практическое значение. Он был необычайно актуален именно в
думский период в связи с наличием большой группы крещеных татар,
желавших вернуться к вере предков.
С религиозными вопросами был связан и вопрос о народном образовании. В
отношении правительственной политики в области инородческого
образования позиции мусульманских депутатов были близки к требованиям
нерусских депутатов в целом. Подобно другим депутатам, представлявшим
нерусское население окраин империи, мусульмане выступали категорически
против превращения государственной начальной школы в орудие обрусения
инородцев, настаивали на изгнании из школы политики и приближении
школьной системы к нуждам и интересам инородческого населения.
Последнее могло быть достигнуто только при условии допущения в
государственную школу народных языков, национальных преподавательских
кадров и учета при составлении программы обучения национальных,
культурных, языковых особенностей обучаемых детей. Изучение материалов
мусульманской периодической печати показывает, что в дореволюционный
период для мусульман весьма актуальным был вопрос о будущем
конфессиональных школ.
В силу того, что проекты реформы духовных учреждений, в ведении которых
de jure и de facto находились конфессиональные школы, так и не были
внесены в Думу, вопрос о мусульманской конфессиональной школе не
получил в парламенте ожидаемого резонанса. Не занимал он должного места
в деятельности членов мусульманской фракции в той степени, насколько он
был важен для мусульманской общественности в целом.
Несмотря на незначительные итоги законотворческой деятельности, как
депутатов-мусульман, так и Думы в целом, участие мусульманских
представителей в работе Российского парламента имело большое значение
для формирования политического движения мусульманских народов и татар,
в частности. Государственная дума была в имперской России единственной
всероссийской трибуной политического характера, с которой представители
мусульманской уммы могли публично и легально защищать свои
корпоративные интересы, учились выражать свои требования и находить
нужных политических союзников, привыкали к неизбежному компромиссу и
балансу интересов.