Газета "Наш Мир" br>Йемен сейчас, безусловно, твердо «занимает» второе место после Ливии по остроте происходящих там событий. Президент А.А.Салех пошел «ва-банк» и ввел в субботу вечером чрезвычайное положение по всей стране. В качестве повода был использован инцидент с обстрелом «неизвестными снайперами» протестующих, в результате чего погибло, по меньшей мере, 50 человек. Сегодня ожидаются их похороны, что, безусловно, будет использовано оппозицией для поддержания высокого «градуса» протестных настроений. Такие моменты как похороны «шахидов» на Востоке априори накаляют ситуацию автоматически. Обстрел оппозиционеров вновь, как и разгон палаточного лагеря, неделю назад, произошел во время молитвы, что только усиливает общее возмущение.
Введение чрезвычайного положения и отправка всего правительства в отставку – это все, что может сделать Салех сейчас. Других более активных и действенных методов воздействия на ситуацию в благоприятном для себя ключе и перехвата инициативы у него не имеется. Более того, «мирная тактика» оппозиции вынуждает его все время что-то предпринимать, а делать это в условиях дефицита сил и средств становится все труднее и труднее, практически автоматически приводя к ошибкам. Просто «заморозить» ситуацию у президента уже не получится, время заработало на оппозицию, Салех это чувствует, пытается как-то переломить эту ситуацию, но пока безуспешно. Косвенным доказательством этого является тот факт, что комендантский час никто не собирается соблюдать даже в столице страны и заставить население это делать, президентские структуры не могут.
Введение чрезвычайного положения, безусловно, было приурочено Салехом еще и к началу активной боевой фазы стран НАТО против Ливии. Это закономерно, так как на фоне настоящей войны ситуация в Йемене затушевывается. При всем этом, она как «под кальку» внешне развивается по «ливийскому сценарию», с одной только разницей: оппозиция категорически отказывается использовать методы вооруженной борьбы. При этом никаких вопросов расстрел реально мирной демонстрации, которая, кстати, ничего не атакует и не сжигает, почему-то у Вашингтона и Парижа не вызывает. А зря, реагировать все равно придется рано или поздно. Позиция «испуганного страуса» здесь не продуктивна.
Итак, чем кардинально новым была отмечена ситуация в Йемене за прошедшие выходные?
Первое и, пожалуй, самое главное. Началось, как мы и предполагали ранее, расслоение армии и спецслужб. Причем этот процесс необходимо рассматривать в совокупности с противоречиями в правящей семье. Сводный брат президента Мохсен аль-Ахмар явно сделал крен в пользу оппозиции, верные ему войска отказываются разгонять протестующих. Они держат нейтралитет по египетскому и тунисскому варианту. Более того, они не допускают проход через свои блок-посты в Сане лояльных Салеху частей республиканской гвардии и войск спецназначения для разгона митинга. Это уже вызвало вооруженную стычку между подразделениями, в результате которой погиб один офицер. Для Салеха – это самый плохой симптом, который означает, что процесс брожения достиг уже очень узкого и приближенного к нему круга. Зная Мохсена как очень изворотливого политика, следует предположить, что его позиция является хорошо продуманной, согласованна с племенной верхушкой и основными бизнесменами страны. Это было в выходные, а сегодня Мохсен официально объявил о переходе верных ему войск на сторону оппозиции. То же самое сделали командующие гарнизонами в большей части южнойеменских городов, в том числе в финансовом центре Хадрамауте
Второе. Продолжается отток сторонников президента. С заявлениями о переходе на сторону оппозиции за последние два дня заявили три министра, в том числе очень влиятельный руководитель государственного информационного агентства «САБА», а также министры по делам туризма и прав человека. Причем потеря для Салеха руководителя агентства крайне неприятна, так как он по роду своей службы знает много «деликатных подробностей» о семье президента. Отставка кабинета министров со стороны Салеха видимо должна была преследовать цель перехватить инициативу в этом процессе, пока все министры сами не убежали. Одновременно «дрогнул» МИД: послы Йемена в Ливии и Швейцарии, а также представитель в ООН перешли «на сторону народа». В данном случае это не натяжка, а реальное положение дел.
Третье. На сторону оппозиции официально перешло руководство Торговой палаты страны, которая объединяет в своих рядах всех основных бизнесменов. До этого случая ни разу бизнес-сообщество не проявляло себя так выпукло, даже в период кризисных моментов истории. Более того, бизнес-элита, как правило, во всех конфликтах занимало сторону президента. Руководителем Торговой палаты в настоящее время является сын самого богатого коммерсанта страны Саида, что само по себе очень характерно. Теперь коммерсанты перестанут снабжать президентское окружение «налом», что, несомненно, скажется на боеготовности республиканской гвардии, которая продолжает сохранять лояльность Салеху. Ранее фактически официально каждый бизнесмен отдавал 50% своей прибыли «семье». Одновременно следует ожидать усиление финансирования оппозиционеров, что, безусловно, поддержит их боевой дух.
Эти три момента на сегодняшний день означают серьезный надлом ситуации не в пользу А.Салеха, и его отставку необходимо ожидать с часу на час. ( эта статья отражает ситуацию на 14 часов 21 марта) На стороне президента из правящей элиты остались только два его сына и два племянника. Для того чтобы удержать контроль над страной этого далеко недостаточно, даже если командуют республиканской гвардией.
КСА фактически «умыло руки», поскольку не в состоянии каким-либо образом на ситуацию воздействовать. Похоже, что в Эр-Рияде окончательно отказались от мысли «сохранить Салеха» и предпочитают из «двух зол меньшее». Им выгоднее сейчас временно отказаться от своей идеи-фикс «о невозможности нахождения социалистов у власти в том или ином качестве» и согласиться на их вхождение в коалиционное правительство взамен на стабильность на своих южных границах. Аналогичной позиции придерживаются и в других странах Залива. Единственное, что их сдерживает для того, чтобы заявить это открыто, так это подсознательная боязнь того, что дурной пример может оказаться заразительным.
По последней информации посол Йемена в России перешел на сторону оппозиции. В Саудовской Аравии готовят резиденцию для А.А.Салеха., которого ждут в ближайшие двое суток.
|