Газета "Наш Мир" br>Военная операция сил коалиции западных стран против режима Каддафи грозит затянуться надолго. Пока неизвестно, решатся ли союзники начать наземную операцию в Ливии. Но эксперты уже отмечают, что активные боевые действия на суше могут привести к радикализации мусульманского мира и стать катализатором для раскола в ЕС и НАТО.
После того, как 17 марта Совет безопасности ООН принял резолюцию, предусматривающую возможность проведения иностранной военной операции против сил Муаммара Каддафи, 19 марта начались боевые действия, получившие название «Одиссея. Рассвет». В настоящее время в них участвуют Великобритания, Франция, США, Канада, Бельгия, Италия (ограниченно), Испания, Дания. Пока активно применяются военно-воздушные силы, а со вторника НАТО приняло решение о введении некоего морского заслона у берегов Ливии. При этом страны-участницы коалиции не могут прийти к согласию относительно начала сухопутной фазы «Одиссеи. Рассвет».
Очевидно, что, начав борьбу с Каддафи, в один момент превратившимся в глазах Запада из персоны-грата в кровавого деспота, европейцы не смогут уйти из Ливии, оставив «дверь открытой». Вместе с тем, любое резкое движение Запада в арабском мире может быть воспринято как сигнал к началу священной борьбы. Ау Европы сейчас нет сил и средств для ведения затяжного военного конфликта с арабским миром.
Тем не менее, отмечает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, «Европа втягивается в тяжелый военный конфликт, причем без понятных перспектив». «Военной целесообразности в нанесении удара по Ливии не было, — подчеркивает эксперт. — Каддафи давал нефть, он останавливал нелегальную эмиграцию. А вот теперь, когда она пойдет всерьез и по настоящему, страны коалиции просто задохнутся».
И все же, полагает Сатановский, наземную операцию силам НАТО проводить придется. Уничтожение танков и самолетов с воздуха мало что даст: Каддафи пересадит своих наемников на «тачанки пустыни» — джипы с пулеметами. Эксперт не сомневается, что лидер ливийской революции «будет отбиваться» от западной экспансии. «К Каддафи «подтянулись» наемники из Мали. Они, кстати, обучались в рязанском училище ВДВ. Десантники из Чада «воспитывались» в Великобритании, из Судана – «выпускники» из Франции. Это не бомжи с африканских помоек. Эти люди готовы воевать. Какие потери понесет коалиция – пока не ясно, но нанести ей соответствующий урон можно. Системы ПВО в руках арабов будут уничтожать европейцев и американцев с таким же успехом, как это происходит в Ираке и Афганистане», — заключил Евгений Сатановский.
Военная операция западных стран против режима Каддафи уже вышла за рамки резолюции СБ ООН. Изначально предполагалось лишь блокирование зоны полетов для ливийских военных самолетов с целью защиты мирного населения. Сейчас же ракетно-бомбовые удары коалиционных сил ставят под угрозу жизни людей. Как полагает старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института Востоковедения РАН Борис Долгов, «авиаудары могут в определенной степени снизить военный потенциал Каддафи, но чтобы «убрать» нынешнего ливийского лидера необходимо провести сухопутную военную операцию».
Аналогичной точки зрения придерживается и заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. По его словам, «авиационные удары коалиционных сил в Ливии не приносят желаемого успеха. Они могут лишь до определенной степени ослабить режим с точки зрения его военных возможностей, но не более того. Это рождает ситуацию неопределенности. Поэтому необходимо продолжение военной операции на земле», — считает эксперт.
В то же время, по его мнению, сухопутная фаза военной операции западных стран может внести раскол в единство стран-членов ЕС и НАТО. Здесь стоит учитывать, что согласие внутри Альянса не было достигнуто в самом начале, а «основная движущая и направляющая сила» НАТО – США — демонстративно устранились от лидерства. Наконец, даже государства Европейского Союза имеют различные взгляды как на развитие ситуации в Ливии, так и различные взгляды на то, что такое гуманитарная интервенция. «Инструменты для гуманитарной интервенции созданы, но как их применять не ясно. Попытки каким-то образом консолидировать Североатлантический альянс и Евросоюз, с точки зрения жесткости принятия решений в отношении Ливии, включая наземную военную операцию, это фактор, который может вызвать мощнейшую эрозию в ЕС и НАТО», — считает Дмитрий Данилов.
Ну и, наконец, существует реальная опасность, что боевые действия, развязанные западными странами, могут привести к радикализации мусульманского мира. Активность проявят в том числе и мусульманские диаспоры, находящиеся в Европе. «Удивительно, но гордящийся своей толерантностью Старый Cвет вряд ли ясно понимает пока всю опасность, исходящую от его гостеприимства. По крайней мере, по словам президента Европейского центра стратегической разведки и безопасности Клода Монике, «Европа должна принять беженцев и обустроить их, пока ситуация там не нормализуется». «Подавляющее большинство беженцев – нормальные люди, которые хотят быть интегрированными в общество». А если в результате бомбардировок в Европу хлынут не сотни тысяч, а миллионы беженцев, мечтающих «интегрироваться в общество»? Понимает ли Европа, во что она вязалась?
|