Газета "Наш Мир" br>Резолюция 1973 Совета Безопасности ООН, формально позволив установить запретную для полетов зону в воздушном пространстве Ливии и применить вооруженные силы с тем, чтобы лишить ливийского лидера Муаммара Каддафи возможности подавить последние очаги мятежа, открыла путь интервенции ряда стран НАТО в Ливии. Пока только с воздуха. Однако, как говорится, лиха беда начало.
В военной операции сразу приняли участие США, Франция, Великобритания, Италия и Дания. В зоне конфликта также появились шесть F-16 норвежских ВВС. Судя по сообщениям СМИ, могут присоединиться к этой коалиции Катар и Объединенные Арабские Эмираты.
Не оправдались расчёты на участие Саудовской Аравии - она в данный момент занята по поручению Вашингтона исполнением «интернационального долга» по отношению к правящему режиму Бахрейна, методично истребляющему шиитское большинство своего населения.
К 23 марта громче зазвучали голоса о том, что нести в Ливию «демократию» и «права человека» лучшего всего под руководством НАТО. Однако в отношении Ливии в «натовских друзьях» согласья нет.
Турецкая крепость
Против натовского мандата на боевые действия решительно выступила Турция, а без ее голоса принять решение невозможно, поскольку в альянсе действует принцип консенсуса. Возражения Турции выглядят вполне резонно, ибо «точечные удары» натовской авиации приводят к жертвам среди мирного населения, тогда как военный потенциал Ливии далеко не уничтожен. Да и не может он быть уничтожен в условиях, когда Муаммар Каддафи принялся вооружать гражданское население. В таком случае пришлось бы прибегнуть к тактике выжженной земли, как некогда во Вьетнаме. Однако последнее при всей отваге лауреата Нобелевской премии мира Барака Обамы сегодня невозможно.
Анкара настаивает на пересмотре натовской стратегии в отношении Ливии и весьма скептически оценивает роль Франции. «Мы не можем понять, - говорит министр обороны Турции Веджди Гёнюль, - почему Франция ведет себя так, будто ей одной поручили провести в жизнь резолюцию 1973, а потом неожиданно выясняется, что командуют операцией США».
В последние годы Турция утвердилась в качестве мощного регионального государства в регионе Ближнего и Среднего Востока, добилась укрепления политического взаимопонимания и экономических отношений с Ираном. И, конечно же, этот ценный капитал туркам не хочется потерять. Потери, однако, будут неизбежны, если произойдет вторжение войск хотя бы части стран НАТО в Ливию.
Вообще с Резолюцией Совета Безопасности ООН №1973 комментаторы запутались. Как пишет испанская газета El Pais, «никто так и не может договориться, как толковать резолюцию 1973 Совета безопасности ООН по Ливии. Вообще резолюции Совбеза представляют собой образчики намеренно двусмысленной юридической инженерии, главная задача которых – оставить место для политического и военного маневрирования. Британские министры - обороны и иностранных дел - Лиам Фокс и Уильям Хейг сами запутались в них вчера утром (21 марта). Они заявили, что бомбить Муаммара Каддафи законно в случае, если это продиктовано обстоятельствами, а вечером того же дня их представители утверждали обратное. Тем временем глава Пентагона Роберт Гейтс, более опытный в деле соблюдения приличий и хороших манер, уточнил, что убить Каддафи – это «не мудрое» решение».
Однако, чтобы убить Каддафи, для начала его надо изловить в каком-либо ливийском «Тикрите», а для этого нужно проводить сухопутную операцию. Вот вам и вся резолюция.
Заметно также, что в Турции серьезно обиделись, когда 19 марта их даже не пригласили на экстренный саммит в Париж, где лидеры ЕС, США и Лиги арабских стран обсуждали ситуацию в Ливии. Сначала не пригласили, а теперь предлагают принять участие в вытаскивании каштанов из огня. С одной стороны, в Турции недовольны бурной деятельностью Николя Саркози по организации интервенции. С другой стороны, турки не хотели бы, чтобы за операцию отвечал блок НАТО.
В любом случае Турция отказалась принимать участие в боевых операциях. Премьер-министр Турции заявил, что он не желает, чтобы Ливия стала «вторым Ираком» и Турция не будет присутствовать в Ливии «в качестве боевой силы». Но зато согласна взять на себя миссию по распределению гуманитарной помощи.
Немецкие манёвры
При голосовании в Совете Безопасности ООН по резолюции 1973 Германия, как известно, воздержалась. Воздержавшись, Берлин в дальнейшем, подобно Турции, исключил участие немецких военнослужащих в каких бы то ни было боевых операциях.
Одновременно Берлин утверждает, что, мол, солидарен с задачей «остановить Каддафи». Вот только «останавливать» должен кто-то другой, но не бундесвер. Министр иностранных дел Гидо Вестервелле говорит, что такая позиция нашла понимание у «многих европейских стран». К этим «многим» пока, правда, относятся Польша и Болгария. Возможно, впрочем, что вскоре, особенно если дела у интервентов не заладятся, количество сторонников у Берлина добавится.
Премьер-министр Польши Дональд Туск без обиняков заявил, что нет каких-то «чрезвычайных обстоятельств, непосредственно или косвенно связанных с безопасностью Польши, и нет ситуации, которая требует солидарности всего НАТО».
Что же касается премьер-министра Болгарии Бойко Борисова, то он выступил с резкой критикой военной операции в Ливии и подчеркнул, что болгарские пилоты никогда не примут участия в «подобной авантюре».
НАТО как Лебедь, Рак и Щука
По ходу развития боевых действий противоречия в стане НАТО только углубляются. 23 марта стало ясно, что Лондон хочет передать командование альянсу, но Париж полагает, что в данной ситуации ведущая роль НАТО неприемлема – Николя Саркози явно опасается, что «коллективное руководство» альянса выхолостит его роль как застрельщика «крестового похода».
Рим, убедившись в бесплодности всех попыток договориться на уровне альянса, пригрозил создать собственную командную структуру. Однако далее картинной позы Сильвио Берлускони дело, видно, не пойдет. Всем хорошо известно, что Италия явно не та страна, которая может снискать лавры на военно-командном поприще. Видно, зная такую особенность своей страны, министр иностранных дел Франко Фраттини в последние часы подчеркивает, что кампания в Ливии не должна перейти в войну (получается, что ракетно-бомбовые удары – это еще не война!?). С этой целью Фраттини предлагает учредить некий внутриливийский «Диалог национального примирения». Только кого с кем? – неужели законного правительства Ливии с боевиками «Аль-Каиды»!?
Другие страны НАТО на фоне роста количества жертв среди мирных граждан Ливии ставят вообще под вопрос целесообразность сохранения бесполетной зоны, предлагая воздействовать на Ливию экономическими средствами. Так, Германия, продолжая отвергать военное вмешательство, намерена использовать свое влияние в Европейском Союзе и добиться на предстоящем до конца текущей недели саммите ЕС масштабного нефтяного и газового эмбарго против Ливии. Только вряд ли подобный шаг встретит понимание со стороны Италии, которая больше всех заинтересована как раз в обратном – наращивании поставок из Ливии.
Немецкое агентство DPA 23 марта передало информацию о том, что Париж и Вашингтон согласовали «условия использования структур НАТО для поддержки сил коалиции», ссылаясь на сообщение французского правительства. Администрация британского премьер-министра также известила о том, что Дэвид Кэмерон и Барак Обама договорились о передаче НАТО руководящей роли в ливийской операции. Однако решения в НАТО принимаются на основе консенсуса. Как видно, в умах участников «самого миролюбивого блока» царит раздрай, и с каждым днем агрессии он только усиливается. Например, в последний момент норвежцы приняли решение о передаче своих шести истребителей под командование США.
Североатлантический альянс переживает разброд в связи с операцией в Ливии. Зачинщиками разногласий выступают США, Франция, Италия и Турция. Дипломаты описывают «схватки» в брюссельской штаб-квартире НАТО как нечто, что «в истории НАТО происходит впервые».
Возвращение к доктрине Буша
А что же предпримет в такой ситуации лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама? Говорят, что решение о руководстве интервенцией далось ему нелегко. Более того, он был вынужден уступить «трем валькириям» современной Америки - тройке советников женского пола в лице Хиллари Клинтон, Сьюзан Райс и Саманты Пауэр. Как утверждает Washington Post, именно эти дамы несут «основную ответственность за то, что вопреки рекомендациям Роберта Гейтса убедили президента Обаму в целесообразности бомбардировки Ливии». Однако, задается вопросом газета, «будет ли у этой миссии счастливый конец? Или это станет новой главой в «сумерках богов» и очередным ударом по американской репутации?».
И в этой ситуации Барак Обама не придумал ничего лучшего, как снова обратиться к несколько истрепавшейся доктрине Буша. «Ставки для Обамы очень высоки. Выше, чем ему хотелось бы. Если ему удастся создать в Ливии некое подобие демократии, он войдет в историю как деятель крупного калибра. Если нет, он рискует превратиться в Джорджа Буша №2, погрязнув в третьей войне. Обама пытается действовать осторожно, используя в качестве фигового листка Лигу арабских государств. А заправляют всем в этой операции якобы французы и британцы», - отмечает National Interest.
Убить Каддафи!
«Цель операции очевидна: смена режима в Триполи», - пишет немецкая Frankfurter Allgemeine. Однако только ли это?Начало агрессии против Ливии совпало во времени с двумя другими трагическими событиями: 19 марта 2003 года США начали вторжение в Ирак, а 24 марта исполняется 12 лет одной из самых чудовищных натовских агрессий – против Югославии. Судьбы руководителей этих двух государств, которые, как могли, созидали лучшую жизнь для своих граждан, мы помним.
Можно не сомневаться, что та же участь уготована и Муаммару Каддафи. Еще в конце февраля ведущий CNN Вольф Блитцер в прямом эфире спросил своего гостя – бывшего председателя комитета палаты представителей Конгресса США по вопросам внешней разведки Пита Хоэкстру: «Почему бы для предотвращения гибели тысяч людей не убить Каддафи точечным ракетным ударом?» Тот ответил: «Я могу сказать, что разведка США не знает, где точно находится Каддафи в данный конкретный момент. Он все время перемещается. Я не думаю, что его можно вот так вот ликвидировать точечным ударом».
Короче, осталось выяснить местонахождение ливийского лидера… Поэтому, друзья, ждите продолжения. Сафари состоится при любой погоде. Ведь при живом Каддафи, на стороне которого большинство вооружённых граждан страны, Ливию с её богатствами интервентам не захватить. Ливийский лидер это тоже понимает.
…История еще оценит и то, что было сделано для народа Ливии при Каддафи, и тех, кто ныне несет туда «гуманизм» на крыльях «томагавков».
|