Газета "Наш Мир" br>«Если США не удастся физически ликвидировать Муамара Каддафи, они будут вынуждены начать вторжение в Ливию», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД бывший депутат Европарламента от Италии политолог Джульетто Кьеза. При этом он уверен, что до начала наземной интервенции в эту страну остались считаные дни.
НАТО, наконец, согласилось взять на себя командование военной операцией против режима Муамара Каддафи в Ливии. Решение было озвучено по итогам прошедших в четверг консультаций.
«Но в любом случае наземная операция станет нарушением международного права»
При этом генсек альянса Андерс Фог Рассмусен подчеркнул, что пока речь идет лишь о том, что НАТО займется контролем воздушного пространства над Ливией. «На данный момент будет продолжаться коалиционная операция и операция НАТО», – добавил он.Вместе с тем события последних дней показали, что коалиция может не ограничиться воздушными авиаударами по территории Ливии. Хотя ранее руководство США неоднократно публично отвергало идею проведения в ближневосточной стране сухопутной военной операции, тем не менее в четверг стало известно о том, что к ливийским берегам отправляются более 4 тысяч американских морских пехотинцев.
Представители ВМС страны, в частности, сообщили, что речь идет о военных из состава амфибийно-десантной группы постоянной готовности Bataan и 22-го экспедиционного формирования Корпуса морской пехоты. «Корабли-амфибии оптимальны для выполнения широкого спектра миссий – от гуманитарной помощи до военных операций на суше и море», – заявил командующий десантной группой капитан Стивен Йодер.
О том, означает ли решение США отправить в Ливию своих морских десантников подготовку к наземному вторжению и к каким последствиям это может привести, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал экс-депутат Европарламента нескольких созывов политолог Джульетто Кьеза.
ВЗГЛЯД: Накануне появились сообщения о том, что США перебрасывают к берегам Ливии морскую пехоту, теоретически готовую высадиться на землю. Означает ли это, что США готовятся начать сухопутную операцию в Ливии?
Джульетто Кьеза: Если эта информация соответствует действительности, то можно говорить, что США готовы пойти на явное нарушение резолюции. Или американцы ожидают, что Совбез примет решение о наземной операции, или они готовы действовать самостоятельно. Это, как вы понимаете, не ново, так они поступали уже не один раз.
ВЗГЛЯД: То есть вы считаете, что США решат высадить войска даже без согласия Совбеза ООН?
Д. К.: Здесь бессмысленно гадать, так как все будет зависеть от дальнейшего хода событий. США, видимо, думали, что смогут легко уничтожить армию Каддафи за три–четыре дня. Но этого времени оказалось недостаточно. Поэтому они готовятся к худшему варианту – вторжению без решения Совбеза ООН. Конечно, было бы лучше, если бы все это происходило с согласия Совбеза. Но в любом случае наземная операция станет нарушением международного права. Первое решение Совбеза и так нарушило устав ООН, а второе, если оно будет, окончательно его разрушит.
Но они сами виноваты, что начали эту операцию, не имея объективной оценки ситуации. Теперь же они находятся в панике и принимают панические решения.
ВЗГЛЯД: Как должна сложиться ситуация в Ливии, чтобы США решились на наземное вторжение? И о каких сроках может идти речь?
Д. К.: Я думаю, что не больше недели. Во-первых, для того чтобы перебросить 4 тысячи морских пехотинцев, понадобится время. Примерно три–четыре дня. Во-вторых, должны быть сделаны соответствующие политические шаги.
Если коалиции не удастся физически ликвидировать Каддафи, они будут вынуждены начать вторжение. Ведь для них неприемлемо сохранение Каддафи у власти, поэтому других вариантов, кроме как его убить, у них нет. Значит, им придется оккупировать страну.
ВЗГЛЯД: Но 4 тысяч пехотинцев будет явно недостаточно для вторжения. Означает ли это, что будут проводиться новые переброски войск к Ливии?
Д. К.: Конечно, недостаточно, потому что у Каддафи есть армия. Не знаю, на сколько человек он может рассчитывать, но в случае иностранного вторжения он сможет мобилизовать людей. Это значит, что начнется война, возможно, даже партизанская.
ВЗГЛЯД: Возможно ли, что в случае вторжения часть нынешней ливийской оппозиции перейдет на сторону Каддафи ради защиты независимости страны?Д. К.: Думаю, что нет. Эта так называемая оппозиция представляет собой людей, которые вошли в альянс с Западом и готовы воевать вместе с ним. Тем более они оказались слабы. Наши СМИ пытаются представить их какой-то силой, но на самом деле это не так, они не располагают серьезными военными ресурсами.
ВЗГЛЯД: Ливийцы, до сих пор сохраняющие нейтралитет в этой борьбе между оппозицией и Каддафи, могут поддержать последнего в случае вторжения?
Д. К.: Конечно. Вторжение полностью поменяет расстановку сил. Насколько большим будет такое перераспределение, сказать не могу, но очевидно, что вторжение изменит психологическую ситуацию как внутри Ливии, так и внутри Европы. Потому что бесполетная зона – это одно, а наземное вторжение – совсем другое.
ВЗГЛЯД: Многие политологи говорили, что Николя Саркози начал эту войну ради поднятия собственного рейтинга внутри Франции. На ваш взгляд, его расчет оправдался?
Д. К.: У меня нет социологических данных, но очевидно, что он добивался именно этой цели – поднять рейтинг как внутри страны, так и на мировой арене. Особенно после решения Германии отмежеваться от военной операции в Ливии.
Поэтому все его заявления об ответственности Запада перед ливийским народом за нападение на них собственного диктатора являются лишь фикцией и пропагандой.Саркози разыграл свою партию, в которую вошли и войска, и Каддафи, и весь ливийский народ.
ВЗГЛЯД: Чем в таком случае руководствовался премьер Великобритании Дэвид Кэмерон? Поддержка антиливийской операции повысила его рейтинг?
Д. К.: Вряд ли. Хотя, как правило, в начале войны рейтинги действительно повышаются.
Например, господин Берлускони не захотел играть в эту игру и потерял поддержку большинства внутри парламента. Но, тем не менее, более 40% простого населения Италии выступает против участия нашей страны в этой авантюре. И это серьезная часть.
ВЗГЛЯД: Может ли в результате этой войны к власти в Ливии прийти не марионеточное, а независимое правительство?
Д. К.: Пока сложно делать такие прогнозы. Во-первых, от ситуации в Ливии будет зависеть ситуация в Сирии, Йемене, Египте, фактически во всем арабском мире. В истории арабского народа фактически впервые происходят такие события. Поэтому предсказывать, какую власть получит Ливия после этой авантюры, трудно. Можно лишь сказать, что последствия всего сейчас происходящего будут длинные, ситуация не будет ясна в течение нескольких месяцев, если не лет.
|