Газета "Наш Мир" br>Если коротко, то очень много. И вот почему.
В Ливии затейливые американские системы вооружений с большим успехом долбают танки и самолеты Муаммара Каддафи.
Ранее военная машина США с легкостью подавила сопротивление Ирака (дважды), а также Афганистана и Югославии. В военном смысле там даже не было противостояния. С самого начала было ясно, что имеющиеся в арсенале США и НАТО современные самолеты и ракеты разметут устаревшие системы ПВО этих стран примерно так же, как лет сто назад в битве при Атбаре огонь английских пулеметов выкосил десятки тысяч суданских повстанцев-махдистов.
Однако здесь следует сделать оговорку. Американское оружие, применявшееся во всех этих войнах, было не то чтобы последних моделей.
Оно, безусловно, было современнее, чем орудия войны, имевшиеся у Саддама Хусейна, и, в особенности, чем средства ПВО муллы Омара. К тому же, в отличие от сражения при Атбаре, где от каждой тысячи нападавших отбивались одним пулеметом, на этот раз соотношение больше похоже на такое, при котором на одного врага приходится одно орудие.
Здесь возникает такой вопрос. Зачем Соединенным Штатам Америки нужен, например, самолет Ф-22 «Рэптор», самый современный летательный аппарат из всех, что серийно производятся и эксплуатируются в мире?
29 марта 2011 года Главное бюджетно-контрольное управление США (ГБКУ) обнародовало статистические данные, из которых явствует, что цена приобретения одного самолета Ф-22 «Рэптор» возросла почти в три раза, с 139 миллионов долларов до 412 миллионов.
В ливийской кампании Ф-22 «Рэптор» участия, вопреки ожиданиям, не принимает. И в этом есть свой смысл. «Золотой» истребитель призван обеспечивать превосходство в воздухе, а не штурмовать наземные цели. К выполнению заданий подобного рода он едва ли приспособлен.
В задачу автора настоящей статьи не входит анализ сообщений о проблемах в работе установленной на Ф-22 многофункциональной усовершенствованной системы передачи данных, с помощью которой самолеты стран НАТО поддерживают друг с другом связь. То же самое относится и к известиям о технических неполадках, возникающих в недрах сего сверхдорогого аппарата.
Вопрос состоит в том, зачем они нужны вообще? Все 187 истребителей пятого поколения, построенных с использованием технологии «стелс» и способных нанести поражение любому воздушному противнику!
Вначале, в восьмидесятых годах прошлого века они предназначались для борьбы с советскими истребителями (sic!). Все было поставлено на широкую ногу и теперь неудивительно, что США влезли в такие долги.
В оправдание раздаются голоса, утверждающие, что программа постройки Ф-22 почти завершена, и что теперь, когда США превосходят остальной мир по численности истребителей пятого поколения в соотношении 187 к нулю, сэкономить что-либо на свертывании программы просто не удастся.
Чудненько!
Однако на подходе еще один истребитель пятого поколения – Ф-35. В настоящее время стоимость одного такого самолета оценивается примерно в 150 миллионов долларов.
Правительство США намерено приобрести у корпорации Lockheed-Martin 2400 самолетов Ф-35 на сумму около 323 миллиарда долларов.
Впечатляет. По деньгам – это «самая дорогая оборонная программа» за всю историю страны.
В целом, по оценкам ГБКУ: «С 2008 года портфель крупных программ по закупке продукции оборонного назначения Министерством обороны США увеличился с 96 до 98 программ, а капиталовложения в эти программы выросли до 1,68 триллиона долларов».
Здесь опять возникает большой вопрос: «А с кем воевать?»
Если взглянуть на оборонные расходы всего остального мира, исходя из предположения, что таким образом можно вычислить потенциальных противников, то потребуется не слишком много времени, чтобы придти к следующему выводу. Из десяти стран мира, больше других тратящих на нужды обороны, только Китай, Россия и Индия не являются членами ни одного из военных альянсов с участием США.
Но вместе взятые они тратят на военные нужды меньше трети того, что тратит США.
К тому же, лидерам всех трех стран президент Обама не так давно оказал самый радушный прием, из чего можно заключить, что он считает их друзьями Америки.
Кроме того, они являются крупными держателями долговых обязательств, выпускаемых Казначейством США, и в больших объемах скупают американские доллары.
Это в свою очередь приводит нас к проблеме госдолга США и к потенциальной возможности того, что правительство США когда-нибудь больше не сможет выполнять свои функции.
Бюджет Соединенных Штатов очень легко проанализировать и понять. Примерно половина бюджетных средств уходит на финансирование программы социального обеспечения и программ Medicare и Medicaid (в других частях света они известны как программы пенсионного обеспечения и пособия по инвалидности). Они финансируются в соответствии с отдельными законами и не могут быть изменены волевым решением. Еще четверть бюджетных средств или около того идет на военные расходы, а остаток – еще четверть – на все остальное: от образования до охраны природы и науки.
Поразительная вещь: когда президент Обама рассказывает, на что его администрация будет тратить деньги в первую очередь, он упоминает «создание рабочих мест, здравоохранение, чистые источники энергии, образование и инфраструктуру».
И где же среди всего этого затерялись расходы на Ф-22 и Ф-35?
Ну почему всякий раз, когда перед США встает вопрос «пушки или масло?», то победа всегда – всегда! – остается за пушками?
Поправка: следует читать «очень дорогие и ненужные пушки».
|